Формирование метапредметных результатов на занятиях каллиграфии
во внеурочной деятельности.
Автор Дегтярева Валентина Яковлевна
учитель начальных классов
МБОУ Бекасовской сош
Наро-Фоминского района
Московской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создание условий для воспитания и формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно.
Основная образовательная программа (ООП) школы реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Задача школы – с помощью организации внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Кроме того, в начальной школе благодаря созданию такой образовательной среды можно обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть индивидуальные запросы обучающихся.
Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.
В своей работе для внеурочной деятельности я выбрала кружок «Весёлый каллиграф» и перьевую ручку, потому что формирование каллиграфического письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо обучающегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма, приобрёл в последнее время особую актуальность. И это понятно: где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Мы знаем, что обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах.
Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.
Для отработки каллиграфического грамотного письма я разработала программу занятий по внеурочной деятельности «Весёлый каллиграф». Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Обучение письму», «Русский язык», «Изобразительное искусство». Программа включает разнообразные виды деятельности и формы организации работы, сочетающие познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приёмы; побуждает детей к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности.
В основу своих занятий я взяла нетрадиционный метод обучения письму Е.Н. Потаповой, В.А. Илюхиной и Н.Г. Агарковой. У учащихся на занятиях должны быть: тетрадь в линейку, перьевая ручка, альбом для рисования, в котором дети будут упражняться в штриховке, фломастеры для штриховки, элементы букв. Штриховка проводится в альбоме, остальная работа проводится в тетради в частую линейку, затем в косую и широкую линейку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: создание условий для приобретения навыков каллиграфического, грамотного письма, развития орфографической зоркости, творческой самореализации личности ребёнка.
Занятия по каллиграфии должны быть интересными и развивающими. Они проводятся на основе субъективизации, в соответствии с которой обучающиеся участвуют в планировании и организации занятия, где они самостоятельно определяют содержание и виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат. Занятия по каллиграфии состоят из двух этапов: подготовительного и исполнительного.
В подготовительном этапе обучающиеся определяют и формулируют тему, цель и задачи реализации цели занятия; составляют план предстоящих действий по написанию буквы и её элементов, план действий на дальнейшие этапы занятия.
Подготовительный этап требует постепенного усложнения активной и сознательной деятельности обучающихся. Дети не воспроизводят готовый образец написания буквы и её элементов. Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи букв, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух её закономерность. Закономерность записи на каждом занятии меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности.
На исполнительном этапе обучающиеся записывают цепочки букв, либо ориентируясь на задание учителя, либо на ими самими составленную закономерность. Но предварительно учитель обращает внимание детей на специфику написания буквы, её наиболее сложных элементов и соединений.
Дальнейшая работа на занятии тесно связывается с последующими этапами занятия, это в первую очередь словарно-орфографическая работа, работа с деформированным текстом, творческая работа.
На всех этапах занятия от обучающихся требуется развёрнутый доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу. Он из репродуктивного и одноцелевого становится творческим и многоплановым. Роль обучающихся в организации и проведении занятий по каллиграфии заметно возрастает. Их деятельность по определению темы занятия, её содержания становится всё более самостоятельной, развивающей, осознанной, активной и поэтому интересной.
Занятия должны включать упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.
Подобранные пословицы, поговорки, фразеологические обороты, четверостишия известных поэтов, репродукции картин русских художников, лексические задания способствуют успешному усвоению языковых норм, усвоению и закреплению трудных для учащихся начальной школы тем русского языка, развитию яркой, эмоциональной, правильной речи учащихся, обогащению их словарного запаса, помогают учителю приобщать учеников к русской культуре.
Постоянно ведётся работа по отработке орфографических навыков и развитию орфографической зоркости.
Учитель может использовать данный материал в разных вариантах, подбирая пословицы или четверостишия в зависимости от темы занятия.
Неотъемлемой частью занятия являются: пальчиковая гимнастика, штриховка, работа с офтальмотренажёром и проведение 2 – 3 физкультминуток.
Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют не только развитию руки, но и развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Приведу пример занятия по каллиграфии в моём классе.
Занятие 10.
Тема. Строчные буквы б, д, ф, в.
Цели: отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы по опорным словам; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся правильно писать буквы и соединения с ними; без ошибок писать словарные слова, составлять небольшие рассказы, используя словарные слова; научатся правильно строить монологическую речь.
Оборудование: карандаши и альбомы для штриховки, карточки со словарными словами; рассыпанные буквы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок –
Он снова ребят всех зовёт на урок.
Я рада встрече с вами, друзья!
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем красиво сегодня писать,
Думать, исследовать и рассуждать.
2. Подготовка руки к письму.
1.Упражнения для закрепления правил гигиены письма (Стоя за конторками).
2. Проведение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик, это я,
Вот и вся моя семья.
(Дети отбивают ритм стихотворения подушечками пальцев).
3. Введение в тему занятия.
1. А теперь, мои ребятки,
Отгадайте – ка загадки.
1) Я скачу туда – сюда
По деревьям ловко.
Не пустует никогда
У меня кладовка.
(Белка).
2) День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Волк).
3) Врач лесного царства
Лечит без лекарства.
(Дятел).
4) Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла …
(фея).
- Кто сформулирует тему нашего занятия? (Буквы б, д, ф, в).
- Какова цель сегодняшнего занятия? (Отрабатывать приёмы написания и соединения букв, словарных слов с этими буквами).
- Какие задачи мы должны решить для достижения поставленной цели? (Научиться красиво писать буквы и соединения с ними, научиться без ошибок писать словарные слова, составлять предложения и тексты с данными словами. Развивать связную речь, орфографическую зоркость).
- Почему мы взяли именно эти буквы на сегодняшний урок? (У них одинаковые элементы)
- Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этими буквами.
2. Повторение правил штриховки.
3. Штриховка (белка - штриховка элементами изучаемых букв).

4. Отработка дикции чтения.
- Белочка приготовила для вас стихотворение.
Белка
Щёлкает орешки,
Чтоб позавтракать
Без спешки.
(Дети заучивают его, отбивая ритм чтения постукиванием).
4. Письмо букв б, д, ф, в.
- Посмотрите внимательно на буквы и скажите, почему мы их взяли в одну цепочку.
- Какой общий элемент у этих букв?
- А скажите, какая буква лишняя всё же в этой цепочке? Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква –ф, она обозначает парный глухой согласный звук, а все остальные – парные звонкие согласные звуки).
- Запишите буквы в тетрадь и буквосочетания.
б д в ф д в ф б в ф б д ф б д в б д в ф
ба об ов ва бл вм ид дн фо аф
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз согнулся, два согнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
6. Словарная работа.
1. Работа со словарными словами.
(На словарном дереве записаны слова).
Сказочное дерево сегодня у нас.
На каждом листочке словечко для вас.
Дружно вы слова читайте,
Орфограммы называйте.
Б…рёза, б…лото, в…рона, в…р…бей, в…скр…сенье, вес…ло, д…рога, д…ревня.
(Берёза, болото, ворона, воробей, воскресенье, весело, дорога, деревня).
- Прочитайте слова, записанные на словарном дереве.
- Назовите орфограммы.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударным гласным о, и слова с безударным гласным е).
- Объясните, почему именно эта группа слов взята сегодня? (Начинаются с букв, которые мы писали).
- Напишите словарные слова.
2. Творческая работа.
- Составьте небольшой рассказ, используя данные слова. Можно употреблять и другие слова.
(Примерный текст).
В лесу.
Летом я жил в деревне у бабушки. В воскресенье мы с дедушкой пошли в лес. По дороге я любовался красотой белоствольных берёз. Мы подошли к лесному болоту. Там весело квакали лягушки. На сосне каркала ворона и громко чирикали воробьи. Около болота росло много черники и земляники. Мы быстро наполнили свои лукошки. Счастливые мы возвращались домой.
- Первое предложение разобрать по членам предложения.
- Второе предложение разобрать по частям речи.
7. Рефлексия.
- Что вам на занятии показалось самым сложным? Почему вы так решили?
- Что вызвало большой интерес?
8. Итог занятия.
- Какие буквы мы учились сегодня писать?
- Какие правила мы должны помнить при написании букв б, в, д, ф?
- Достигли ли мы поставленной на занятии цели?
-Закончите предложения:
- Сегодня на занятии я узнал …
- Сегодня на занятии я научился …
- За работу на занятии я поблагодарил бы …
- Попробуйте сочинить кроссворд, рассказ или сказку со словарными словами.
Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое общественно – воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и чёткому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
Прилагаю фотографии тетрадей по каллиграфии моих учеников.


Используемая литература.
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.
3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.
4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.
6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).
7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.