Статья
«Коллективный труд в воспитании подрастающего поколения»
Воспитатель: Дитман Наталья Викторовна
МБДОУ № 93 «Детский сад «Капитошка»
г. Норильск Красноярский край
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь
наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность, рождает новую
красоту в окружающем мире…»
В.А.Сухомлинский
Трудовое воспитание детей – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Наша цель направлена на формирование положительного отношения к труду. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Наши совместные задачи как воспитателя так и младшего воспитателя состоят из:
Формирования предпосылок трудовой деятельности;
Воспитания положительного отношения к труду взрослых;
Воспитания личности ребенка.
Особое значение мы придаем объединению детей в труде, давая понимание, что «совместную работу» надо особенно ценить- это начало нашего коллективного труда.
Отличительной особенностью труда у детей является его близость к игре. Взаимосвязь детского труда и игровой деятельности проявляется в разных формах:
Игра отражает труд взрослых;
Элементы трудовых действий отражаются в игре;
Трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры;
Игровые действия включаются в процесс труда.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру- играют водой во время умывания; при дежурстве ребенок может играть с тарелкой, как с рулем от автомобиля; при складывании мелких игрушек в коробку, превращает ее в грузовик.
Особенностью трудовой деятельности детей дошкольного возраста в том, что она находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослых. Все направления трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) мы реализуем в совместно-организованной деятельности в ходе режимных моментов, используя художественное слово или музыкальное сопровождение.
В нашей группе традиционно раз в неделю проходит «День Чистюли». (фото 1) Перед началом уборки, воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, объединившись по подгруппам. В одной подгруппе помогает наметить этапы работы и распределить обязанности воспитатель, в другой подгруппе- младший воспитатель. При такой форме организации труда дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников, используя при этом личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Наряду с коллективной деятельностью, детям даем и индивидуальные поручения, разнообразные по трудности и характеру, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения своих воспитанников. (фото 2)
Например: Группа детей делится на три команды. Первая команда- дежурит по столовой, в спальне; вторая команда- по подготовке материала к занятиям; третья команда- в уголке природы. Дежурство по столовой и в спальной комнате проходит под руководством младшего воспитателя. Она учит детей правильно сервировать стол, раскладывать салфетки в салфетницы, пользоваться щеточкой и совком для уборки столов, расстилать кровати, складывать рубашки. (фото 3) Дежурными по подготовке к занятиям руководит воспитатель. Она поручает подготовить краски, цветные карандаши, помочь подобрать раздаточный материал и т.д. Вместе с воспитателем и младшим воспитателем, в уголке природы, дежурные ухаживают за растениями, убирают сухие листики, протирают и опрыскивают листочки, рыхлят почву, поливают цветы.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость этой совместной работы; поддерживали и продолжали ее дома. В общении с родителями используем разные формы работы:
Проводим фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду и дома;
Выставки совместных рисунков и работ;
Консультации на темы: «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»; «Труд- средство всестороннего развития детей»;
Анкетирование родителей на тему: «Методы трудового воспитания в домашних условиях»;
Совместные праздники и досуг.
Только совместный труд детей, педагогов и родителей дает детям почувствовать взаимоотношения людей в труде, вызывает чувство гордости от причастности к труду, дает возможность ощутить радость совместного труда.
В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал,« что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-либо способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра».