Поликультурное образование на уроках географии.
Примудрова Ирина Григорьевна,
учитель географии НОУ «Школа-интернат №19 ОАО «РЖД»
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент - Экзюпери)
Культурное развитие государства всегда неразрывно связано с политикой, проводимой в сфере образования. Федеральные государственные стандарты второго поколения основаны на принципах поликультурности, которые предполагают, что содержание образования должно отражать определенные элементы различных этнических культур, составляющих общенациональную российскую культуру.
Под полиэтнической культурой в данном контексте предлагается понимать приобщение школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культуры своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.
Поликультурное образование представляет такую модель образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при обязательном сохранении национальных, региональных особенностей и других культурных различий.
Основной целью поликультурного образования можно считать формирование личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной полиэтнической, поликультурной среде. На пути к достижению этой цели представляется необходимым решение ряда задач:
формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира
воспитание терпимости и уважения прав каждого народа
формирование способности к описанию поликультурной среды
формирование способности к описанию себя, как представителя этноса
социально-культурная идентификация
Безусловно, существенная роль в решении этих задач принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры.
Актуальность поликультурного воспитания обусловлена, прежде всего, следующими факторами:
обострением проблем межнационального общения в поликультурном пространстве современной России;
необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;
потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
недостаточным уровнем реализации в школах задач приобщения школьников к национально-культурным традиция русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Поликультура - это проявление общей культуры человека во всём её многообразии. Главное для поликультуры - это уважение, знание и ориентация учащихся на общечеловеческие ценности.
Можно выделить следующие виды поликультурных ценностей:
1.Социально-общественные.
2.Природа и экология.
3.Традиции, обычаи,обряды.
4.Религия.
5.Искусство.
6.Политика.
7.Общая культура.
Поликультурное образование должно вестись на всех уровнях
микро: семья, школа, малая Родина /город, посёлок и т.д./
мезо: регион, страна.
макро: мир, государства мира, глобальные проблемы человечества.
Поликультурное воспитание опирается на этническую осведомленность, включающую знания:
о месте жительства народов;
характере основных форм труда (по возможности с учетом их специфики);
народном быте (жилище, предметы быта, национальные блюда);
языке и основных жанрах народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, подвижные игры, игрушки, музыка, колыбельная песня);
искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, изобразительное искусство, в том числе живопись, декоративно-прикладное искусство);
общечеловеческих нравственных качествах.
Знания об обычаях и культурных ценностях других народов, естественно, должны усваиваться после полноценного овладения этническими особенностями своей культуры. Ведь понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. С этой точки зрения поликультурное воспитание учеников должно проходить три стадии:
1) национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
2) ознакомление школьников с народами ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым представителям соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям их народов;
3) сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Уроки географии, как и внеурочная деятельность, дают широкий круг возможностей для активного поликультурного воспитания школьников, особенно актуального в современном многоликом мире. Предмет «География» представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиции. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, нормы и стереотипы поведения. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определенного поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность. Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности.
Воспитание толерантности возможно на следующем учебном материале.
Раздел урока школьного курса «География» | Тема урока. | Раздел, в котором рассматривается понятие толерантности. | Ожидаемые конечные результаты. |
7 класс. | 1. Земля – планета людей. | « Народы и страны». Создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе, воспитание уважения и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности | В результате ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями. |
| 2. Население и политическая карта (Африки, Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Евразии). | “ Народы и страны материков”. Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов. | Создание условий для воспитания толерантности. |
8 класс. | 1. Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России. | “Население России”. Учить проявлять уважение к религиозным традициям, обычаям разных народов. | Создание условий для понимания важности толерантного отношения к представителям различных наций и национальностей. На примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России. |
| 2. Численность населения России. | “Население России”. Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от численности, расовой и конфессиональной принадлежности. | Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа. |
| 3.Этнический, языковой и религиозный состав населения. | “Население России”. Признание и уважение культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран. | Развивать у подрастающего поколения чувство толерантности. |
9 класс. | 1. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока. | “Население России”. Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества. | Развитие навыков межкультурного общения. |
10 класс. | 1. Население как предмет изучения социально – экономической географии (численность, религиозный состав, воспроизводство населения, состав населения, размещение и миграции). 2. Международная экономическая интеграция. 3. Геополитическое положение стран мира “Горячие точки планеты”. | “ Население мира”. Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям, обычаям, культуре других народов. | Знакомство с мировыми религиями. Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий. Создание активной гражданской позиции молодёжи. |
11 класс. | 1. Зарубежная Европа. Политическая карта и международные отношения. 2. Субрегионы Зарубежной Европы 3. Зарубежной Азия. Население, особенности воспроизводства, “Демографический взрыв” 4. Глобальные проблемы человечества. | “Население Зарубежной Европы”. Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. | В результате знакомства с причинами конфликтов и их последствиями у учащихся возникает желание найти способ прекращения конфликта, и они часто предлагают свои варианты для этого. Во время диалога они становятся на разные стороны участников конфликтов и активно ищут правильный ответ. Это развивает терпимость к разным мнениям на одни и те же события, а значит толерантность. |
В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.
В школе, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами. Учить принимать других такими, какие они есть. Учить терпимо относиться к самобытности, разумно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.
Другие возможные варианты поликультурного воспитания на уроках географии.
1. Изучение темы «Влияние международных отношений на формирование политической карты мира» 10 класс. Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты «Горячие точки планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьезности проблемы.
2. Практически на всех уроках курса географии в 8-9 классах можно проводить поликультурное воспитание учащихся. Причём как эпизодически, среди выполнения других целей и задач, так и потратив на это весь урок или внеклассное мероприятие.
Воспитание терпимости имеет положительный результат на раскрытии негативных процессов, например депортация народов. Привожу данные по результатам так называемой "зачистки границ". Из 200 000 корейцев выселено 175 000, с мест постоянного проживания насильственно переселено 90 000 калмыков, 70 000 карачаевцев, 220 000 крымских татар. Всего 2,3 миллиона человек, из которых 30% погибло в пути из-за нечеловеческих условий. Коснулась такая же участь и казаков Дона ("расказачивание").
Путешествия по городам России.
Путешествия по городам Центральной России, Европейского Юга, Уральского района, Поволжья и т. д. Это возможно так, как в 9 классе при изучении тем «Население и города» региона об этом и должна идти речь. Формы проведения могут быть самые разнообразные : урок-конференция, урок-презентация проектов, урок-защита рефератов, урок -ролевая игра и т.п. Обычно учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов об истории, достопримечательностях и современной жизни городов.
Путешествие по Золотому Кольцу России.
Многоликая Россия – тема «Население России» 8-9 классы. Изучаем обряды и обычаи разных народов России.
Урок ролевая игра: Русская ярмарка. Это урок или внеклассное мероприятие посвящается знакомству и изучению народных промыслов России, так как понимание природы, истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через знакомство с народными промыслами.
3. Изучение темы «Расы» 6 класс. С огромным интересом и воодушевлением слушают ребята рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н.Миклухо - Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Дети узнают ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся русский путешественник.
4. Темы «Население Южной Америки», «Население Северной Америки» 7 класс. Долгое время на плантациях сахарного тростника и кофе в Америке работали рабы, завезённые из Африки, но борьба прогрессивного человечества с этим негативным явлением завершилась победой. В настоящее время положение негритянского населения в США значительно улучшилось. А одним из подтверждений этого стало избрание на пост президента страны Барака Абамы.
5. «Движения земной коры, землетрясения». 6,7 класс. В ходе объяснения последствий землетрясений в Армении и Узбекистане, Иране и Турции , цунами в Японии и других точках Земли, обращаю внимание на то, как многие правительства разных стран мира и простые граждане приходят на помощь пострадавшим людям, оказывают им посильную помощь и выражают искреннее сочувствие.
6. «Трудовые ресурсы России» 9 класс. При рассмотрении данной темы предлагаю учащимся следующие проблемные вопросы: Что такое безработица и в чём состоят её главные причины?
Кто может стать безработным? БОМЖ - кто это?
Почему человек может стать БОМЖем? Что должно сделать правительство государства и общество для решения этой проблемы?
7. «Великие географические открытия».На уроках в 6, 7 и 8 классах, при изучении тем о географическом положении материков и России, обязательно включаю рассказ о роли и значении великих географических открытий как наших выдающихся соотечественников , так и зарубежных исследователей .Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своих стран , но и всей Земли . Эти великие Граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами мира. Они служили на благо своих стран и всего человечества. Учащиеся часто сами с большим интересом готовят выступление о жизни и открытиях великих путешественников. Х.Колумб и Ф. Магеллан, А.Тасман и Д.Кук, Р.Амундсен и Р. Скотт, В.Юнкер, С.Дежнев ,В.Беринг ,Н.Пржевальский и многие другие выдающиеся люди. Их имена увековечены на географических картах - географические объекты, названные именами исследователей и путешественников.
8. В курсе «География материков и океанов» рассматривается вопрос «Жилища народов мира». Где мы можем укрыться от непогоды? Где согреемся в морозы и укроемся от дождя или летнего зноя? Где мы всегда находим приют? Где мы проводим значительную часть своей жизни? Да это наш ДОМ. В курсе 7 класса при изучении населения разных стран и материков есть огромные возможности для поликультурного воспитания на примере изучения жилищ различных народов. В курсе географии 8-9 классов можно активизировать внимание на жилищах коренных народов населяющих Россию.
9. Изучение темы «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе. Для решения этих проблем требуется объединение усилий всего человечества.
10. 22 апреля - День Земли. Общешкольное мероприятие.
Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания. Это положение полностью подтверждается Декларацией многокультурного образования, принятой Комитетом географического образования при Международном Географическом Союзе, в которой отмечается , что «географическое образование может способствовать взаимопониманию среди разнообразных культурных групп в различных местностях» (МНС, Опорто, 1998 г.). По мнению авторов Декларации, географическое образование дает возможность человеку развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу. Поликультурное образование должно быть направлено на выявление культурного сходства и различия наций и цивилизаций современного мира.
За школьной географией традиционно признавалась функция становления мировоззрения учащихся. Именно формирование этнографических знаний способствует реализации этой функции, основной образовательной цели современной географии. Только география, будучи наукой гуманитарного и естественного циклов раскрывает не только особенности материальной и духовной культуры народов мира, но и показывает их в неразрывной связи с природной и социальной средой.
Список литературы
Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании / Россия и Запад: диалог культур. Материалы 4-й Международной конференции. М.: МГУ, 1998. С. 112-119.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003.-655 с.
Гринева Е.А., Заббарова М.Г., Белоногова Л.Н. Модель формирования полиэтнической культуры школьников. «Педагогика искусства».Электронный научный журнал учреждения РАО «Институт художественного образования» №4, 2010 г. http://www/art-education.ru/AE-magazine/
Данилова М.И. Молодежь и культура: самобытность и стандартизация. – М., 1995.
Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. – Краснодар, 1999.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
Лобжонидзе В.В. Этнокультурная парадигма современного географического образования. М.: ОАО Московские учебники, 2007
Поликультурный подход в воспитании // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Сб. тр. первой международной научно-практической конференции. Ростовский государственный педагогический университет, 2000.
Уметбаев З.М. Интернационально-патриотическое воспитание учащихся при изучении художественной литературы// Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи: Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2001.
Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб: КАРО, 2007.