СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Не доводя до точки кипения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Профилактика  детской агрессии, в работе представлены игры и упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Не доводя до точки кипения".»

НЕ ДОВОДЯ ДО ТОЧКИ КИПЕНИЯ.


Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (учителям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, потому необходима своевременная помощь ребенку в процессе профилактической работы.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Предложенные мною ниже упражнения служат развитию интеллекта, т.к. «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Л.С.Выготский, а также являются профилактикой хронического утомления, нервно – психических срывов, и способствуют освоению приемов саморегуляции.

Игры на уроке:

Игра «Встречные колечки»

Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого — это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой — кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

Игра «Ладонь-кулак»

Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.

Игра «Рожки да ножки»

Она развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»- средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»- вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями.

Игра «Перекаты»

Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая — ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой. Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук, безымянный правой с указательным левой и, наконец, мизинец правой с большим левой руки. Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая — от себя. Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.


Игра «У Маланьи»


У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать "избушку"),

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные "гусарские" усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку")

На Маланью все глядели (держать руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (дети показывают загаданное действие)

Игра «У дедушки Абрама»

Участники сидят в кругу. Сначала разучиваются слова:

У дедушки Абрама, 12 сыновей. 12 сыновей и 12 дочерей.
Они не ели, они не спали, они не скучали никогда.

Слова произносятся быстро и ритмично. Потом добавляется: «Правая рука!» Добавляются ритмичные хлопки правой рукой по правой коленке. Считалочка повторяется снова. Потом добавляется: «Правая рука, левая рука!» Хлопки правой и левой рукой. Постепенно добавляются разные части тела, например: правая нога, левая нога, плечи, локти, уши голова и т.д.
Ведущему необходимо задать достаточно высокий темп изначально, постепенно его увеличивать и внимательно контролировать динамику игрового взаимодействия.


Игры на умение управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления.




Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.


И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениям


Игры на перемене:

Игра «Лавата»

Все участники стоят в кругу, начинают водить хоровод и напевать:

Мы танцуем дружно Тра-та-та, Тра-та-та. Танец наш веселый: Лавата, лавата.
У меня ушки красивые
(берутся руками за свои уши), а у соседа лучше (берутся руками за уши соседа).

Хоровод продолжается. Дальше идут: шея, плечи, локти, руки и т.д. вплоть до пяток.

Игра «Регулировщик»

Среди играющих выбирается ведущий — «регулировщик». Все поют песню, а он поднимает руку вверх и совершает ею движение по часовой стрелке вниз.
Три правила:

· рука вверх — поют песню громко (или прыгают и топают);

· рука в горизонтальном положении — песня стихает;

· рука внизу — поют песню «про себя».

«Регулировщик» медленно поднимает руку, и начинается игра.

Ведущему необходимо удерживать высокую динамику игры, для этого можно постоянно менять темп игры, чтобы участники следили за движениями «регулировщика» и четко следовали инструкциям.



Упражнение «Дождь в джунглях»

Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх и вниз). Пошел град (постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

А теперь повернись на 180 градусов и продолжи игру.