СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Новые подходы в образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются новые подходы в преподавании русского языка, которые развивают у учащихся учиться самостоятельно решать проблемы, уметь анализировать, выдвигать свои взгляды.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Новые подходы в образовании"»



Топчая В.Н.,

учитель русского языка и литературы,

Юбилейная средняя школа,

Тарановский район,

С. Юбилейное

Республика Казахстан


НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ


Ключевые слова: новизна, самоопределение, самореализация, учитель, технология КСО, конструктивный диалог, сотрудничество.


Кілтті сөздер: жаңалық, өзін - өзі реттеу, өзін - өзі белгілеу, мұғалім, ҰБО технологиясы, сындарлы диалог, ынтымақтастық.


Keywords: innovation, self – regulation, self – determination, teacher, the technology of CME, the constructive dialogue, cooperation.


Аннотация: В данной статье рассматриваются новые подходы в преподавании русского языка, которые развивают у учащихся умение учиться самостоятельно решать проблемы, уметь анализировать, выдвигать свои взгляды. Обучение на основе диалога служат в качестве современных идей новых подходов.


Аңдатпа: Осы мақалада оқушылардың өзбетімен мәселелерді шешу дағдыларын, талдай білу, өз пікірлерін ұсыныла алу дағдыларын дамытатын орыс тілін оқытудағы жаңа әдіс тәсілдері қарастырылады. Мақалада сындарлы диалы негізінде оқыту көрсетілген.

Annotation: In this article we consider the approaches of teaching Russian language, which develop the skill of working independently and solve come points of view. This article shows the teaching on basis constructive dialogue.


Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны.

Но от учителя зависит,

Какими дети стать должны.

Мы шагнули в новое тысячелетие. Всё, что сейчас происходит в обществе, как зеркало отражается в школе. Ведь школа стоит на пороге перехода к новой системе обучения. Одним из важных направлений в развитии образования в Казахстане Президент Н.А.Назарбаев выделил: «…Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». Действительно, необходимость создания новых подходов в образовании вызвано тем, что выпускники общеобразовательных школ редко находят применение приобретённых знаний, ввиду недостаточно развитой их креативно составляющей. Цели образования в школе законодательно определены Законом РК "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь». Поэтому, я считаю, задача общеобразовательных учреждений заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить ученика самостоятельно и постоянно учиться решать жизненные проблемы, уметь анализировать, выдвигать свои взгляды.

И, конечно же, все эти изменения коснутся в первую очередь – нас, учителей. Когда стоит вопрос о новых государственных стандартах, вопросов у нас возникает достаточное количество, и нам, главное, не переборщить в чём – то. Но что остаётся незыблемым и незабвенным, на мой взгляд, - это профессиональная роль учителя. И здесь важно, чтобы учитель знал на самом деле, куда вести своих учеников. Я вообще глубоко убеждена в том, что всё зависит от роли учителя, от тех методов, современных технологий, которые он использует. Поэтому нам необходимо по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, приобрести новые знания, чему я и обучилась на трёхуровневых курсах.

Основное содержание Программы представлено в контексте семи модулей, которые в ходе обучения изучаются во взаимосвязях. Одним из них является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». Обучение на основе диалога, т.е. обучение тому, как учиться, служат в качестве важных современных идей в статусе новых подходов.

Несмотря на то, что за моими плечами 36лет педагогического стажа, я постоянно сталкиваюсь с проблемой, какой же путь улучшения качества своей работы для этого выбрать. Моя методическая тема, над которой я работаю сейчас,- «Технология КСО – коллективный способ обучения В.К.Дьяченко». Она очень хорошо способствует развитию речевой, мыслительной деятельности, через выполнение заданий по определенным правилам, темам, где у каждого ученика своя отдельная роль. Коллективная работа – это полноценная самостоятельная организация обучения. Уникальность использования методики коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействия между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Но мне всегда хочется ещё как-то разнообразить деятельность учеников, вовлечь их в совместную работу, чтобы они говорили, обсуждали, аргументировали. Я поняла, что необходимо активизировать деятельность учащихся, по созданию конструктивного диалога и выстраиванию созидательного сотрудничества.

В моём кабинете русского языка и литературы на доске помещены правила работы на уроках:

Слушать внимательно

Говорить внятно

Писать грамотно

Читать вдумчиво

Эти правила как нельзя более, кстати, на мой взгляд, показывают важность сути диалогового обучения. Для ученика важно слышать собственные рассуждения для самоутверждения, повышения самооценки, для анализа своих рассуждений. Именно эти эмоции и переживания позволяют ребенку подняться на ступеньку выше к самореализации себя как личности. А мне всегда казалось, что если я не выдам весь запланированный материал, не выскажу свой взгляд, то ученики многое потеряют, не узнают новую и нужную информацию, при этом, даже не предоставляя попытки ребенку самому добыть эту новую и нужную ему информацию.

Для себя, как для учителя-практика, я сделала вывод, что обучение через социальное взаимодействие и диалог может быть эффективным только в том случае, когда дан положительный психологический настрой на совместную деятельность и когда на уроке царит атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

Примером диалога «учитель-ученик» может служить этап изучения новой темы на уроке по теме «Безличные глаголы», где через постановку проблемных вопросов учащиеся самостоятельно вывели правило безличных глаголов, а через совместную работу «ученик-ученик» в результате обсуждения, смогли поставить цель и задачи исследования.

В ходе обсуждения в группах, ученики приходят к определённым выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное раннее языковое явление. Эти наблюдения они фиксируют в карточке. Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга. Другие группы определяют ошибки и указывают причину их допущения .

На этапе рефлексии, через приём «Тонкие и толстые вопросы», учащиеся могут ответить на все вопросы того, что изучили на уроке, подвести итог, высказать своё мнение. Диалогическое обучение позволяет на одном уроке интегрировать идеи таких модулей как критическое мышление, лидерство и управление, оценивание и новые подходы, а также наблюдать саморегуляцию.

Для учителя важно побуждать учеников задавать вопросы по теме урока, нужно учить ребят формулировать свои высказывания.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

-формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

-учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

-улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

-не дает возможности спрятаться, задействованы все;

-совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Вывод напрашивается следующий: мы действуем в правильном направлении, значит, результат от новшеств в нашей совместной деятельности будет, и я уверена: он будет положительным. И мне хочется, чтобы в школе всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя.

Литература:

1.Основные направления развития образования в современном мире. - М. Школьные технологии, В.К. Дьяченко, 2005г.

2.Маркова А.К., Матисс Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

3.Абакумова ИВ. Обучение и смысл: смысл образования в учебном процессе. Ростов н/Д.:Изд-воРГУ,2003


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!