СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Метод интеллект - карт на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о применении очень интересного и эффективного метода на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Метод интеллект - карт на уроках русского языка и литературы"»


Использование метода интеллект карт

на уроках русского языка и литературы

Автор: Судакова Ольга Николаевна

Организация: МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»

Населенный пункт: с. Нижнедевицк Нижнедевицкого района Воронежской области

Каждый из нас знает, что лучше запоминается систематизированный, структурированный материал, выстроенный в логическую цепочку, тот материал, в котором прослеживаются причинно-следственные связи. Очень хорошо, если перед глазами ученика изучаемая тема предстает в виде целостной картины. В своей практике я всегда стремилась это реализовать, но не всегда это было легко. И вот на курсах Института развития образования в городе Санкт-Петербург по теме «Современные педагогические технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС» я узнала о методе интеллект - карт и поняла - это то, к чему я интуитивно шла на протяжении всей своей работы.

По словам распространителя этой технологии в России Михаила Евгеньевича Бершадского, учителя-новатора, ученого, метод этот может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются познавательные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

Дело в том, что способ воспроизведения информации, который технология предлагает, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. С левым полушарием психологи связывают операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь. Правое полушарие ответственно за пространственную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие , ритм и цвет. Не трудно догадаться, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга.

А отличительными особенностями интеллект-карты как раз и являются визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

Очевидны преимущества такого вида конспектирования перед традиционным. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, создаёт ощущение его законченности, в то время как потенциально он является бесконечным, образуя основу для выхода за пределы известного.

Рассмотрим  особенности процедуры построения интеллект-карты:
• всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.

Не скрою, несмотря на то, что метод меня очень заинтересовал, я не думала, что работа пойдет настолько эффективно. Первые две карты мы рисовали под моим чутким руководством. Вот они. (Рис.1,2)





















Рис.1

























Рис.2





Они составлены не по всем канонам, мы ведь вместе учились, пробовали, экспериментировали. Но результат я почувствовала почти сразу. Когда я просила их выйти к доске и провести нас по маршрутам своей карты, то я услышала связные выступления. Мои пятиклассники заговорили! А ведь всем, думаю, известно, насколько остро сейчас стоит проблема развития речи.

Вторая победа интеллект- карт в том, что она повернула учеников лицом к книге. На уроках и дома стали больше читать и многим хотелось нарисовать карту получше и поподробней. Мне очень радостно смотреть на то, как они удивлялись, что можно много рассказать о писателе или о произведении, прочитав всего полстранички учебника.

А когда мы получили специальную компьютерную программу для составления этих карт, то большинству из ребят не надо было задавать их составить. Они это делали сами. (Рис. 3,4)

Рис. 3

(Рис.4)

На уроках русского языка ментальные карты тоже помогают мне. Например, в программе 5 класса рассматривается только орфограмма «О-Е после шипящих в корне». Мы же рассмотрели все случаи правописание этих гласных после шипящих и систематизировали материал в виде карты. И она помогла справиться с этой сложной темой. Качество контрольной работы было на удивление высоким. (Рис.5)

















(Рис.5)





Метод интеллект – карт очень помог в 5 классе при изучении обширной темы «Корни с чередованием гласных». Она была представлена детям в полном объеме (все 10 случаев). Составленные ими карты очень пригодились на этапе формирования орфографического навыка. Он достаточно прочный. Процент ошибок минимален. Вот наиболее удачная карта.(Рис.6)























(Рис.6)

Один урок в неделю в течение полугодия в пятом классе был отведен внеурочной деятельности по русскому языку. Я решила посвятить эти занятия изучению фразеологии. Раздела интересного, но сложного и объемного. Видя интерес учащихся к работе в программе «ConceptDraw», я решила направить их увлечение компьютером в нужное русло. Так родился проект «Фразеологизм в семантическом окружении». На идею меня натолкнуло высказывание О. Мандельштама: «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку».

Этим «пучком», т.е. центральной идеей интеллект - карты стало крылатое выражение из басни Крылова, от нее разошлись под-идеи: «Прототип», «Автор», «Произведение», «Значение», «Актуальность», «Отзвуки» , «Синонимы».

В проектной лаборатории мы исследовали семантическое окружение фразеологизма «демьянова уха», провели смысловые параллели крылатого выражения с афоризмами, пословицами, отметили ситуации окружающей жизни, где будет уместно это выражение. (Рис.7)Все это в будущем, я думаю, окажет добрую услугу при подготовке к сочинению-рассуждению, когда необходимо аргументировать свою позицию по какой-то проблеме, заявленной писателем, ссылаясь на другие произведения той же проблематики. А самое главное - обогащается словарный запас учащихся, развиваются коммуникационная и творческая компетенции, воспитывается любознательность, чуткость к красоте и выразительности речи; расширяются жизненные познания детей.

Затем участники проекта, распределившись на группки по 2 человека, взялись за самостоятельную работу над выбранными ими крылатыми выражениями из басен Крылова. Вот результаты труда одной из восьми групп. (Рис.8)























(Рис.7)

























(Рис.8)



Конечно, преимущества карт, составленных в программе, очевидны: они яркие, зрелищные, четкие, компактные. Это палочка-выручалочка для тех, кто не обладает каллиграфией, не умеет рисовать. Но мы продолжаем на уроках составлять их вручную. И многим детям эта работа ближе. Как сказала одна моя ученица, она не очень любит создавать карту в программе. «Ручная карта», по ее словам, лучше откладывается в голове. С ней многие спорили, но тем не менее с увлечением рисуют.

Представляю вашему вниманию карты, посвященные герою рассказа Тургенева «Муму» Герасиму. С помощью нее ребята написали неплохие сочинения на тему «Герасим - самое замечательное лицо».(Рис. 9,10)





























(Рис.9)












































Рис.10




Конечно, интеллект - карта не какое-то чудодейственное средство, но то, что этот метод заслуживает внимания педагогов, на мой взгляд, бесспорно.




Список использованной литературы и интернет-ресурсов


1.     Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. / Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/

2.     Бьюзен, Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2003. – 304 с.

3.     Бьюзен, Т. Научите себя думать! / пер. с англ.; Худ. Обл. М. В. Драко, — 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2004.

4.     Мирзоев, С.С. / Активизация познавательного интереса учащихся.// Биология в школе №6 – 2007
5.     Интеллект – карты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
6.     Программное обеспечение для онлайн – карт [Электронный ресурс]. -   Режим доступа: www.mindmeister.com
7.  http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_risovat_intellekt-karty_ot_sergeya_shipunova

9