СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Влияние нарушений устной речи на формирование письма"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СВЯЗЬ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, А В ЧАСТНОСТИ ЗАВИСИМОСТЬ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОТ НЕДОСТАТКОВ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ РЕЧИ, И НЕОБХОДИМОСТИ ИСПРАВЛЕНИЯ ЕЕ НЕДОСТАТНОВ.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Влияние нарушений устной речи на формирование письма"»

Влияние нарушений устной речи на формирование письма


Дети с нормальным речевым развитием при поступлении в школу, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, имеют значительный запас слов, у них завершается важнейший этап речевого развития — усвоение грамматической системы. Возрастает количество распространенных, сложных предложений, вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Однако существует контингент детей, имеющих пониженную способность анализировать явления языка. Бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма затрудняют овладение ими правильной речью, что влечет за собой общую неуспеваемость в школе. Таким образом, с каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, а именно детей c нарушениями письма, имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Нарушения речи могут проявляться как изолированно, так (чаще) и в комплексе, что ведет к значительному снижению обучаемости и усвоения материала.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.

Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи.

Для овладения письмом имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме. Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письму и чтению, а на более поздних этапах — в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Трудности овладения письмом, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость по родному языку.

Основной задачей логопеда общеобразовательной школы является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов с фонетическим и общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.— 224 с

  2. Садовникова И. Н. Нарушение речи у младших школьников. - М.: Владос, 1998 . – 111 с.

  3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

  4. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. – М.: Аркти, 1999. – 186 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!