Технология проектирования современного урока русского языка и литературы в СПО
Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности студентов; подбор вопросов для подведения итога урока.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть:
этапы урока, его цели
содержание учебного материала
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся
деятельность учителя и деятельность обучающегося
Алгоритм проектирования урока:
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?
Цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье.
1. Спланировать учебный материал;
2. Подобрать учебные задания, целью которых являются:\
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям
3. Упорядочить учебные задания
4. Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала; задания, способствующие закреплению материала студентом)
Четвертое.
Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать студентам.
Пятое.
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, вызовет удивление, изумление, восторг учеников.
Шестое.
Разработать структуру урока.
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у студентов универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника.