СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку, о целях и задачах такой работы. Ведь участие в олимпиадах стимулирует школьников к приобретению знаний на более качественном уровне, мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколениЯ, и это очень важно для современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Статья о подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.»

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.
Само слово «олимпиада» (греч. olympias) переводится с греческого языка как соревнование, смотр, конкурс.

Олимпиада проверяет знания по русскому языку, наверное, все же не только в объёме программы, но несколько шире, также она проверяет уровень развития речи школьников, их грамматический кругозор и ,наконец, сообразительность и смекалку.

Целями олимпиады является выявление интересов учащихся, их общего развития и одарённости. При проверке олимпиадных заданий определяются наиболее распространённые ошибки и трудности, из-за которых ребята не смогли справиться с заданиями или пропустили некоторые из них. Олимпиада всегда выявляет лучшего и самого одаренного участника, но каждый из учеников может попробовать свои силы, при подготовке к олимпиаде каждый совершенствует свои умения, развивает логическое мышление, расширяет свой кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.
При подготовке учащихся к олимпиадам необходимо учитывать следующие основные принципы: обращение к разным языковым уровням от фонетического до синтаксического; обязательное включение заданий по фонетике и орфоэпии, лексике и фразеологии , морфемике и словообразованию, морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации, культуре речи и истории развития русского языка, также изучение некоторых сведений по древнерусскому языку . Подготовка должна быть нацелена не только на приобретение конкретных теоретических знаний и практических умений учащихся, но и на проверку способности абстрактно мыслить, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, выполнять различные виды разбора (словообразовательный, семантический, этимологический, синтаксический и т.д.).
Подбираются такие задания, которые позволяют проверить и эрудицию, и базовые знания учащихся, и умение применять эти знания на практике.
Большинство проводимых олимпиад комбинирует разные типы заданий по русскому языку. Школьная олимпиада по русскому языку – одна из наиболее популярных и полезных форм работы учителя-словесника. Время проведения школьной олимпиады определяется в соответствии со сроками проведения второго этапа Всероссийской олимпиады. Обычно это сентябрь-ноябрь. Соблюдая древний олимпийский принцип: «главное не победа, а участие», в школе проводится первый тур, на котором создаются равные шансы для всех учеников и достигаются основные цели олимпиады по русскому языку: расширение кругозора учащихся; развитие интереса к русскому языку и лингвистике; отбор и подготовка участников районной олимпиады.
Участник олимпиады должен покинуть соревнования не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые.
Непременным условием олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после проверки работ. Помня о развивающей цели мероприятия, не откладывая на неопределённый срок, учитель должен дать верные ответы на все вопросы (кроме творческих заданий), обсудить все возможные варианты, с тем чтобы ученики могли оценить уровень своих знаний и удовлетворить своё любопытство.
После проверки всех заданий выставляются окончательные баллы за каждую работу. Когда баллы выставлены и согласованы, определяются победители и призёры. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей и призёров проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных подарков.

К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать все слова и фразеологизмы, которые могут встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня, умения работать самостоятельно и быть нацеленным на успех. Задача преподавателя - помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне возможно. Свою работу с учащимися учитель должен тщательно спланировать, составить траекторию работы с конкретным учеником. Конечно, это и базовая школьная подготовка по предмету; и подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); и самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); и целенаправленная подготовка к участию в определенном туре олимпиады.

Для эффективной подготовки к олимпиадам важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, должна начинаться с начала учебного года; факультативы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; должна быть составлена индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики к творчеству; можно использовать диагностический инструмент (например, интеллектуальные игры-соревнования по каждому разделу программы по русскому языку); также необходимо уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умения применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; нужно использовать все имеющиеся в распоряжении учителя возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, уроки-проекты и т.д.

Каким же образом выявить наиболее подготовленных, заинтересованных и одаренных школьников? Конечно, наблюдая за учениками в ходе уроков, организуя исследовательскую, кружковую работу и проводя внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе, оценивая способности школьников и анализируя их успеваемость по смежным дисциплинам.

Сначала необходимо организовать команду школьников, вместе готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу знаний и опыта друг другу, психологически подготовить новых участников,

можно уменьшить нагрузку учителя, передав часть работы по подготовке младших ребят старшим , ведь обучая других, они будут совершенствовать и свои знания.

Затем необходимо правильно спланировать работу. При планировании работы избегаем формализма, оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника ( выбор заданий, разделов лингвистики для изучения, используемых пособий); предусматриваем возможность отдыха; выбираем основные формы работы на занятиях - индивидуальные, парные и групповые. Обязательно расширяем кругозор учащихся: определяем книги для изучения, журналы, работаем в Интернете, общаемся дистанционно, участвуем в интенсивных школах и т.д. Не останавливаемся на достигнутом.

Непосредственно перед олимпиадой повторяем различные виды заданий, даем рекомендации по работе над ними, ориентируем учащихся в тематике предлагаемых заданий, учим пользоваться справочной литературой и словарями, тренируем в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач. Используем поисковый, проблемный, исследовательский, творческий методы работы. Решаем олимпиадные задания, разбираем тесты, повторяем различные виды разбора, выполняем творческие задания, занимаемся проектной деятельностью. В таком процессе учащиеся должны научиться решать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа и др.); знать различные виды анализа языковых единиц; уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач; уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Какие же материалы могут помочь в работе по подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку? Конечно, различные пособия и Интернет-ресурсы. Вот приблизительный список.

1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., Просвещение, 2005 г.

2. Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.

3. Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. – М.: Аванта+, 2008.

4. Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты русской речи». М., Просвещение, 2003.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М., 1989.

6. Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века». – М. Издательский центр «Академия», 2005 г.

7. Львова С.И. Занимательное словообразование. 8 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2002.

9. Орг А. О.Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.,1998.

11. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.

12. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М., «Просвещение», 2008 – Серия «Пять колец».

13. Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.

14. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1978.

15. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1 – 4. СПб., 1996.

Интернет-источники

1. Интернет-портал «Русский язык» - www.gramota.ru

2. Интернет-портал «Русские словари» (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru

3. "Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку:www/svetozar.ru.

Таким образом, участие в олимпиадах стимулирует школьников к приобретению знаний на более качественном уровне, мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Роль учителя в этом, несомненно, очень велика. В круг деятельности педагога входит выявление одаренности у ребят, планирование работы с ними, подготовка к олимпиадам по русскому языку, а также последующая работа по развитию их интеллектуальных умений. Важно не потерять ни одного талантливого школьника и предложить ему разные формы научно-образовательной работы. Лишь в этом случае мы сможем вывести страну на более высокий и престижный уровень развития образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!