СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему формирование письменной речи у младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему формирование письменной речи в младшем школьнов возрасте

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему формирование письменной речи у младших школьников»

Автор: Утробина А.М.

Формирование письменной речи у младших школьников

Ключевые слова: речь, особенности развития, основные средства и способы

Аннотация: В данной статье рассматриваете проблема о формировании письменной речи в младшем школьном возрасте. Статья отражает аспекты речи - как психический процесс и специфические особенности письменной речи, особенности развития письменной речи в младшем школьном возрасте, основные средства и способы формирования письменной речи. Процесс развития речи – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Психолог Д.Б. Эльконин полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает, так же как и другими орудиями. Существует несколько определений термина «речь». Л.П.Федоренко, считает что «речь – это использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции».

В речи принято выделять следующие виды: внешнюю и внутреннюю. Различные по своему функциональному назначению формы речи имеют свою особую лексику, грамматику и синтаксис. Письменная речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Она обеспечивает стабильность языка и сохранность культурных ценностей. Письменная речь – это контекстная речь, поэтому все должно быть, понятно исключительно из ее собственного содержания, должны быть раскрыты и отражены все существующие связи. Л.С. Выготский говорит о том, что «письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи, так как в ней приходиться передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации». 

Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса.

Особенности развития речи младших школьников предполагают упражнения, направленные на всестороннее развитие как устной, так и письменной речи (о таких упражнениях более подробно рассказывается далее). Приемы развития речи младших школьников, которыми должны владеть учителя начальной школы:

  • помощь в усвоении литературной языковой нормы;

  • развитие культуры речи;

  • помощь в приобретении навыков чтения и письма;

В общем и целом, развитие речи младших школьников должно быть комплексным и включать в себя согласованную работу в трёх направлениях: лексика, синтаксис и связность речи (в рамках школы связной речью можно считать развёрнутый ответ на задание учителя, законченный, организованный с точки зрения грамматики и логики, разбитый на связанные между собой смысловые части). Ниже представлены примеры упражнений для развития речи, характерных для начальной школы:

  • для развития техники устной речи и дикции рекомендуется чтение вслух («по ролям») различных текстов. Учащемуся предлагается выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные. Отличная идея – инсценировать прочитанный текст

  • скороговорки также улучшают дикцию;

  • для обогащения словарного запаса учеников просят подобрать к заданному слову синонимы и антонимы, отыскать их в тексте.

Также полезно выявление прямых и переносных значений заданных слов, работа с идиоматическими выражениями. Особую роль для развития интереса детей к предмету играет творческое задание: учитель просит изобразить на листе бумаги всем известные фразеологические обороты, понимая употреблённые в них слова в прямом смысле (например, фразу «Дождь льёт как из ведра» можно проиллюстрировать перевёрнутым ведром, из которого, как из грозовой тучи, хлещет дождь; «Фонарь под глазом» — логично ожидать изображение человеческого лица с подрисованным под глазом настоящим фонариком) ;

  • разгадывание загадок позволяет задействовать логическое и образное мышление;

  • сочинение детьми собственных сказок, историй. Учитель может предложить опорные слова, которые обязательно должны быть включены в текст или рассказать начало истории, продолжение которой ребята должны придумать сами. Дети также учатся редактировать собственный текст; для их фантазии даётся простор, но также остаются и некоторые рамки, осознание которых поможет впоследствии в написании сочинений на заданную тему;

  • игра «Буриме» — составление стихов на заданные рифмы.

Для овладения навыками работы с текстом и его анализ также можно порекомендовать: выделение в тексте опорных слов, работа с деформированным текстом. Например, абзацы или предложения в тексте могут быть перемешаны, и ученикам предлагается восстановить смысловую последовательность фраз.

Творческое изложение.

Учитель читает текст один или два раза, ученики делают письменный пересказ, пытаясь заменить собственными выразительными средствами те, что не отложились в памяти, дописывая самостоятельно продолжение предложенного текста.

Первым и основным компонентом процесса письменной речи является звуковой анализ слова, предполагающий умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы.

Вторым компонентом, входящим в процесс письменной речи, является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой.

Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, реализуемые, в свою очередь, посредством комплекса последовательных движений.

На ранних этапах овладения письменной речью написание слова распадается для ребенка на ряд задач:

1) выделить звук;

2) обозначить его соответствующей буквой;

3) запомнить ее;

4) изобразить букву графически;

5) проверить правильность.

Для осуществления письменной речи необходимы: обобщенные представления звуков данной языковой системы и одновременно устойчивые связи звуков и букв, обозначающих эти звуки. Необходимо наличие в памяти обобщенных и устойчивых образов-эталонов фонем (применительно к организации устной речи), а также обобщенных и устойчивых «эталонов» графем, обозначающих соответствующие фонемы.

Таким образом, с психологической точки зрения, письменная речь является сложным психическим процессом , включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.

Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения. Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

Роль письменной речи в обучении велика, так как она позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение. Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется различного рода трудностей, испытываемых детьми в процессе обучения.

При формировании компетенций письменной речи могут быть использованы разнообразные методы и приемы развития письменной речи с учетом формируемых умений: беседы и анкеты, опрос; контрольные задания и индивидуальные обучающие ситуации на занятиях, при выполнении самостоятельной работы.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!