«КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Бержикеева Г.Т.
учитель физики и математики
ГУ «Славянская средняя школа
отдела образования акимата
Карабалыкского района»
Ключевые слова: критериальное оценивание, знания, умения, навыки, мотивация, самооценка.
Кілтті сөздер: критериалды бағалау, білім, дағды, ынталандыру, өзін-өзі бағалау.
Keywords: criterial estimation, knowledge, skills, self-evaluation
Аннотация: в статье говорится о применении критериального оценивания, как эффективного метода повышения качества обучения на уроках математики и физики.
Аңдатпа: мақалада математика және физика сабақтарында критериалды бағалаудың оқыту сапасын көтеруде тиімді әдісі ретінде пайдаланылуы туралы айтылған.
Annotation: the article refers to the application of criterial evaluation as an effective method of improving the quality of instruction in the lessons of mathematics and physics.
Оценивание необходимо для определения уровня усвоения обучающегося. И 5-балльная система оценивания была способом определения достижения учащегося. Выпускники получали хорошие знания, но не имели навыки примения в жизненных ситуациях. Поэтому «оказалось, традиционное обучение обеспечивает достаточный уровень академических знаний казахстанских школьников, но не готовит их к тому, чтобы самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать знания» [1,с.4].
Использование методики критериального оценивания в обучении один из способов решения проблемы современного образования.
Поэтому обучение требует новых подходов обучению. И один из них изменение системы оценивания.
Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.
Данная система оценивания прозрачна, так как критерии оценивания составляются вместе с учащимися. Например:
При проверка домашнего задания по новой теме. Предварительно с учащимися обговариваем критерии оценивания:
| Критерии | баллы | оценка |
1 | Знает формулы, определения и законы. | 1 | 3 |
2 | Привел практические примеры и научно обосновал их | 2 | 4 |
3 | Экспериментально продемонстрировал и объяснил с помощью физических законов | 3 | 5 |
Такая форма подготовки позволила повысить качество подготовки домашнего задания и воспитание ответственности.
Часто возникают вопросы при выставлении оценки за самостоятельные работы. Со стороны учащихся появляются сомнения в объективности, а у учителя проблема как оценить знания и умения ученика и вместе с тем не отбить желание учиться и не останавливаться на достигнутом. В данном случае эффективны расписывание дескрипторов. Например, критерии к выполнению одного задания самостоятельной работы:
нахождение площади криволинейной трапеции,
ограниченной линиями
и
.
| Критерии | баллы |
1 | Правильно построил графики и определил их точки пересечения. | 2 |
2 | Умеет применять формулу Ньютона-Лейбница и вычислять определенный интеграл. | 2 |
3 | Не допустили математические ошибки | 1 |
4 | Оформление задачи | 1-2 |
Сумма баллов выполненных заданий оценивается по шкале, которая и будет оценочным результатом за самостоятельную работу, то есть суммативную оценку. Критерии оценивания каждого задания показывает учащимся цель результата в статистической форме. А учитель получает «обратную связь», наглядно видит достижения каждого ученика и пробелы в знаниях и в дальнейшем планирует коррекционную работу.
Одна из важных задач учителя изменения характера оценивания, оценивание обучения трансформированное для в оценивание для обучения [2,с.164]. То есть активное участие учеников в собственном обучении, признания значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь влияет на обучение [2,с.165]. Поэтому необходимо вовлечение учащихся в оценивание друг друга и самооценивание, что будет непременно благоприятно влиять на осознанное и активное участие на уроке. Например:
исследовательские работы.
Работа выполняется в группах и включает в себя 4 этапа.
Учащиеся делятся на 2 группы. Ниже приведены задания для исследования:
«Положительные стороны диффузии».
«Отрицательные стороны диффузии».
I этап
Деление учащихся на группы. Составление критерий оценивания работ со всем классом (полнота раскрытия проблемных вопросов, приведение практических примеров с прослеживанием интеграции и т.д.)
II этап
Составление кластеров, блок-схем, иллюстраций, плакатов, брошюр и т.д.
1 группа определяет положительные стороны диффузии (чувствуем и отличаем запахи, получаем смеси и разные материалы, всасывание и т.д.)
2 группа определяет отрицательные стороны (отравление, распространение вредных газов и т.д.).
III этап
Группы обмениваются работами. Оценивают их по выставленным критериям и дополняют.
IV этап
Защита работ с учетом дополнений. Выставление оценок другой группе.
Такая форма работы развивает в детях коммуникативные способности, умение вести беседу и выслушивать мнения друг-друга. Исследовательская работа помогает самостоятельно находить пути решения выставленных задач, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проводить опыты для нахождения необходимой информации и т.д.
Также методика критериального оценивания является эффективной при оценивании лабораторных работ. Например оценивание лабораторной работы по теме «Определение влажности воздуха в классе»:
Баллы | Критерии |
6 | Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, описал ход лабораторной работы, правильно собирает и записывает данные в таблицу, анализирует результат и делает вывод. |
5 | Учащийся правильно сформулировал цель работы, перечислил все необходимое для работы оборудование, указал физическую величину, которую необходимо измерить, описал ход лабораторной работы, правильно собирает и записывает данные в таблицу, анализирует результат и делает вывод с помощью учителя. |
4 | Учащийся правильно собирает и записывает данные, с помощью учителя систематизирует данные в таблицу, анализирует результат и делает вывод. |
3 | Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных, с помощью учителя систематизирует данные в таблицу, анализирует результат и делает вывод. |
2 | Учащийся допускает ошибки при сборе и записи данных. |
1 | Учащийся не умеет самостоятельно собирать и записывать данные. |
0 | Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
Используя конкретно прописанные критерии, учащиеся могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
В итоге метод критериального оценивания вносит существенные изменения в процесс обучения, тем самым повышая качество образования.
Литература
Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. – 370 с.
Руководство для учителя 2 ур.