Окружная научно-практическая конференция
«Правильное питание - залог здоровья и успешного обучения ребенка»
КИСЛОРОДНЫЙ КОКТЕЙЛЬ
Секция ««Лично я - выбираю ЗОЖ!»

Авторы проекта:
Атякшева Полина , 6б класс
Симакова Алина , 6 б класс
Руководитель проекта:
Бредихина
Любовь Владимировна
с. ТИМАШЕВО
Март
2015.
Содержание
Введение………………………………………………………………стр. 3
1. Вступление…………………………………………………………стр. 4
2. История изобретения коктейля…………………………………...стр. 4-5
3. Состав кислородного коктейля……………………………………стр. 6-7
4. Способы приготовления…………………………………………...стр. 7-8
5. Механизм воздействия кислородного коктейля на организм…...стр. 8-9
6. Схема приёма кислородного коктейля……………………………стр. 9-10
7. Клинические исследования кислородного коктейля…………….стр. 10-12
8. Противопоказания к применению кислородного коктейля……..стр. 12
9. Практическая часть………………………………………………...стр. 12
10. Результаты исследования…………………………………………стр. 13
11. Выводы……………………………………………………………..стр. 14
12. Конечный продукт – буклет о кислородном коктейле………….стр. 14
13. Литература…………………………………………………………стр. 15
КИСЛОРОДНЫЙ КОКТЕЙЛЬ.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема исследования: Оказывают ли кислородные коктейли положительное лечебное воздействие на здоровье человека, в частности,
на здоровье ребёнка? Актуальность: Кислород – это один из важнейших элементов, участвующих в жизнедеятельности человеческого организма. За последние двести лет содержание кислорода в атмосфере Земли снизилось с 38% до 20%. В крупных городах недостаток кислорода приобретает масштабные формы, и городские жители остро ощущают его дефицит - Гипоксию.
Предмет исследования: кислородный коктейль. Гипотеза исследования: Если коктейль улучшает здоровье детей, то у учащихся употребляющих его, количество пропусков уроков по болезни должно снизиться. Цель исследования: Собрать материал по теме и выяснить, является ли кислородный коктейль напитком укрепляющим здоровье. Задачи:
Подобрать и изучить материалы литературы, интернет источников по данной теме.
Изучить состав коктейля, его влияние на организм.
Проанализировать уровень заболеваемости учащихся 2,3,4 классов, употребляющих коктейль.
Произвести необходимые расчеты.
Методы работы:
1.Поисковый (изучение литературы);
2.Исследовательский (математические расчеты, анализ);
3.Метод компьютерных технологий.
ВСТУПЛЕНИЕ.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ….(кислорода)

За последние двести лет содержание кислорода в атмосфере Земли снизилось с 38% до 20%, в то время как количество углекислого газа увеличилось с 1 % до 2,5%. Причинами этого стал:
технический прогресс человечества, который привел к сжиганию кислорода в процессе сгорания топлива и постоянно возрастающему загрязнению окружающей среды;
вырубка лесов;
хлорирование воды;
истощение почв;
химическая обработка продуктов.
В крупных городах недостаток кислорода приобретает масштабные формы, и городские жители остро ощущают его дефицит - Гипоксию.
Особенно сильное влияние его дефицит оказывает на детский организм, в котором скорость метаболических процессов, требующих активного участия кислорода, значительно выше. (Саканян Е. И. доктор фармацевтических наук). Но в настоящее время ученые уже придумали, как вести борьбу с кислородным голоданием. Этим средством стали кислородные коктейли.
Позвольте предложить вам порцию кислорода.
ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Об оксигенотерапии – лечении кислородом известно довольно давно. Те же самые кислородные подушки, барокамеры и кислородные ванны. В 60-е годы 20 столетия академиком Сиротининым был разработан метод энтиральной оксигенотерапии, суть которого заключалась в введении кислородной пены в желудок человека, эта пена применялась в виде кислородного коктейля. Советский ученый проводил исследования по изучению дыхательной функции желучно-кишечного тракта и возможности обогащения организма кислородом введение медицинского 99 % кислорода в виде пены через пищеварительный тракт. Позднее ученые стали подавать пенообразующую смесь в аппарат Боброва, наполнять её кислородом и по специальной трубке передавать в рот пациенту. Затем в лечебных и профилактических медицинских заведениях стали подавать кислородную пену в посуде и есть её ложками. Тогда это блюдо получило название «кислородный коктейль». С середины прошлого века усовершенствовались состав пенообразующей смеси и способы обогащения кислородом[8]. Изначально кислородный коктейль готовили в санаториях, профилакториях, детских учреждениях, а также больницах СССР. С 1970 г. стали выпускаться по приказу МЗ СССР аппараты « Здоровье », предназначенные для производства кислородной пены, которые просты в эксплуатации.

Синглетно-кислородная терапия. Кислородный коктейль (кислородная пенка) + ингаляции. Синглетно-кислородная терапия (СКТ) является новым методом кислородотерапии на основе применения синглетно-кислородных смесей (СКС). Под действием жесткого ультрафиолетового излучения происходит возбуждение кислорода воды и переход молекулы О2 в синглетное состояние. При этом молекула воды приобретает уникальное свойство — мелко кластерное состояние. Дополнительное применение магнитного поля способствует спиновой поляризации электронных облаков, что делает молекулу воды более энергоемкой. И соответственно воду — уникальной. Поступление СКС в организм человека осуществляется путем ингаляций, приема активированной воды, водных растворов, коктейлей и пенок. В результате применения СКС происходят следующие терапевтические эффекты: активация биохимических и биофизических реакций.
СОСТАВ КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ.

В настоящее время интерес к кислородным коктейлям возобновился.
Кислородный коктейль представляет собой воздушную пену из фитораствора или сока, которая насыщается кислородом. Все полезные коктейли можно разделить на две группы. Первая группа – кислородные коктейли, которые представляют собой пенную массу содержащую кислород с добавлением сиропов или соков. Своими лечебными свойствами они обладают из-за наличия в них кислорода, который попадает в кровь, и благотворно влияет на органы дыхания, пищеварения, сердечнососудистую и другие системы и органы человека. Основной компонент кислородного коктейля — газообразный кислород, (является пищевой добавкой Е948) по содержанию О2 более 99,0 %, которым насыщают купажный сироп и который в кислородном коктейле имеет по мнению НИИ Питания РАМН лечебно-профилактическое действие. Неотъемлемая часть кислородного коктейля это пенообразующее вещество, которое даёт стойкую пену, которая долгое время удерживает в себе кислород. Пенообразователи могут быть следующих видов: - экстракт корня солодки; - яичный белок; - раствор желатин;
- или специальные пенообразующие вещества.
Из сиропов широко используется сироп шиповника, яблока, вишни, смеси, меняя соки и сиропы.
Во всех случаях, как сок, так и сироп основной функции не выполняют, но улучшают вкус и повышают витаминный, микроэлементный и ферментный наборы, входящие в кислородный коктейль.
Следует учитывать, что все же главным действующим компонентом остаются кислород и используемый нами пенообразователь - густой экстракт солодкового корня, так же он является и лекарственным средством, применяющийся в медицине в составе грудных сборов, а также имеет слабовыраженные желудочное, слабительное свойства. Он содержит глюкозу, пектиновые вещества, флавонойды, глициризин. Вторая группа – это лечебные фитококтейли, целебные свойства, которых заключаются в лекарственных растениях, которые используются как отвары и настои. Главное назначение данных коктейлей – это профилактика патологических состояний, комплексное лечение и реабилитация больных. Фитококтейли укрепляют иммунитет организма, увеличивают адаптивные возможности организма и повышают процессы восстановления. В состав лекарственных кислородных коктейлей входят экстракты, сиропы, настои, отвары различных трав. Шиповник, бессмертник, зверобой, пустырник и другие растения, обладающие лечебными свойствами.
Третья группа – коктейли, в состав которых могут добавлены витаминные комплексы. Совокупность витаминных комплексов и трав во взаимодействии с кислородом улучшают действие коктейля, усиливая влияние на организм ребёнка.
СПОСОБЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

Существует 3 основных способа, как сделать кислородный коктейль:
Способ 1. С использованием кислородного коктейлера:
В емкость коктейлера налить жидкую основу и насыпать композицию. Перемешать жидкость до полного растворения порошка. Подать кислород в коктейлер. Полученную кислородную пену принять в порционные стаканы.
Способ 2. С использованием кислородного миксера:
В емкость налить жидкую основу и насыпать композицию. Подать кислород, включить венчик миксера и взбить содержимое стакана до получения густой однородной пены.
Способ 3. С использованием трубки с аэратором:
В емкость налить жидкую основу, насыпать композицию и тщательно перемешать. Подсоединить трубку с аэратором к источнику кислорода (кислородный концентратор, кислородный баллончик) и подавать кислород до заполнения емкости пеной. Аэратор должен быть полностью погружен в жидкость. Этот способ считается оптимальным для домашнего изготовления кислородных коктейлей.
Мы рассмотрим 1 способ приготовления коктейля.
В ёмкость объемом 400 мл высыпают 2 грамма пенообразователя и добавляют 100 мл жидкости-основы (сок, морс, молоко и др.).
Миксер, подключенный к источнику кислорода, опускают в смесь. В течение нескольких секунд жидкость наполняется газом.
Затем включают кислородный миксер на 10-15 секунд и вспенивают напиток.
Этот способ чаще всего используется в санаториях, детских садах, школах, где за небольшой промежуток времени необходимо сделать много одинаковых по вкусу порций кислородного коктейля
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ НА ОРГАНИЗМ.

Доставка в организм, который находится в состоянии гипоксии, кислорода помогает восстановлению ряда обменных и рефлекторных процессов. Лечебная сила и эффективность приема кислородных коктейлей заключается в совместном воздействии кислорода и фитовитаминного комплекса на все жизненно важные органы и системы организма. Действие кислородного коктейля на организм происходит в 3 этапа:
Этап 1. Всасывание. Кислород в виде пены проходит по желудку ребёнка и всасывается. Доставка кислорода в клетки осуществляется не только с кровью , но и через лимфу. Значит, кислород быстрее и проще поступает в органы и ткани нашего организма. Этап 2. Действие кислорода. Происходит активизация кровообращения в слизистой желудочно-кишечного тракта, за счет этого витамины и полезные вещества быстрее попадают в организм и начинают своё лечебное действие. Этап 3. Действие фитовитаминного комплекса. В результате активизации обменных процессов, значительно улучшается усвоение витаминных и травяных составляющих кислородного коктейля, поэтому их действие усиливается.
Кислородный коктейль запускает цепную реакцию:
Немедленное всасывание в кровь;
Быстрое усвоение кислорода;
Превращение поглощенного кислорода в энергию биологических процессов;
Нормализация метаболизма;
Улучшение кровообращения, окислительно-восстановительных реакций;
Стимулирование иммунитета,
в результате которой, организм из нерабочего или «поврежденного» состояния, переходит в нормальное «здоровое» состояние. Улучшается работоспособность, снижается утомляемость и нормализуется сон, восстанавливаются обменные процессы.
6. СХЕМА ПРИЁМА КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ

Для максимально эффективного воздействия на организм, кислородный коктейль рекомендуется употреблять курсами.
Минимальный рекомендуемый курс приема составляет 14 дней.
Повторный прием рекомендуется возобновлять не менее чем через 1 месяц. Длительность непрерывного курса может быть увеличена по рекомендации врача.
Рекомендуемая суточная норма для взрослых – 2 порции по 200-250 мл. Детям старше 3 лет- 1 порция 150-200 мл. Кислородный коктейль следует принимать за 30 мин до еды или через 1,5 часа после еды, в течение 5-10 минут после приготовления.
воовоВо время д
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ.

Так как центральная нервная система у ребенка сформирована не окончательно, то она является наиболее подверженной гипоксии. При данном заболевании наблюдаются следующие синдромы: 1.снижение работоспособности, 2.нарушение сна, 3.психоневрологические расстройства. Наиболее чувствителен к недостаче кислорода головной мозг и затем сердечная мышца. Достаточно 7-8 минут прекращения поступления кислорода в кровь, чтобы в коре головного мозга произошли необратимые изменения и восстановление жизни стало практически невозможным. Употребление кислородных коктейлей позволяет ликвидировать комплекс кислородной недостаточности в нервной системе. В 2010 году Научным центром здоровья детей РАМН было проведено исследование эффективности кислородных коктейлей в комплексном лечении пациентов школьного и дошкольного возраста с хроническими заболеваниями дыхательной и пищеварительной систем, часто болеющих и ослабленных детей. В ходе исследования пациенты принимали 200 мл коктейля ежедневно. В ходе клинических исследований не было выявлено побочных эффектов кислородного коктейля. Было отмечено улучшение состояния организма у всех пациентов с: 1. патологиями дыхательной системы; 2. 85 % детей с заболеваниями пищеварительной системы; 3. понижение содержания стафилококка в носоглоточной части с 53.1 % до 1%;
4. стрептококка вообще не было обнаружено.
5. отмечается высокий уровень лактобактерий.( Сайт БебиКлад.)
Также кислородный коктейль имеет еще много других показаний к применению, например таких как:
псориаз и другие заболевания кожи;
острые и хронические отравления;
острые аллергические реакции;
стрессовые состояния;
заболевания печени (хронический гепатит, холецистит, цирроз в стадии компенсации),
анемия.
физическое и умственное перенапряжения,
диабет,
эндокринные заболевания крови,
инфекционные заболевания,
ожирение.

Таким образом, в ходе клинических исследований, проведенных российскими учеными, было выявлено, что кислородный коктейль может оказывать следующее влияние на организм:
уменьшает вредное воздействие окружающей среды на организм человека;
снижает утомляемость, способствовует устранению синдрома хронической усталости и гипоксии
активизировать клеточный метаболизм
стимулировать сердечное и мозговое кровообращение
способствовать нормальному развитию плода в период беременности.
повышает выносливость у спортсменов;
улучшает функциональное состояние центральной нервной системы,
улучшает качественные характеристики сна;
улучшает состояние и цвет кожи;
укрепляет иммунитет и применяется для оздоровления, и омоложения.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ КИСЛОРОДНОГО КОКТЕЙЛЯ
Как и все лекарственные средства, кислородный коктейль имеет побочные эффекты и противопоказания к применению. К ним относятся
пенетрирующая язва желудка,
склонность к коронарным спазмам, так как дополнительное растяжение желудка может рефлекторно усиливать спазмы коронарных сосудов, вызывая стенокардию,
спаечная болезнь,
желчнокаменная болезнь.
хронические заболевания желудочно-кишечного тракта
мочекаменная болезнь
аллергическая реакция на определенные компоненты коктейля
астматический статус.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В ходе исследования в школе организовали оздоровительный кабинет, оборудованный специальным аппаратом для приготовления кислородных коктейлей. Готовили кислородные коктейли специалисты фирмы И.П. Тарасовой М.Е. - филиала Кировской компании ООО « Витасфера ». По разрешению всех инстанций и, в частности, директора нашей школы, они работали с нашими детьми два года. Использовали способ приготовления коктейля:
В ёмкость объемом 400 мл высыпали 2 грамма пенообразователя ( сухой экстракт солодки)и добавляли 80 мл сока ( яблочный, виноградный, вишнёвый). Дополнительно велось анкетирование родителей на аллергию у детей.
Миксер, подключенный к источнику кислорода, опускали в смесь. В течение нескольких секунд жидкость наполнялась газом.
Затем включали кислородный миксер на 40-50 секунд и вспенивали напиток. Получалось 0,3 литра коктейля. Продукт употребляли в течение 5 минут на месте приготовления. Для наглядности мы рассматривали 3 учебных года.
2011-2012 уч. год учащиеся не пили коктейль.
2012-2013 уч. год пили осенью и весной.
2013-2014 уч. год десять дней пьют, два месяца перерыв.
Наиболее яркую картину показали классы начальной школы, поэтому мы взяли их данные. Исследовали классы - 2а, 3б, 4б.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ




В таблице представлены пропуски учащихся по болезни (взятые из школьных журналов) в сумме в каждом классе.
![]()

ВЫВОДЫ:
Из данных таблицы и диаграмм видно, что количество пропусков уроков у школьников снизилось, значит, коктейль действительно укрепляет иммунную систему, и учащиеся меньше болеют. В итоге можно сказать, что кислородный коктейль оказывает только благотворное влияние на организм человека и способствует его оздоровлению и улучшению состояния. После коктейльного курса были отмечены следующие результаты:
- улучшилось общее состояние детей;
- снизилась острая заболеваемость;
- у детей с хроническим тонзиллитом нормализовалась бактериальная микрофлора;
- существенно улучшилась успеваемость по предметам;
- снизился уровень нервозного и депрессивного состояния.
Кислородный коктейль это доступное недорогое эффективное, а главное безопасное при правильном применении средство для лечения и профилактики заболеваний у детей, начиная с раннего возраста, которое они принимают с удовольствием. Но не нужно забывать про консультации у педиатра, который поможет при индивидуальном подборе составляющих коктейля, а, следовательно, поможет максимально эффективно и полезно использовать его лечебные свойства.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ НАШЕЙ РАБОТЫ - БУКЛЕТ О КИСЛОРОДНОМ КОКТЕЙЛЕ.


ЛИТЕРАТУРА
↑ Бычкова Н. К., Польза оксигенотерапии, энтеральный метод оксигенотерапии при туберкулезе
↑ 1 2 3 4 Ипатова М. В., Кубицкая Ю. В., Энтеральная оксигенотерапия в акушерской и гинекологической практике
↑ Статья врача Черячукина С.Ф. 2009г. "О применении кислородных коктейлей в образовательных учреждениях"
↑ Про кислородный коктейль: Труфанов С.Ф. «Энтеральная оксигенотерапия в лечении больных терапевтического профиля. 14 научная конференция слушателей военно-медицинского факультета 1980 г. Куйбышев, стр. 121-122
↑ Статья о Н. Н. Сиротинине из Большой Советской Энциклопедии
↑ 1 2 Информационные и методические материалы для медицинских работников кабинетов «Фитопрофилактика»
↑ Сиротинин Н.Н. «Влияние на организм перорального введения кислородной пены. Энтеральная оксигенотерапия». Киев, 1968 г., стр. 6-11. (материалы республиканской научно-практической конференции).
↑ Абдурахманова О. Г., Андреева К. М., Ермакова О. А., Эффективность энтеральной оксигенации в комплексной профилактике и лечении ранней плацентарной недостаточности при невынашивании. — Вестник РГМУ, 2007, № 2/55
↑ Радзинский В. Е., Ордиянц И. М., Абдурахманова О. Г. Оксигенотерапия в ранние сроки беременности
↑ Исследование Научного центра здоровья детей РАМН
↑Верещагина Софья женский сайт inmoment.ru
12.Кислород-ДВ, 680000 Khabarovsk e-mail: sales@kislorod-dv.ru
13. Moldova portal
Лавка аптекаря aptekun.ru›page/kak…pomoju-kislorodnyh-koktejlej…
Саканян Е. И. доктор фармацевтических наук
Кабишев К. Э. кандидат фармацевтических наук
Кобелева Е. В.
Сайт БебиКлад. « кислородный коктейль детям» bebiklad.ru
Г.В.Юдина cdipi.ru›news/article/istoriya
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1521708www.enci.ru/w/index.php?title=Кислородный_коктейль...=prev&oldid=50049838
bc-city.com/topic/79237-rebenku-davali-penu-v-detsadu/page-2
ru.wiki2.org/wiki/Кислородный_коктейль
ru.wikipedia.org/wiki/Кислородный_коктейль
vk.com/kislorodnie_cokteyli
vk.com/wall-77143502_23
allergygala.ru/stati/allergiya-na-kislorodnyy-kokteyl/
gta-moto.ru/voyna-mezhdu-kirgizami-i-tadzhikami-2014.aspx
13