СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как составить рабочую программу по химии для 9 класса"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлено составление рабочей программы по химии для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как составить рабочую программу по химии для 9 класса"»

Рабочая программа по химии 9 класс



Основное содержание курса

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. (12+1ч). Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование. Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в 11 растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином. реагирующих веществ).

Тема 1. Металлы (12+1 ч) Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. 12 Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. участием металлов и их соединений.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (5 час) 1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Тема 3. Неметаллы (38+1ч) Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. 14 Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид- ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36.Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (5 ч) 1. Решение экспериментальных задач по теме 1.2. «Галогены, сера, кислород». 3.4.. Решение экспериментальных задач по теме «Азот, фосфор, углерод, кремний». 5. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (14+5ч) Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличиеграницы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Материально – техническое обеспечение.

Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция) Москва, «Дрофа», 2008г. Большой справочник. Химия. Готовимся к ЕГЕ. Химия. Гимназия на дому. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия». Л.Ю. Аликбеков «Полезная химия». Б.Д. Степин «Занимательные задачи и эффективные опыты по химии». А.И. Артеменко «Удивительный мир органической химии». Л.Б. Бестаев. «Окислительно – восстановительные реакции». Химия. Олимпиады 8 - 11 класс. Школьный словарь химических терминов.


Печатные пособия. Неорганическая химия (Строение атома. Электронная орбиталь. Модели атомов некоторых элементов. Химическая связь. Валентность. Степень окисления. Кристаллы. Номенклатура солей. Бинарные соединения). Органическая химия (Номенклатура органических соединений. Структурная изомерия. Пространственная изомерия. Гомология. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Функциональные производные углеводородов). Справочные таблицы (ПСХЭ Д.И. Менделеева. Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов. Количественные величины в химии. Относительные молекулярные массы неорганических веществ). Техника безопасности (Правила Т/Б при работе в химическом кабинете. Знаки по Т/Б при выполнении химических опытов. Правила Т/Б при работе со спиртовкой). Химическое производство (Способы сжигания топлива. Производство аммиака. Обжиг аммиака. Производство серной кислоты. Производство азотной кислоты. Производство аммиачной селитры. Силикатная промышленность. Электролиз хлорида натрия. Обогащение руд флотацией. Получение алюминия. Химия доменного процесса. Производство чугуна, Конвертер с кислородным дутьем, Выплавка стали в электропечи. Выплавка стали в электронно – лучевой печи. Переработка нефти). Инструктивные таблицы (Химическая посуда. Нагревательные приборы. Нагревание. Выделение веществ из неоднородной смеси. Выделение веществ из однородной смеси. Приготовление растворов заданной концентрации. Получение и собирание газов. Взвешивание. Общие правила работы со щелочами. Общие правила работы с кислотами. Общие правила работы со щелочноземельными металлами. Устройство и использование аппарата Киппа).

Информационно – коммуникативные средства. Стенды (Т/Б. Растворимость кислот, солей и оснований в воде. Ряд активности металлов. Ряд активности неметаллов. Количественные величины в химии. ПСХЭ Д. И. Менделеева). Таблицы (Органическая химия. Неорганическая химии). Портреты (М.В. Ломоносов. Д.И. Менделеев. А.М. Бутлеров).

Экранно – звуковые пособия (ДВД=Р Кирилл и Мифодий 8-11 класс)

Диски по химии (Виртуальная химическая лаборатория. Миниральные вещества. Соли. Производство углеводородов. Вещества и их превращения. Атом и молекула. Углерод и его соединения. Химия 9 класс. Неорганическая химия. Химия элемента. Занимательная наука. Открытая химия. Химия 8 класс. Виртуальная химическая лаборатория. Водные растворы. Сложные химические соединения в повседневной жизни. Кислоты и основания. Органическая химия КИМ8-9 класс. КИМ 10-11 класс. Химия общая и неорганическая 10-11 класс. Самоучитель. Решение задач. Химия в школе. Вещества и их превращения. Технические средства обучения (компьютеры, проектор, экран).

Учебно – практическое и учебно- лабораторное оборудование микролаборатории, химические реактивы, набор для опытов с электрическим током, источник высокого напряжения, прибор для электролиза, аппарат для дистилляции воды, прибор для синтеза соляной кислоты, эвдиометр, прибор для получения растворенных веществ в твердом виде, прибор для электролиза солей, озонатор, столик подъемный, весы электронные, весы технические, весы равноплечные ручные, установка для перегонки веществ, термометр.

Модели (кристаллические решетки).

Натуральные объекты: (Стеклянная посуда, изделия из стекла, алюминий, шкала твердости, пластмассы, волокна, топливо, стекло, уголь, нефть и нефтепродукты, металлы и сплавы, минералы и горные породы, каменный уголь, чугун, чугун и сталь). Специализированная учебная мебель.


Учебно – методическое обеспечение:


для учителя: учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2016.

  3. Габриелян О.С., Купцова А.В. Методическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2014.

4. Габриелян О.С., Березкин и др. Контрольные и проверочные работы. 9 класс.М.:Дрофа,2014.

5. Габриелян О.С., Купцова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. М.: Дрофа.2015.

6. Габриелян О.С., Купцова А.В. Тетрадь для оценки качества знаний. М.: Дрофа,2016.

7. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Контрольные работы. М.: Дрофа.2016.

8. Габриелян О.С., С.А. Сладков. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2016.

9. Габриелян О.С., Т.В. Смирнова, С.А. Сладков. Химия в тестах, задачах и упражнениях. М.: Дрофа.2016.



Дополнительная литература для ученика и учителя:

1. Москва, «Дрофа», 2008г. Большой справочник.

2.Химия. Готовимся к ЕГЕ.

3.Химия. Гимназия на дому. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова

4.«Химия». Л.Ю. Аликбеков

5.«Полезная химия». Б.Д. Степин

6.«Занимательные задачи и эффективные опыты по химии». А.И. Артеменко

7.« Удивительный мир органической химии». Л.Б. Бестаев.

8.«Окислительно – восстановительные реакции».

9.Химия. Олимпиады 8 - 11 класс.

10.Школьный словарь химических терминов.



Интернет ресурсы:

Кирилла и Мефодия. (2) /2005 г. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru



Мультимедийная поддержка курса:

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru

ТWebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru