Комплексное сопровождение ребенка в средней
общеобразовательной школе
Автор Власова Галина Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе средней общеобразовательной школы № 2 г. Брянска
Аннотация
В предлагаемой статье обосновывается необходимость создания системы комплексного сопровождения учащихся в условиях средней общеобразовательной школы. Описывается международный опыт оказания комплексной помощи ребенку в образовании. Предлагается детальная модель построения системы сопровождения, созданная на основе опыта работы, накопленного в средней школе № 2 г. Брянска. Представлены особенности организации УВП, необходимые для успешной реализации комплексного сопровождения.
Адресована руководителям общеобразовательных учреждений.
Использованная литература
1. Актуальные вопросы комплексного психолого-медико-социального сопровождения личностного развития ребенка. Сборник научных статей/ Под научной редакцией В.П. Быкова, В.Н. Власова, А.С. Ткаченко. – Брянск, 2000
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Издательство ЦСПА «Генезис», 2000.
3. Власов В.Н. Психолого-педагогические основы формирования и функционирования службы помощи детям и подросткам. Материалы кандидатской диссертации. Брянск, 1997.
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. В ж. классный руководитель, № 3, Москва, 2000.
5. Деятельностная теория учения как основа построения учебного процесса. Тезисы докладов научно-практической конференции выпускников Учебного центра 14-16 мая 1996 г. Под научной редакцией Н.Ф. Талызиной. Брянск, БИПКРО, 1996.
6. Казакова Е.И., Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Санкт-Петербург, 2000.
7. Методическое обеспечение Службы помощи образовательного учреждения. Под редакцией А.С. Ткаченко. Брянск, 1995.
8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Министерства Образования Российской Федерации, август 2003.
9. Пикан В.В. Школа со среднеуровневым и профильным обучением. В кн. «Управление развитием школы» Под редакцией М.М. Поташника, В.С. Лазарева М. Новая школа.
10. Проектирование и формирование развивающих образовательных сред. Материалы Всероссийской конференции и учебных курсов для руководителей и специалистов центров СПС, школ здоровья и развития. Брянск, 2001.
11. Проект «Школа здоровья». Под общей редакцией Кузнецовой И.В.. Москва, 1999.
12. Подчанимова Г.Н. Здоровье ученика в образовательном процессе: управленческий аспект. Курск, 1998.
13. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Сборник научных статей. Под общей редакцией А.С. Ткаченко. Брянск, Грани, 1994.
14. Разноуровневое обучение. В кн. «Новые педагогические и информационные технологии». Москва, Academia, 2000.
В последние годы в отечественной педагогике активно декларируется приоритет личности ребенка и на этой основе намечается осуществить переход системы образования на доктрину «личностно-ориентированного образования» (И.С. Якиманская, Л.М. Фридман, О.С. Газман).
В то же время в условиях кризиса последних лет, вызванного последствиями социально-экономических изменений в стране, дети являются наиболее незащищенной категорией населения в силу их особой уязвимости и несформированности личности и как никогда нуждаются в помощи со стороны государства. Необходимость оказания детям различных видов помощи и поддержки также актуальна в связи с экологическими бедствиями последних десятилетий, которые повлекли за собой нарастание негативных тенденций в динамике состояния психического, физического и социального здоровья детей в целом в Российской Федерации и в частности в Брянской области.
Современное состояние общества и социальный заказ на создание необходимых условий для полноценного и нормального образования детей на принципах гуманистической педагогики и психологии делают исключительно важным вопрос формирования комплексных педагогических систем развивающего типа, позволяющих объединить различные сферы жизнедеятельности ребенка в школе и обеспечить на этой основе взаимодействие всех участков образовательного процесса и целостность его построения.
В настоящее время в условиях образовательного учреждения возможно создать специальную модель комплексного сопровождения, основанную на психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержке учащихся. Предпосылкой является то, что в школах работают такие специалисты, как социальные педагоги, психологи, медицинские работники.
К истории вопроса
Сама идея оказания комплексной помощи ребенку в образовании не является абсолютно новой. В мировой системе образования широко известен термин «School counseling and guidance», что означает «школьное консультирование и руководство». Так называется психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «guidance»- помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.
Совершенствование содержания деятельности специалистов системы «counseling and guidance» привело в Англии к тому, что в настоящий момент употребляя понятие «guidance», имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предлагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, помощь в выборе предметов, заботу, поддержку, опекунство.
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием «School counseling and guidance and career counseling», что переводится как «система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути.»
В России в последние десятилетия рассматриваемой проблеме посвятили свои публикации О.С. Газман (педагогическая поддержка в образовательном учреждении как система, включающая психологическую, социальную, медицинскую службы), А.В. Мудрик (помощь школьнику в его личностном развитии), Ш.А. Амоношвили (сотрудничество педагога с ребенком в преодолении трудностей).
Группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Л.М. Шипицыной и Е.А. Казаковой (Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга) в публикации «Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы» пишут: «История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более 2-х веков и очень краткая- всего 10-15 лет. Более 200 лет в российской системе специального образования развивается модель взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику уровня и потенциала развития ребенка и проектирование целесообразных коррекционно - развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с развитием гуманистических ориентаций в российской педагогике была продекларирована необходимость и начала развиваться отечественная система сопровождения развития каждого ребенка в независимости от того, какой системы образования он принадлежит».
Ученые из Санкт-Петербурга раскрывают содержание и деятельность служб сопровождения образовательного учреждения. Они называют эти службы структурными подразделениями образовательного учреждения, возникающими в его рамках, подчиняющимися руководству образовательного учреждения и предназначенными для сопровождения учащихся этого учреждения. По их мнению «… под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (упрошенна трактовка: сопровождение- это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора- множественные проблемные ситуация, при решении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития».
Предпосылки организации комплексного сопровождения учащихся в школе № 2 г. Брянска
В конце 90-х годов теперь уже прошлого века коллектив школы № 2 работал над педагогической проблемой индивидуализации и дифференциации образовательного процесса школы. На первом этапе работы по данной проблеме наши учителя были ориентированы на ознакомление с методами изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Основным, интегративным методом стал психолого-медико-социально-педагогический консилиум. Было разработано Положение о консилиуме, протокол согласованных действий специалистов по изучению личности ребенка, алгоритм действий классного руководителя по составлению индивидуализированной характеристики класса. В начальной школе стали вести индивидуальные карты наблюдения за развитием ребенка.
На втором этапе была спланирована деятельность по изучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс индивидуализированных форм организации работы учащихся на уроке. Несколько педсоветов и дидактических семинаров было посвящено методике организации индивидуализированной самостоятельной работы с дифференцированными группами внутри класса смешанных способностей, методике проведения групповой и парной работы на уроке. Педсоветы были посвящены роли учителя во внутриклассной дифференциации обучения, формированию общеучебных умений и навыков учащихся, индивидуальному подходу, к формированию профессиональных планов выпускников.
В школе были организованы психолого-педагогические семинары, посвященные особенностям работы педагога с разными группами учащихся. Большая просветительская работа была проделана в этом направлении психологом школы.
Диагностика познавательных способностей учащихся, проводимая психологом внутри классных коллективов, рекомендации, выдаваемые на основе диагностики, помогали организации более эффективной работы учителей предметников, классных руководителей, строящих свою работу с учащимися на принципах личностно-ориентированного подхода в образовании.
Изучение профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени обучения, оказание помощи в профессиональном выборе помогал осуществить Областной центр профориентации молодежи. Работники профцентра занимались не только диагностикой, но и помогали на индивидуальных консультациях выпускникам лучше узнать свои способности и более осознанно совершить выбор профессии.
Внеклассная воспитательная работа в школе строилась также с позиции личностно-ориентированного подхода и была направлена на создание условий для раскрытия индивидуальных способностей и интересов школьников в рамках детских объединений и организаций.
В школе была разработана система диагностики результатов работы с учащимися по следующим показателям:
- состояние здоровья;
- умственное развитие;
- психологический микроклимат в классных коллективах;
- мотивация учебного труда;
- воспитанность;
- профессиональное самоопределение выпускников.
Результаты диагностических исследований и результаты работы школы в целом позволяют утверждать, что в ее развитии наблюдаются положительные тенденции. Тем не менее, чтобы успешно решать вопросы обучения, воспитания и развития учащихся, обеспечивать коррекцию социально-эмоциональных проблем их личностного роста, необходимо комплексно подходить к использованию различных психолого-педагогических средств, обоснованно включать их в развивающую и воспитательную среду, что становится возможным на основе службы комплексного сопровождения учащихся в рамках средней общеобразовательной школы.
Новизна нашего подхода заключается в том, что школа, где ребенок находится 11 лет, и есть система комплексного сопровождения, основанная на стратегии взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим, субъектное взаимодействие между участниками образовательного процесса определяется нами в качестве ключевой идеи при разработке и реализации нашей модели.
Модель комплексного сопровождения Приступая к разработке модели, мы определяем комплексное сопровождение ребенка, как взаимодействие с ним в течении всего времени его пребывания в школе всех служб образовательного учреждения (медико-валеологической, воспитательной, социально-психологическая, методико-дидактической), направленное на разрешение жизненных проблем его развития. Основывается это сопровождение на принципах помощи и поддержки как основных принципах образования в гуманистическом обществе. Таким образом, сопровождение в учебно-воспитательном процессе - это целая система. В центре этой системы находится ребенок, с которым должна быть построена комплексная работа в ходе всей его школьной жизни.
И это не только деятельность специалистов школы, а обоюдное, долгосрочное взаимодействие с самим учащимся как субъектом учебно-воспитательного процесса.
Основные области деятельности службы:
- решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
решение социально-эмоциональных проблем;
помощь и поддержка в учебе ( как основной компонент жизнедеятельности ребенка);
помощь в выборе досуговой сферы самореализации;
помощь в выборе образовательного маршрута и далее – в выборе пути дальнейшего профессионального образования.
Таким образом, комплексная модель должна включать следующие блоки:
валеологическое сопровождение ( цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе школы посредством реализации программы «Здоровья».);
психологическое сопровождение ( цель – оказание помощи учащимся в формировании жизненных ценностей, моральных норм, образцов поведения через систему внеклассной воспитательной работы школы);
педагогическая поддержка в учении (цель – помощь в формировании знаний о мире, способах познания всем категориям учащимся).
Психолого – медико – социально - педагогический консилиум Важную роль в системе сопровождения играет психолого-медико-социально-педагогический консилиум. Он является интегрирующей структурой комплексного сопровождения. В ходе консилиума решение глобальной задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.
Целью консилиума является определение и организация в рамках реальных возможностей школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями учащихся в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Консилиум проводится по результатам плановой комплексной диагностики, а также по запросу администрации, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся.
Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.
Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
Воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю - предметнику.
Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов школьника, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Предметом обсуждения на консилиуме могут быть отдельный учащийся, группа учащихся или целый класс. Консилиумы могут быть плановыми и внеплановыми. Тематика плановых определяется в начале учебного года в годовом плане работы школы.
Плановые консилиумы по отдельным классам проводятся в ходе всего их пребывания в школе в следующие сроки:
- первый год обучения (цель – учет индивидуальных особенностей первоклассников при организации учебно-воспитательного процесса, адаптация к школьному обучению);
окончание начальной ступени обучения ( цель – анализ успешности обучения и воспитания, итоги развивающей работы с учащимися на первой ступени);
второй год обучения на средней ступени, 6ой класс (цель-обсуждение результатов периода адаптации к среднему звену школы, предметному обучению);
окончание основной общей школы, 9-ый класс (обсуждение результатов учебно-воспитательной работы, развитие учащихся в основной общей школе, профильное обучение, профессиональные планы).
Сейчас актуальным стало проведение консилиума и в 8-ом классе в связи с введением предпрофильного обучения.
В период подготовки консилиума каждый специалист системы сопровождения проводит индивидуальное обследование ребенка или всего класса, составляет представление по данным обследования и разрабатывает рекомендации. В особо серьезных случаях к школьнику прикрепляется специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и входящий с инициативой повторных обсуждений на консилиуме динамики развития учащегося. На плановое заседание консилиума выносится следующая информация:
состояние здоровья (медицинский работник);
уровни развития познавательных процессов, комфортность пребывания в школе и классе, мотивация учения (педагог-психолог);
индивидуализированная педагогическая характеристика класса( классный руководитель);
социальное положение учащихся (социальный педагог).
Классный руководитель рассматривается так же как специалист системы сопровождения.
Учителя-предметники, работающие с данным классом или данными учащимися, принимают к сведению информацию, полученную в ходе диагностики, участвуют в выработке рекомендаций. Каждый из них строит траекторию развития каждого учащегося с учетом этих рекомендаций.
Организация учебно-воспитательного процесса,
образовательные технологии
Педагогическое сопровождение учащихся в процессе их обучения в общеобразовательном учреждении предполагает организацию следующих видов деятельности в учебно-воспитательном процессе:
помощь в формировании знаний о мире, способах познания всем категориям учащихся,
педагогическую поддержку в учении в критические периоды школьной жизни;
помощь в выборе профиля образования и профессиональной ориентации.
Помощь в формировании знаний, умений и навыков всем категориям учащихся предполагается осуществлять посредством определенных направлений в работе школы:
1. Поддержка учащихся с низким уровнем обучаемости (классы коррекционно-развивающего, компенсирующего обучения; внутриклассная дифференциация обучения; организация взаимопомощи в парной и групповой работе на уроке; подбор специальных развивающих заданий; дополнительные индивидуальные занятия; профессиональное обучение на базе Районного межшкольного учебного комбината).
2. Поддержка учащихся с низким уровнем мотивации ( проектирование ситуаций успеха и ситуаций выбора; психологический комфорт на уроке; проектирование групповой сплоченности учащихся).
3. Поддержка одаренного ребенка (создание классов предпрофильной и профильной подготовки; специальные программы развития в классе; факультативные и индивидуальные занятия, научные общества, подготовка к участию в олимпиадах).
Педагогическая поддержка в учении в критические периоды школьной жизни должна быть организована с целью решения следующих задач:
прием в школу – помочь адаптироваться каждому ребенку в школьной среде;
переход в третий (четвертый) класс – педагогическая поддержка через оценочную деятельность педагога;
адаптация в среднем звене – поддержка при переходе на предметное обучение;
период острого подросткового возраста (изменение типа ведущей деятельности – не допустить потери интереса к обучению;
переход на старшую ступень обучения – оказать помощь в профилизации.
Помощь в выборе образовательного маршрута может быть осуществлена через:
выявление интересов и способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности;
- формирование классов и потоков предпрофильного и профильного обучения;
внутриклассную дифференциацию обучения;
организацию обучения в Межшкольном учебно-профессиональном комбинате.
Разрабатывая модель комплексного сопровождения, мы даем отчет в том, что подбор образовательных технологий играет определяющую роль в успешности обучения каждого учащегося.
Предпочтение отдается технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения. С этой целью ставится задача овладения учителями школы технологиями уровневой дифференциации (В.Фирсов, Е. Полат и др.), индивидуализированного обучения ( В. Шадриков, И. Унт). Учителя-предметники, работающие на старшей ступени, должны освоить содержание и технологии профильного обучения. Для работающих в коррекционных классах необходимо овладеть методами и формами работы в классах специальной коррекции и компенсирующего обучения. Среди технологий развивающего обучения предпочтение отдается РО Л.В. Занкова для начальной школы и деятельностной технологии обучения, построенной на основе деятельностной теории учения П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Основополагающим утверждением данной теории является тезис о том, что «вне деятельности нет развития».
Практика реализации деятельностной технологии в школе показала, что эффективность обучения повышается одновременно по нескольким показателям:
существенное сокращение времени изучения учебного предмета и тем самым решение проблемы перегрузки школьников;
более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
повышение развивающего эффекта обучения, в том числе к познавательной мотивации.
Полученные результаты дают основание считать, что данная технология позволяет обеспечить с одной стороны щадящий режим обучения, с другой - высокий уровень усвоения знаний и умений, а также развитие учащихся.
Следует подчеркнуть, что использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения позволят снизить закомплексованность школьников, снять эмоциональные зажимы, избежать дидактогении в учебно-воспитательном процессе, творческий учебный труд позволяет ощутить радость познания, снять усталость, избежать стрессовых ситуаций.
Несколько слов в завершение…
Построение системы комплексного сопровождения позволит решать проблемы воспитания, развития и обучения детей внутри образовательной среды школы более успешно. Кроме того, будут созданы оптимальные условия для реализации продуктивного педагогического сотрудничества субъектов сопровождения школы в своеобразный адаптивно-развивающий комплекс.
Власова Галина Алексеевна, школа № 2 г. Брянска, заместитель директора по учебно-методической работе
16