Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников.
Слайд1
Меня зовут Дешкович О.В., я работаю учителем начальных классов и учителем логопедом в школе №19 . Тема моего выступления: Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников.
Вопрос «Как создать необходимые педагогические условия для успешного формирования и развития речевой деятельности» интересовал меня, как педагога, давно. Я накапливала материал, разработки, читала литературу…..
Третий год я работаю, с детьми с нарушениями речи,
и тема «Формирование и развитие речевой деятельности» - стала для меня приоритетной.
Процесс развития речи младших школьников нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-нибудь учебного предмета (чтения либо русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат.
Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, которое требует от учителя напряженного труда.
Сегодня я остановлюсь лишь на основных моментах системы работы в классе Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся я определила для себя :
Слайд2
Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества.
Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую деятельность. Использование различных методов работы для формирования речевой деятельности: наблюдений над языковым материалом, морфологического, словообразовательного анализа слов, дидактических игр, в том числе, сюжетно-ролевых, разыгрывания сценок, отгадывания загадок.
Взаимодействие с родителями
Слайд3,4
Частый вопрос родителей: От куда грязь в тетрадках? Почему ребенок пропускает буквы?
Я бы хотела представить Вам комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование речевой деятельности учащихся.
Слайд 5
Выделяют четыре уровня работы по формированию речевой деятельности учащихся. Приведу некоторые из методов и приемов развития речи, которые я использую в своей работе
Слайд6
Произносительный уровень.
У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям:
техника,
орфоэпия,
интонация.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.
Слайд7
Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта. Проводится сначала ежедневно, а в дальнейшем по мере необходимости.
Слайд8
Правильное дыхание очень важно для развития речи Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Во время разминки проводятся различные игровые ситуации на основе дыхательных упражнений.
Например упраженение СНЕГ (необходимо подуть на вату , губы должны быть округлены и вытянуты вперед.
Произношение пословиц на выдохе.
Слайд9
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки . У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Методику скороговорения использую на уроках чтения для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, а также выразительного чтения.
Использую следующие формы работы со скороговоркой.
Обыгрывание скороговорок:
- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно)
- проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями (например, хлопками, взмахами руки).
Можно устроить «Скороговорный круг». Для этого по кругу передаётся какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого ребёнка своя).
Поиграйте в игру «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или верёвочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернёт ленту и при этом правильно произнесёт скороговорку.
Слайд10
Совершенствование интонационных умений учащихся. Интонация – это звуковое средство языка. В структуру интонации как явления сложного входят такие элементы:
1) Методика (повышение и понижение тона).
2) Интенсивность (силовой или динамический момент).
3) Темп или длительность.
4) Пауза.
5) Особый тембр, как средство выражения эмоций.
Можно использовать игру МАЛЯР (выделение повышение и понижение тона), а также упражнение выделние голосом определенного слова.
Слайд11
2. Лексический уровень (словарная работа).
Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся.
Начинаю с обогащения словаря детей. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.
Слайд12,
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Упражнения с целью подбора слов с разными значениями.
Слайд13
В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся.
Слайд14
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. Можно использовать упражнения . В предложения добавляется по одному слову, или составление предложений используя вопросы.
Слайд 15
4. Уровень текста. Главную роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью которых ученики учатся создавать текст, речевые произведения.
Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы? С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения.
Составление связного текста из данных предложений., из неполных предложений, по вопросам.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога.
У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Вот и я поделилась своим опытом, надеюсь это вам пригодится в дальнейшей работе.
5