СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Научная статья на тему:

«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Токарь Алёна Павловна ,

КГБПОУ

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»,

 студентка 4 курса

 специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах (заочно)

Руководитель: Загородникова Т.В

На сегодняшний день в преподавании русского языка одной из актуальных проблем является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. В зависимости от полноты сформированности орфографических навыков в начальных классах будет зависеть последующее обучение ребенка в школе, его орфографические и речевые умения и навыки, а также способность овладения родным языком в письменной форме.[1]

Среди основных проблем, которые являются причинами недостаточного формирования орфографических навыков, выделяют следующие: трудности самой орфограммы, разрозненность изучаемых правил, невнимание школьников к слову и родной речи, ограниченный словарный запас, снижение интереса к чтению и т.д. Примечательно, что ученики, знающие орфографические правила, часто не умеют пользоваться ими при письме и не всегда находят те места в тексте, где много ошибок. Стоит отметить и то, что в некоторых случаях в качестве причины неграмотности выступает сама школа, точнее, программа русского языка, которая представляет собой набор, а не систему, взаимоисключающих правил. В конечном счете, это ведет к разрушению грамотности, хотя на самом деле учителя, обладающие необходимыми компетенциями, должны обучать правильным навыкам письма.

Нельзя не заметить, что орфография для детей в принципе является малопривлекательным разделом для изучения. Также она нелегко осваивается школьниками. В процессе изучения они боятся делать ошибки, теряют уверенность в себе, у многих из них возникает отвращение к орфографии, которое переносится на всю дисциплину «Русский язык. Исходя из этого, уже с первого класса нужно заставить учеников поверить в то, что орфографию освоить можно, но для этого необходимо развивать орфографическую зоркость. Задача эта нелегкая, требующая большой подготовки со стороны учителя и готовности преодолевать трудности со стороны детей.[2]

Умение правильно писать слова во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с одной стороны; с другой стороны, изучение таких слов, выполнение словарно- орфографических упражнений должно способствовать активизации словарного запаса младших школьников.

Процесс формирования орфографической зоркости протекает в несколько этапов.

Первый этап – это учебная ситуация, которая порождает потребность в проверке орфографии. Учитель ставит цель и осознает задачу.

Второй этап заключается в поиске способа решения орфографической задачи: на основе знаний, правил, инструкций, предыдущего опыта.

Третий этап – создание алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

Четвертый этап заключается в выполнении действия в соответствии с алгоритмом, правилами, намеченным планом – шаг за шагом.

Пятый этап – многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в разных условиях и вариациях, с постепенной отменой алгоритма.

 Широко известны следующие формы обучающего списывания:

1. Списывание без заданий: слова, предложения и тексты пишутся без каких-либо инструкций.

2. Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой стороны, повышают значимость цели работы, исключают возможность неосознанного угадывания, так как требуют аргументированности выбора.

3. Списывания с подчеркиванием.

4. Списывание распределением по логическому принципу.

5. Списывания, осложненные лексическими заданиями. К ним относятся следующие:

А) Списывание с подчеркиванием синонимов и антонимов.

Б) Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.

В) Списывание со вставкой.

Г) Комбинированное списывание.

Различные типы заданий в данном случае могут быть объединены. Например, можно объединить два орфографических задания, стилистические задания можно объединить с орфографическими.

Материалом для списывания могут выступать отдельные слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой предложения или единые по смыслу тексты. Поэтому существуют различные типы упражнений на списывание: полное и выборочное.[3]

Термин «полное списывание» используется для упражнений, в которых необходимо списать все слова, а «выборочное списывание» подразумевает списывание части текста в соответствии с заданием, данным учителем. В упражнениях на списывание важно, чтобы ученики не только правильно писали то, что видят, но и обосновывали правильность списываемого на основе изученных грамматических и орфографических правил.

2. Комментированное письмо.

Этот вид диктанта основан на проговаривании по слогам. Ученики не просто пишут и проговаривают слова и предложения, а опираются на правила и выбор проверочных слов, обосновывают свой выбор. При этом важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не опережая его. Только так можно избежать ошибок. Самый сильный ученик делает комментарий первым, затем включаются остальные.

3. Письмо с проговариванием.

Сначала слово диктуется так, как оно написано. Затем учитель читает слово вслух, а дети повторяют его шепотом, чтобы учитель слышал. Если кто-то повторил слово неправильно (искаженное окончание, или гласная, которая не слышится в основе, или парная согласная), учитель предлагает всем повторить слово еще раз, а затем одному ученику (тому, кто допустил ошибку). Дети исправляют ошибку, а затем пишут слово по слогам. Это повышает внимание к слову, развивает слуховую память и интуитивное письмо. Весь класс объединяется, и постепенно все ученики начинают работать в общем темпе.

4. Письма с пропуском орфограмм.

Ученикам разрешается пропустить букву, если не знают, какую букву писать. Овладев этим умением, ученики смогут освободиться от страха сделать ошибки при написании различных письменных работ, особенно когда им необходимо выразить собственные мысли. Такое разрешение дается ученикам на длительный срок. Случается, что некоторые из них пытаются злоупотреблять этим разрешением, но, когда они убеждаются, что их сверстники начинают хорошо справляться с этими орфографические задачами, то они перестают демонстрировать свое отставание.

5.  Скоростное письмо.

Самая эффективная техника для развития скорости письма – списывание на время.

6. Письмо по памяти.

На уроках русского языка особое место должно отводиться письму по памяти.

Еще одним современным методом обучения орфографической зоркости является игровая технология. Уроки с использованием игровой методики позволяют повторить или изучить определенный материал в игровой форме. Каждая игра должна:

А) Открывать простор для личной активности;

Б) Быть построена на интересе;

В) Содержать элементы соревнования.

Таким образом, существует определенный набор приемов, направленный на формирование у школьников орфографической зоркости. Наибольший интерес среди них представляют игровые методики, однако наибольшая эффективность достигается путем комбинации различных приемов.[4]

В заключение следует отметить, что проблема орфографической зоркости учащихся актуальна и в настоящее время, данная проблема волнует учителей, родителей и методистов. Несмотря на огромные усилия со стороны педагогов, грамотность учащихся остается на низком уровне, о чем свидетельствуют письменные работы учащихся. Как выйти из такого положения? Нужно отвести ведущее место в системе обучения русскому языку для орфографии. Обязательно совершенствовать методики, находить индивидуальный подход к каждому ученику и строить урок исходя из ситуации класса, ни в коем случае не подстраиваясь под всю параллель.

 

Начальной школе важно разобраться в системе упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, так как без этого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность.

Учебный материал будет усвоен лучше, если он будет подаваться с использованием занимательности, наглядности, ИКТ технологии. Данный приемы эффективны даже для трудных правил и понятий.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.[5]

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:

  1. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина //Молодой ученый. – 2020 – № 12 – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680.
  2. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. 2019. -№1-С.29
  3. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -2017-. №1-С.45
  4. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. М., 2018. 186 с.

 

 

 

Научная статья на тему:

«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Токарь Алёна Павловна ,

КГБПОУ

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»,

 студентка 4 курса

 специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах (заочно)

Руководитель: Загородникова Т.В

На сегодняшний день в преподавании русского языка одной из актуальных проблем является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. В зависимости от полноты сформированности орфографических навыков в начальных классах будет зависеть последующее обучение ребенка в школе, его орфографические и речевые умения и навыки, а также способность овладения родным языком в письменной форме.[1]

Среди основных проблем, которые являются причинами недостаточного формирования орфографических навыков, выделяют следующие: трудности самой орфограммы, разрозненность изучаемых правил, невнимание школьников к слову и родной речи, ограниченный словарный запас, снижение интереса к чтению и т.д. Примечательно, что ученики, знающие орфографические правила, часто не умеют пользоваться ими при письме и не всегда находят те места в тексте, где много ошибок. Стоит отметить и то, что в некоторых случаях в качестве причины неграмотности выступает сама школа, точнее, программа русского языка, которая представляет собой набор, а не систему, взаимоисключающих правил. В конечном счете, это ведет к разрушению грамотности, хотя на самом деле учителя, обладающие необходимыми компетенциями, должны обучать правильным навыкам письма.

Нельзя не заметить, что орфография для детей в принципе является малопривлекательным разделом для изучения. Также она нелегко осваивается школьниками. В процессе изучения они боятся делать ошибки, теряют уверенность в себе, у многих из них возникает отвращение к орфографии, которое переносится на всю дисциплину «Русский язык. Исходя из этого, уже с первого класса нужно заставить учеников поверить в то, что орфографию освоить можно, но для этого необходимо развивать орфографическую зоркость. Задача эта нелегкая, требующая большой подготовки со стороны учителя и готовности преодолевать трудности со стороны детей.[2]

Умение правильно писать слова во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с одной стороны; с другой стороны, изучение таких слов, выполнение словарно- орфографических упражнений должно способствовать активизации словарного запаса младших школьников.

Процесс формирования орфографической зоркости протекает в несколько этапов.

Первый этап – это учебная ситуация, которая порождает потребность в проверке орфографии. Учитель ставит цель и осознает задачу.

Второй этап заключается в поиске способа решения орфографической задачи: на основе знаний, правил, инструкций, предыдущего опыта.

Третий этап – создание алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

Четвертый этап заключается в выполнении действия в соответствии с алгоритмом, правилами, намеченным планом – шаг за шагом.

Пятый этап – многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в разных условиях и вариациях, с постепенной отменой алгоритма.

 Широко известны следующие формы обучающего списывания:

1. Списывание без заданий: слова, предложения и тексты пишутся без каких-либо инструкций.

2. Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой стороны, повышают значимость цели работы, исключают возможность неосознанного угадывания, так как требуют аргументированности выбора.

3. Списывания с подчеркиванием.

4. Списывание распределением по логическому принципу.

5. Списывания, осложненные лексическими заданиями. К ним относятся следующие:

А) Списывание с подчеркиванием синонимов и антонимов.

Б) Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.

В) Списывание со вставкой.

Г) Комбинированное списывание.

Различные типы заданий в данном случае могут быть объединены. Например, можно объединить два орфографических задания, стилистические задания можно объединить с орфографическими.

Материалом для списывания могут выступать отдельные слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой предложения или единые по смыслу тексты. Поэтому существуют различные типы упражнений на списывание: полное и выборочное.[3]

Термин «полное списывание» используется для упражнений, в которых необходимо списать все слова, а «выборочное списывание» подразумевает списывание части текста в соответствии с заданием, данным учителем. В упражнениях на списывание важно, чтобы ученики не только правильно писали то, что видят, но и обосновывали правильность списываемого на основе изученных грамматических и орфографических правил.

2. Комментированное письмо.

Этот вид диктанта основан на проговаривании по слогам. Ученики не просто пишут и проговаривают слова и предложения, а опираются на правила и выбор проверочных слов, обосновывают свой выбор. При этом важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не опережая его. Только так можно избежать ошибок. Самый сильный ученик делает комментарий первым, затем включаются остальные.

3. Письмо с проговариванием.

Сначала слово диктуется так, как оно написано. Затем учитель читает слово вслух, а дети повторяют его шепотом, чтобы учитель слышал. Если кто-то повторил слово неправильно (искаженное окончание, или гласная, которая не слышится в основе, или парная согласная), учитель предлагает всем повторить слово еще раз, а затем одному ученику (тому, кто допустил ошибку). Дети исправляют ошибку, а затем пишут слово по слогам. Это повышает внимание к слову, развивает слуховую память и интуитивное письмо. Весь класс объединяется, и постепенно все ученики начинают работать в общем темпе.

4. Письма с пропуском орфограмм.

Ученикам разрешается пропустить букву, если не знают, какую букву писать. Овладев этим умением, ученики смогут освободиться от страха сделать ошибки при написании различных письменных работ, особенно когда им необходимо выразить собственные мысли. Такое разрешение дается ученикам на длительный срок. Случается, что некоторые из них пытаются злоупотреблять этим разрешением, но, когда они убеждаются, что их сверстники начинают хорошо справляться с этими орфографические задачами, то они перестают демонстрировать свое отставание.

5.  Скоростное письмо.

Самая эффективная техника для развития скорости письма – списывание на время.

6. Письмо по памяти.

На уроках русского языка особое место должно отводиться письму по памяти.

Еще одним современным методом обучения орфографической зоркости является игровая технология. Уроки с использованием игровой методики позволяют повторить или изучить определенный материал в игровой форме. Каждая игра должна:

А) Открывать простор для личной активности;

Б) Быть построена на интересе;

В) Содержать элементы соревнования.

Таким образом, существует определенный набор приемов, направленный на формирование у школьников орфографической зоркости. Наибольший интерес среди них представляют игровые методики, однако наибольшая эффективность достигается путем комбинации различных приемов.[4]

В заключение следует отметить, что проблема орфографической зоркости учащихся актуальна и в настоящее время, данная проблема волнует учителей, родителей и методистов. Несмотря на огромные усилия со стороны педагогов, грамотность учащихся остается на низком уровне, о чем свидетельствуют письменные работы учащихся. Как выйти из такого положения? Нужно отвести ведущее место в системе обучения русскому языку для орфографии. Обязательно совершенствовать методики, находить индивидуальный подход к каждому ученику и строить урок исходя из ситуации класса, ни в коем случае не подстраиваясь под всю параллель.

 

Начальной школе важно разобраться в системе упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, так как без этого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность.

Учебный материал будет усвоен лучше, если он будет подаваться с использованием занимательности, наглядности, ИКТ технологии. Данный приемы эффективны даже для трудных правил и понятий.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.[5]

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:

  1. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина //Молодой ученый. – 2020 – № 12 – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680.
  2. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. 2019. -№1-С.29
  3. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -2017-. №1-С.45
  4. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. М., 2018. 186 с.

 

Просмотр содержимого документа
«Научная статья»













Научная статья на тему:

«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЩАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

























Токарь Алёна Павловна ,

КГБПОУ

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»,

студентка 4 курса

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах (заочно)

Руководитель: Загородникова Т.В

На сегодняшний день в преподавании русского языка одной из актуальных проблем является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. В зависимости от полноты сформированности орфографических навыков в начальных классах будет зависеть последующее обучение ребенка в школе, его орфографические и речевые умения и навыки, а также способность овладения родным языком в письменной форме.[1]

Среди основных проблем, которые являются причинами недостаточного формирования орфографических навыков, выделяют следующие: трудности самой орфограммы, разрозненность изучаемых правил, невнимание школьников к слову и родной речи, ограниченный словарный запас, снижение интереса к чтению и т.д. Примечательно, что ученики, знающие орфографические правила, часто не умеют пользоваться ими при письме и не всегда находят те места в тексте, где много ошибок. Стоит отметить и то, что в некоторых случаях в качестве причины неграмотности выступает сама школа, точнее, программа русского языка, которая представляет собой набор, а не систему, взаимоисключающих правил. В конечном счете, это ведет к разрушению грамотности, хотя на самом деле учителя, обладающие необходимыми компетенциями, должны обучать правильным навыкам письма.

Нельзя не заметить, что орфография для детей в принципе является малопривлекательным разделом для изучения. Также она нелегко осваивается школьниками. В процессе изучения они боятся делать ошибки, теряют уверенность в себе, у многих из них возникает отвращение к орфографии, которое переносится на всю дисциплину «Русский язык. Исходя из этого, уже с первого класса нужно заставить учеников поверить в то, что орфографию освоить можно, но для этого необходимо развивать орфографическую зоркость. Задача эта нелегкая, требующая большой подготовки со стороны учителя и готовности преодолевать трудности со стороны детей.[2]

Умение правильно писать слова во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с одной стороны; с другой стороны, изучение таких слов, выполнение словарно- орфографических упражнений должно способствовать активизации словарного запаса младших школьников.

Процесс формирования орфографической зоркости протекает в несколько этапов.

Первый этап – это учебная ситуация, которая порождает потребность в проверке орфографии. Учитель ставит цель и осознает задачу.

Второй этап заключается в поиске способа решения орфографической задачи: на основе знаний, правил, инструкций, предыдущего опыта.

Третий этап – создание алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

Четвертый этап заключается в выполнении действия в соответствии с алгоритмом, правилами, намеченным планом – шаг за шагом.

Пятый этап – многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в разных условиях и вариациях, с постепенной отменой алгоритма.

Широко известны следующие формы обучающего списывания:

1. Списывание без заданий: слова, предложения и тексты пишутся без каких-либо инструкций.

2. Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень познавательной самостоятельности, с другой стороны, повышают значимость цели работы, исключают возможность неосознанного угадывания, так как требуют аргументированности выбора.

3. Списывания с подчеркиванием.

4. Списывание распределением по логическому принципу.

5. Списывания, осложненные лексическими заданиями. К ним относятся следующие:

А) Списывание с подчеркиванием синонимов и антонимов.

Б) Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.

В) Списывание со вставкой.

Г) Комбинированное списывание.

Различные типы заданий в данном случае могут быть объединены. Например, можно объединить два орфографических задания, стилистические задания можно объединить с орфографическими.

Материалом для списывания могут выступать отдельные слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой предложения или единые по смыслу тексты. Поэтому существуют различные типы упражнений на списывание: полное и выборочное.[3]

Термин «полное списывание» используется для упражнений, в которых необходимо списать все слова, а «выборочное списывание» подразумевает списывание части текста в соответствии с заданием, данным учителем. В упражнениях на списывание важно, чтобы ученики не только правильно писали то, что видят, но и обосновывали правильность списываемого на основе изученных грамматических и орфографических правил.

2. Комментированное письмо.

Этот вид диктанта основан на проговаривании по слогам. Ученики не просто пишут и проговаривают слова и предложения, а опираются на правила и выбор проверочных слов, обосновывают свой выбор. При этом важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не опережая его. Только так можно избежать ошибок. Самый сильный ученик делает комментарий первым, затем включаются остальные.

3. Письмо с проговариванием.

Сначала слово диктуется так, как оно написано. Затем учитель читает слово вслух, а дети повторяют его шепотом, чтобы учитель слышал. Если кто-то повторил слово неправильно (искаженное окончание, или гласная, которая не слышится в основе, или парная согласная), учитель предлагает всем повторить слово еще раз, а затем одному ученику (тому, кто допустил ошибку). Дети исправляют ошибку, а затем пишут слово по слогам. Это повышает внимание к слову, развивает слуховую память и интуитивное письмо. Весь класс объединяется, и постепенно все ученики начинают работать в общем темпе.

4. Письма с пропуском орфограмм.

Ученикам разрешается пропустить букву, если не знают, какую букву писать. Овладев этим умением, ученики смогут освободиться от страха сделать ошибки при написании различных письменных работ, особенно когда им необходимо выразить собственные мысли. Такое разрешение дается ученикам на длительный срок. Случается, что некоторые из них пытаются злоупотреблять этим разрешением, но, когда они убеждаются, что их сверстники начинают хорошо справляться с этими орфографические задачами, то они перестают демонстрировать свое отставание.

5. Скоростное письмо.

Самая эффективная техника для развития скорости письма – списывание на время.

6. Письмо по памяти.

На уроках русского языка особое место должно отводиться письму по памяти.

Еще одним современным методом обучения орфографической зоркости является игровая технология. Уроки с использованием игровой методики позволяют повторить или изучить определенный материал в игровой форме. Каждая игра должна:

А) Открывать простор для личной активности;

Б) Быть построена на интересе;

В) Содержать элементы соревнования.

Таким образом, существует определенный набор приемов, направленный на формирование у школьников орфографической зоркости. Наибольший интерес среди них представляют игровые методики, однако наибольшая эффективность достигается путем комбинации различных приемов.[4]

В заключение следует отметить, что проблема орфографической зоркости учащихся актуальна и в настоящее время, данная проблема волнует учителей, родителей и методистов. Несмотря на огромные усилия со стороны педагогов, грамотность учащихся остается на низком уровне, о чем свидетельствуют письменные работы учащихся. Как выйти из такого положения? Нужно отвести ведущее место в системе обучения русскому языку для орфографии. Обязательно совершенствовать методики, находить индивидуальный подход к каждому ученику и строить урок исходя из ситуации класса, ни в коем случае не подстраиваясь под всю параллель.


Начальной школе важно разобраться в системе упражнений, направленных на развитие орфографической зоркости, так как без этого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность.

Учебный материал будет усвоен лучше, если он будет подаваться с использованием занимательности, наглядности, ИКТ технологии. Данный приемы эффективны даже для трудных правил и понятий.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.[5]




Библиографический список



  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:

  1. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / А. В. Никулина //Молодой ученый. – 2020 – № 12 – С. 788-790. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23646680.

  2. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. 2019. -№1-С.29

  3. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -2017-. №1-С.45

  4. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. М., 2018. 186 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!