С самого начала преподавания предмет ОБЖ у меня вызывал больше вопросов, чем ответов, больше противоречий и неудовлетворённости от ощущения бесполезности и даже вреда. Думаю, что у педагогов, которые ответственно относятся к своему делу, эти ощущения иногда могут возникать. Но в данном случае предмет как-то по особенному не отвечал моим представлениям об образовании, казался каким-то чужим и холодным, цели – размытыми, непонятными. Создавалось впечатление, что предмет ОБЖ – это необходимая замена начальной военной подготовке с целью сохранить рабочие места военрукам и всё. При этом некоторые темы о здоровом образе жизни, о взаимоотношении полов, о профилактике половых инфекций, об основах военной службы излагались учебниками так вольно, что такое образование могло приводить только к негативному результату.
Передо мной стояло противоречие: с одной стороны необходимо готовить юношей и девушек к ответственной жизни, формировать образ здорового в физическом и духовном плане гражданина; С другой стороны повсеместно навязывается образ красивой жизни, цель которой – получать от всего удовольствие. В течение более 10-ти лет всё Российское очернялось, армия деморализовывалась, разрушался русский менталитет, искоренялись исторические для России ценности и насаждались ценности, которые Россия отвергала и 1000 лет назад и на протяжении всей своей истории. Всё это можно было воспринимать только как глубокий духовно-нравственный кризис. Параллельно бытовала иллюзия того, что:
Во-первых, здоровье всё же можно поправить тоже не совсем традиционно (экстрасенсы, колдуны, бабки, биодобавки…), не нужно прикладывать никаких усилий, были бы деньги;
Во-вторых, в материальном, экономическом плане нам обязательно помогут (государство, западные страны, чудо);
В-третьих, в армии служить нельзя, там нормальному человеку выжить невозможно, да и вообще нам никто не угрожает.
Возникал замкнутый круг: юношам неприятны темы об основах военной службы, так как они не хотят служить в армии, а поэтому не хотят быть здоровыми, а поэтому или умышленно не заботятся о нём, или вредят, или придумывают болезни, поэтому плохо относятся к урокам о здоровом образе жизни. Совместное обучение юношей и девушек только усугубляло проблему, делало её комплексной.
Решить эту проблему традиционными методами мне не представлялось возможным, так как и время и учащиеся уже были другими. А кризис в духовно-нравственной сфере уже давал обильные «всходы» - проституция, СПИД, наркомания, преступность. Даже вся страна, её экономика, политика, культура переживают глубочайшее падение. Нам отказывают в помощи на Западе, сравнивая с алкоголиком («Сколько ни дай – всё пропьёт, а завтра опять просить будет»). В правительстве осознают всю серьёзность сложившегося положения, и что исправить его без патриотического воспитания будет невозможно. Поэтому, начиная с 1998 года, принимается ряд документов, направленных на обеспечение подготовки молодёжи к военной службе и на патриотическое воспитание. Особое место в новой программе по ОБЖ в 10 – 11кл. отводится вопросам военно-патриотического воспитания.
Познакомившись с программой 10 – 11 классов, я понял – чтобы насыщенная, нужная программа заработала на благо самих учащихся, общества и государства, необходимо воспитывать учащихся на российских традиционных ценностях (дружба, товарищество, взаимопомощь, уважение к старшим, терпение, скромность, стыд, совесть…). Необходимо было эти ценности реанимировать в рамках одного предмета в 10-11 классах. Каким образом? – Главная задача предмета ОБЖ в 10-11 классах – это обучение. За выполнение этой задачи я держусь как за якорь. Есть содержательные линии, есть календарный план прохождения учебного материала. Вторая задача – воспитание. Я решил строить воспитание на русских традиционных ценностях. На что опираются эти ценности? Оказывается, что базовыми понятиями, на которые всегда опирались наши предки, были Вера православная, верность царю и Отечеству. Все вместе и составляло всегда основу патриотизма. То есть истинного патриотизма без православия в России быть не может.
А поскольку школа, как общеобразовательное, светское учреждение, предназначена давать учащимся знания в различных отраслях науки, культуры, то и знания о религиозной культуре нашей страны не должны быть исключением из правил. На проходившей 22-23 мая 2001 года Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт» отмечалось: «…наряду с другими социальными институтами ныне осознана необходимость восстановления в содержании образования (обучения и воспитания) места и значения религиозной культуры». Это совершенно не означает, что все учащиеся или хотя бы существенная их часть должны стать православными, религиозными, живущими согласно церковным правилам. Это не означает снижения и повышения оценок исходя из соображений религиозности. Нет. Это означает, что учащийся должен быть компетентен в определенной части той культуры (в том числе религиозной), которая интегрируется с содержанием предмета ОБЖ. Третья задача – развитие способностей. В рамках предмета необходимо развивать способности логического аналитического мышления, коммуникативные, но особое внимание мною уделяется развитию способности рассудительности, сострадания, сопереживания.
Надежной опорой в моей работе по этой проблеме является сформированная система преподавания патриотической направленности в школе, районе, области, стране, имеющая перспективу минимум до 2005 года и опирающаяся на следующие законы: 1) Закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. 2) Письмо Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12. 3) Концепция «Военно-патриотического воспитания» и Постановление правительства РФ о подготовке граждан РФ к военной службе от 31.12.99 г. 4) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». Постановление правительства РФ от 16.02.2001 г. 5) Приказ Министра образования РФ от 30. 10. 2001 г. № 35-11 об утверждении подпрограммы к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.». 6) Концепция патриотического воспитания учащейся молодежи Дона. 2001 г. 7) Изучив эти документы, я убедился, что проблема, над которой я работаю, актуальна и имеет длительную перспективу.
В основу моего опыта была положена педагогическая технология (модель) «Русская школа», авторами которой являются Гончаров И.Ф., доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского Педагогического университета и Погодина Л.Н., директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москва. Ее целевые ориентации:
1. Формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина;
2. Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей;
3. Освоение культурного наследия России, одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;
4.Пробуждение русского национального самосознания, русского духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия,
- идея Великой русской земли,
- ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение отеческой Вере, государству, народу,
- идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих помыслов,
- идея духовного служения и стремления к истине,
- идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, служения высшим ценностям, богослужения,
- идея чинности «слаженности» бытия,
- идея святости и почитания святостроителей Русской земли и жизнетворчества ее народов,
- всечеловечность (всемирная отзывчивость).
Эти целевые ориентации взяты без изменений из авторской модели «Русская школа», так как полностью отвечают моим представлениям и отечественной традиции образования. Соответствуют этим целям и такие ее концептуальные положения, как:
1) Русская школа в современных условиях является средством национальной самозащиты, где только и может сохраниться Великая Русская культура;
2) Русская школа – лучшая форма защиты национального от националистического;
3) Новая русская школа должна давать образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий. При этом она не должна быть технократической, дающей только какую-то сумму ЗУНов. Она органически связана с основной идеей – спасением нации, сохранением ее в истории;
4) Приобщение к нравственности как первооснове человека, приоритет духовных ценностей: добра, истины, Христианских идей Веры, Надежды, Любви.
Эта авторская модель включает в содержание три составляющих: науку, народность, православие. Где наука - это учебные дисциплины, народность – это отечественная культура, православие – это не только и столько уроки о религии, сколько построение всего процесса обучения и воспитания на идеях православия, на Духе, менталитете православия.
Мой опыт переносит на эту модель предмет ОБЖ, где наукой я считаю знания, относящиеся к содержательным линиям программы. Считая составными частями патриотического воспитания такие понятия, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданское воспитание, я в своей работе решил опереться и на ту часть, которая до сих пор необоснованно игнорируется – на национально-патриотическое воспитание.
Интегративный курс ОБЖ предполагает изучение тем, относящихся к содержательным линиям программы; включение вопросов истории, географии, культуры, искусства, ориентируясь на сферу эстетических и нравственных качеств личности; включение в материал уроков размышлений о мире, о Боге, о Церкви, о православии, о духовности человека. Особое внимание уделяется вопросу истинной духовности без излишней мистики и мракобесия. Эти размышления лишь делают жизнь осмысленной при любых обстоятельствах, учат спасать свой народ, порождают Веру, Надежду, Любовь, дают понятие о добре и зле, о страстях, пороках, о грехе, о благодати. Эта работа опирается на самоуправляющие механизмы личности. То есть, учащийся практически не подвергается воспитательному воздействию напрямую, как это ошибочно представляют некоторые – учащийся, получая и анализируя информацию, сам начинает задумываться о свойствах и проявлениях своей личности.
Исходя из особенностей содержания авторской модели «Русская школа», ведущей педагогической идеей я считаю идею гармоничного развития личности, ее интеллектуальной (материальной), эмоциональной (душевной) и мировоззренческой (духовной) составляющих, в том числе через приобщение к знаниям о 1000-летней Российской истории и христианской православной традиции.
Особенность методики для воплощения этой идеи заключается в том, что предполагается использование разнообразных форм и методов работы и контроля. При изучении одних тем – это может быть рассказ, лекция с использованием наглядных пособий, иллюстраций; для других – сотрудничество, сотворчество, тренировки в парах, группах, участие в общешкольных мероприятиях (День защитников Отечества, День Победы и др.). Могут использоваться индивидуальные методы работы с учащимися (помощь в подготовке сообщения, доклада, реферата). А так же работа с учебником, составление конспекта по предложенному плану или самостоятельно. Но особенно эффективной работа учащихся бывает тогда, когда используются методы проблемного обучения, поисковые, коммуникативные, проблемное изложение, беседа.
Опыт работы по проблеме охватывает вообще большинство изучаемых тем курса ОБЖ 10-11 классов, но более всего он приемлем при изучении содержательных линий «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Основы военной службы». Поэтому далее я буду описывать и свое видение целей и выбор форм и методов работы, которыми эти цели достигаются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ Об образовании.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 год».
3. Национальная доктрина образования в РФ. Журнал ОБЖ № 1, 2001 г.
4. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
5.Федеральный закон «О Днях воинской Славы (победных днях) России от 10.02. 1995 г.
6. Во имя жизни. Журнал ОБЖ, октябрь 2001 г.
7.Еще раз о патриотическом воспитании. Журнал ОБЖ, март 2001 г.
8. Круглый стол представителей Министерства образования с представителями религиозных конфессий по вопросам воспитания подрастающего поколения. Журнал Народное образование № 7, 2001 г.
9. Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, опыт, традиции». Журнал Народное образование
№ 8, 2001 г.
10. Современные образовательные технологии. Г.К.Селевко, Москва, Народное образование, 1998 г.
11. Основы социальной концепции русской православной церкви. Москва 13-16 августа 2000 г.