« ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ»
Проблема воспитания человека вообще и воспитания культуры общения в частности является одной из значимых на данном этапе развития образования России. Общение сопровождает производственно-трудовую и учебно-познавательную деятельность. Уровень жизнедеятельности человека в каждой из этих сфер жизни зависит от культуры общения.
В педагогическом общении можно выделить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции, психологические качества, коммуникативные навыки.
Роль педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно педагог. Роль педагогического общения важнее педагогической деятельности. Общение является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором его развития, условием формирования его психических свойств.
Педагогическим является не только общение педагога с учащимися, но и с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
Для правильного организованного общения педагогу необходимо иметь представление о структуре общения, которое включает в себя:
- коммуникативные задачи, стоящие перед педагогом (мотивационная сфера общения);
- способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции;
- самоанализ педагогом хода и результатов общения.
Необходимо специально предусматривать коммуникативные задачи:
- взаимообмен информацией, коммуникации между педагогом и учащимся;
- взаимопознание, взаимное умение посмотреть на себя глазами партнера по общению и взаимокоррекция поведения;
- взаимодействие и организация совместной деятельности участников общения;
- разумная и педагогическая целесообразная самопрезентация, самовыражение личности педагога и учащихся;
- взаимная удовлетворенность всех участников общения.
Педагогическое общение по своим задачам должно быть эмоционально комфортным и личностно-развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности для другого человека, в частности учащегося, помочь ему разобраться в своих проблемах и самостоятельно найти выход из них, принять другого человека с его проблемами и непохожестью на других, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого человека.
В общении педагога и учащегося главную роль играет слово. Группы словесных средств воздействия и обращения педагога к учащемуся делятся на:
- организующие воздействия (инструктирование, распоряжение, наставление),
- оценивающие (похвала- критические замечания),
- дисциплинирующие ( замечание-вопрос, замечание-утверждение).
Результатам общения, соответствующего нормам культуры, является взаимопонимание, уважение педагога и учащегося. Особенностью общения являются стили руководства, характерные для данного педагога: демократический стиль, авторитарный и либеральный стиль.
Основными педагогическими умениями для полноценного общения являются умения создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивать условия для самореализации его личности.
Психологические качества, составляющие компетентность педагога, необходимые для общения, это: педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность. Педагогу важно научиться творить отношения. Учитель должен, по словам известного педагога Гессена, «в живой работе» передавать учащимся метод научного знания. Чтобы расположить к себе ученика, нужно уметь его слушать и слышать. Вспомните слова Лиса Сент-Экзюпери: «Если ты приучишь, мы станем нужны друг другу». Поэтому в диалоге значимы собеседники, активные и пассивные, говорящие и молчащие, открытые и закрытые.
Детей переполняют эмоции, но они не знают, как о них рассказать словами. И тут необходима наша помощь и поддержка, умение «читать» состояние ребенка. Если мы, педагоги, лишаем его возможности общения, он закрывается, защищается от нас, и достать его бывает очень трудно. На своих уроках я стараюсь дать возможность учащимся поразмышлять на разные темы: « Нужны ли наказание?» «Что такое доброта, милосердие?» «Уроки маленького принца», «Честь и долг», «Всегда ли удается побороть страх?» и другие. Такие эссе помогают учащимся раскрыться, они готовы к общению. Те, кто не хочет писать эссе, пишут стихи или рисуют, что хотят, а потом объясняют свой рисунок. Это тоже общение. Приемов общения педагога с учащимся много, у каждого педагога свои.
Создание на уроке атмосферы эмоционального настроя дает возможность обеспечивать успешную деятельность при низкой утомляемости.
Таким образом, общение- это социальный процесс, в котором происходит обмен опытом, способами деятельности, умениями и навыками. Общение – это среда обитания, способ существования человека, и в конце концов, сам человек. Общаясь с учеником, педагог поддерживает его в социуме, помогает ему понять окружающий его мир.
Литература
1. Введенская Л.А., Черкасова М. Н. «Русский язык и культура речи», учебное пособие
Ростов-на Дону, «Феникс», 2007г.- 278с.
2.Добрович А. Общение: наука и искусство. — М.: АОЗТ «Яуза», 1996.
3. Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем. — М.: Экономика, 1990.
4. Каган М.С. Мир общения. (Проблемы межсубъектных отношений). — М: изд-во ПЛ. 1983.
5. Классный руководитель» научно-методический журнал № 5 за 2002г. Москва.
6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Пер. с англ. —М.:
Прогресс, 1991.
7. «Профессиональное образование» №2 за2002г. Статья Ж.В.Дягилева «Эффективные
взаимоотношения «Учащийся- педагог»
8. Пассов Е.И.- «Концепция коммуникативного иноязычного образования».