СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:"Дебаты как форма обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общество, в котором мы находимся, постоянно развивается.  Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий создает принципиально новую ситуацию в сфере образования. Это адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Много требований предъявляет общество и к учащимся XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения различных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Дебаты как форма обучения"»

ТЕМА: «Дебаты как форма обучения».


Маликова С.К, преподватель истории,

основ права и экономики

Уральского колледжа

газа, нефти и отраслевых технологий.


Дискуссия — это обмен знаниями,

спор — обмен невежеством.

Роберт Куиллен

Общество, в котором мы находимся, постоянно развивается. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий создает принципиально новую ситуацию в сфере образования. Это адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности. Много требований предъявляет общество и к учащимся XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения различных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Конечно же, меняется и роль колледжа. Колледж создает условия для формирования такой личности: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, формировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности. В концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан
до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» говорится о формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

Качество обучения в современных условиях требует замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных, развивающих технологиях обучения. Одной из таких технологий являются «дебаты». Дебаты позволяют развить «навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейса, стрессоустойчивости, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения». Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»?. Дискуссия, спор столкновение мнений, выборы президента… Для многих учащихся и преподавателей дебаты являются интересной программой и познавательной интеллектуальной игрой, в которую можно играть в семье, классе, студенческой группе и на турнирах и чемпионатах различного уровня: сузовском, городском, региональном и, наконец, международном.

Форма диспута, которую мы называем образовательными дебатами, широко распространена в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии, Западной Сибири. Оксфорд, Кембридж, Йель, Гарвард, Сорбонна — самые известные из университетов, где действуют клубы дебатов. Ричард Никсон, Вудро Вильсон, Беназир Бхутто, Иосиро Мори, Барак Обама - вот краткий список знаменитостей, участвовавших в своё время в дебатах.

Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используются для того, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе.

Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.

Положительные последствия дебатов:

  • участники дебатов углубляют свои познания;

  • учет законных интересов дискутирующих сторон, более глубокое взаимное понимание и упрощение процессов принятия решений в будущем;

  • развитие у дискутирующих чувства уверенности в себе, осознание собственной небеззащитности, снятие синдрома покорности;

  • совершенствование общения сторон, развитие умения договариваться по самым сложным проблемам жизнедеятельности предприятия;

  • развитие производственной демократии, усиление организованности сторон;

  • выявление потенциала лидерства.

Таким образом, дебаты – это сражение умов, а любое сражение необходимо организовать. Подготовка предполагает разработку замысла, ориентацию докладчиков, подбор помещения.

Организатор заранее продумывает, как провести дебаты (как сделать вступление, кому выступать первому, в каком порядке обмениваться мнениями, как поддерживать интерес к спору, чем нейтрализовать демагогов, как оформить результат.) В ходе дебатов необходимо умело сопоставлять альтернативы, выявлять противоречия и содействовать их разрешению; добиватся полноты аргументации предложений и взаимопонимания, следить за регламентом и не допускать некорректных действий собеседников. Плодотворность обмена мнениями во многом зависит от компетентности собеседников, их заинтересованности в результате дебатов. Уютное помещение, в котором можно удобно разместить участников обсуждения, способствует установлению доверительной, дружеской атмосферы. Заранее разработанный регламент в начале дебатов необходимо обсудить и уточнить со всеми ее участниками.

Дебаты, диалог, диалектическая беседа скорее приведут к истине (или к единой цели), чем спор, насыщенный эмоциональными помехами, желаниями уязвить противника и любым путем отстоять свое мнение.

Дебаты нужны, прежде всего, для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять взаимовыгодное решение.

Дебаты - большое искусство. Факты – как рапира в руках мастеров-спортсменов. Каждая фраза, каждое слово, должны быть подобны искусному выпаду, демонстрирующим не только профессиональное искусство, мастерство сторон, но и культуру.

В настоящее время в нашем обществе дебаты становятся главным методом формирования политических позиций, выработки программы действий. Это означает, что деловые, научные, политические дебаты вошли во все сферы человеческой деятельности.

Дебаты позволяют усилить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении задач. В настоящее время во всех учебных заведениях целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. На занятиях с использованием дебатного метода учащийся является активным, заинтересованным, равноправным участником обучения.

Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа учащихся на занятиях по социально-гуманитарным дисциплинам имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.

Поэтому, решая задачу подготовки будущих специалистов еще в стенах учебных заведений к выполнению своих профессиональных обязанностей, образование должно уделять большое внимание развитию у них потенциала самообучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!