Просмотр содержимого документа
«Статья -Концепция развития математического образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт и Концепция развития математического образования в МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево
Новая школа, новые стандарты, новые нормативы, новые программы…
В последние годы эти понятия имеют большую популярность и обсуждаются на самом высоком государственном уровне. Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. На смену парадигме знаний, умений, навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты.
С 1 сентября 2011—2012 учебного года, как и все школы России, мы начали работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша маленькая школа находится в деревне с населением меньше 1000 человек, где получают образование около 50 учеников. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта, поэтому введение ФГОС в деревне привело к множеству проблем. Какие же это проблемы?
Освоение учителями новых образовательных технологий стало одной из главных проблем для учителей, многие годы проработавших по традиционной УМК. Многие педагоги не владеют информационными технологиями на том уровне, который требуется по новым стандартам, поэтому уроки ведутся по старым, привычным для многих формам и методам. Проблемой является также наполняемость классов (низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы). В-третьих, организация внеурочной деятельности трудно решаема (нет узких специалистов, чтобы вести кружки). Проблема материально-технического оснащения тоже немаловажна. По требованиям к материально-техническому оснащению ФГОС оборудован только один класс. База кабинетов состоит из наглядных материалов, пережитых еще в советскую эпоху. Проблема социального положения семей школьников очень болезненна для сельской школы: много детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать учителю вдвойне. Это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Также надо отметить низкую степень «социокультурной инфраструктуры» нашей деревни (нет музеев, театров, клубов, зоны отдыха и т.д.), что так же накладывает свой отпечаток на формирование личности ребёнка.
Проблем достаточно, но как учителю математики, хотелось бы обсудить проблемы в области математического образования. По Концепции развития математического образования, которая принята в 2014 году указом президента, компетенции в математике считаются ключевыми в развитии личности, активной гражданственности, социальной интеграции и занятости в современном обществе, основанном на знании. Цель концепции — вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Конечно же все это хорошо, но мне, как математику малокомплектной школы, трудно реализовать эти цели в данных условиях. По концепции приоритетным направлением является работа с одаренными детьми. Проводится много конкурсов и олимпиад на различных уровнях. Но показатели учащихся нашей школы не очень высокие, дети почти не попадают в финал. Снижение показателей качества на различных ступенях обучения происходит в связи со снижением учебных интересов учащихся, когда учитель из-за сложившихся условий вынужден уделять большое внимание неуспевающим ученикам, а остальным учащимся становится «скучно» и они остаются вне педагогического внимания учителя.
Наша школа не имеет возможности открыть профильные и углубленные классы, организовать кружки и факультативы, и при усредненном подходе к преподаванию математики многие дети, имеющие скрытые математические способности и не получившие возможности развить их, постепенно пополняют ряды «средних» учеников с комплексом нереализованности.
При введении новизны проблемы они как таковые всегда существуют, но образовательное учреждение старается найти выход из трудных ситуаций. Хоть и медленно, но оснащаются классные комнаты современным оборудованием, педагоги повышают свою квалификацию, в школу приходят молодые специалисты. Для осуществления идей математического образования в сельской школе необходимо, в первую очередь, учесть важность сохранения школы на селе как единственного социокультурного и образовательного пространства. Во-вторых, решать эффективно проблему молодых специалистов в сельской местности. Для работы с одаренными детьми, для углубленного развития математических способностей и возможностей, я считаю, необходимо привлечь специалиста, владеющего проблемами современного математического образования, что упирается в финансовые проблемы. Очень хотелось бы, чтобы идеи Концепции воплотились в жизнь, ведь в свете последних международных событий нашей стране, как воздух, нужны свои высококвалифицированные конструкторы, программисты, технологи и инженеры, которые не могут состояться без важных необходимых математических знаний.