Обеспечение прав детей-индивидов
на образование в соответствие
с действующим законодательством.
Каримова Айжан Сериковна,
воспитатель
Специальная коррекционная школа-интернат №1
для детей с ЗПР и интеллектуальми нарушениями, г.Кокшетау
Уже более 10 лет на государственном уровне воплощается в жизнь программа социальной поддержки инвалидов, задача которой – обеспечить комфортные условия гражданам страны, испытывающим определенные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество.
Для решения вышеуказанных задач разработаны статьи нормативно-правовых актов:
Конвенция о правах ребенка (статья № 23).
Закон Республики Казахстан (Правила о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования Республики Казахстан.
Закон о правах ребенка в Республике Казахстан (статья № 15 пункт № 3 и № 4).
Статья № 31 (права ребенка-индивида на полноценную жизнь).
Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.
Закон о социальной защите индивидов в Республике Казахстан.
Закон о жилищных отношениях (статья № 68) (граждане, относящиеся к социально защищаемым слоям населения(инвалиды, семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов).
Закон РК О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту (статья № 8, № 9, № 10, № 11, № 12).
На сегодняшний день в нашей школе обучаются 112 детей-инвалидов, среди них дети с диагнозами: умеренная умственная отсталость, болезнь Дауна, органическая деменция, ДЦП, эпилепсия, органическое поражение ЦНС. Из них 17 детей на домашнем обучении.
Ребенок-инвалид – это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение её нормальной жизнедеятельности необходимость дополнительной социальной помощи и защиты.
Социальная защита инвалидов в Республике Казахстан регулируется Конституцией РК, Законом РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и иными вышеизложенными нормативно - правовыми актами Республики Казахстан.
Инвалиды имеют право на:
– социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию в общество;
– обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры;
– обеспечение доступа к информации;
– образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой;
– гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в порядке, определяемом законодательством РК;
– профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство;
– жилище в соответствии с жилищным законодательством РК;
– первоочередное обслуживание в государственных и иных организациях здравоохранения, культуры связи, транспорта, сфере услуг;
– поддержку творческих способностей инвалидов.
Виды социальной помощи:
– выплаты в виде государственных пособий, компенсаций и иные выплаты;
– дополнительные выплаты социальной помощи, оказываемыми местными исполнительными органами;
– дополнительные виды социальной помощи, оказываемые работодателем.
Обеспечение инвалидов жильем:
Местные исполнительные органы:
– принимают на учет и предоставляют в пользование жилище инвалидам, нуждающимся в жилье,
– обеспечивают оборудование жилищных помещений, предоставляемых инвалидам или семьям, имеющим в своем составе инвалидов, специальными средствами и приспособлениями.
Занятость инвалидов
Местные исполнительные органы обеспечивают занятость инвалидов путем:
– установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трёх процентов от общей численности рабочих мест;
– создание дополнительных рабочих мест для инвалидов через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
– создание специальных, а также специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
– организации профессионального обучения инвалидов (Закон РК).
«О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями.
В декларации о правах умственно отсталых лиц указано:
– умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
– умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволяют ему развивать свои способности и максимальные возможности;
– умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
–в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семья таких лиц должна получать помощь.
–умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.
В нашей школе особое внимание уделяется детям-инвалидам.
Школой организована целенаправленная работа с данной категорией учащихся.
Осуществляется комплексная медико-педагогическая диагностика детей с целью определения программы обучения и воспитания, а также индивидуально-дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Регулярно проводится День Здоровья.
Проводится утренняя гимнастика. Нуждающиеся дети охвачены занятиями лечебно – физкультурного комплекса.
Проводятся динамические перемены, двигательные разминки на воздухе.
Дети-инвалиды принимают активное участие в мероприятиях по программе «Спешиал Олимпикс»;
Посещают благотворительные мероприятия, проводимые в рамках города и области,
Уже в течение двух лет дети – инвалиды, учащиеся нашей школы оздоравливаются в РЦ г. Астана.
Одной из нерешенных проблем является летний отдых наших детей-инвалидов, а также остается проблема трудоустройства наших выпускников.
В этом направлении ведется определенная работа по налаживанию партнёрских связей с предприятиями города.
Но, учитывая общемировое экономическое положение, эта работа требует определенных усилий и форсирования!!!
3