СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о службе примерения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о работе службы примерения в школе. О совмесной работе педагогического коллектива в достижении результата.

Просмотр содержимого документа
«Статья о службе примерения»

Захарова Л.А., к.ф.м.н., доцент УрГПУ

Седых И.И., директор МБОУ СОШ№75

Ягафарова Н.А., зам. директора

по правовым вопросам

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Свердловская область столкнулась с серьезным ростом подростковой преступности на фоне роста употребления несовершеннолетними алкоголя и наркотических веществ. Об этой проблеме в марте 2015 г. напомнил депутатам законодательного собрания начальник ГУ МВД Михаил Бородин, выступая с докладом о деятельности главка за 2014 год.

«Вызывают беспокойство факты вовлечения несовершеннолетних в сферу незаконного оборота наркотиков, совершения преступлений подростками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения», – заявил Михаил Бородин. По данным областного правительства, опубликованным сегодня в «Областной газете», только за 9 месяцев 2014 года количество преступлений, совершенных подростками, возросло почти на четверть.

По словам начальника ГУ МВД, полиция использует весь профилактический потенциал, предоставленный законом, но иногда не хватает межведомственного взаимодействия. В частности, осложняет работу отсутствие соглашения между региональными властями и полицией, которое бы давало полномочия сотрудникам МВД привлекать к ответственности нарушителей в рамках закона «Об административных правонарушениях в Свердловской области», например, в таких случаях, как нарушение подростками комендантского часа.

В начале марта 2015 г. тему подростковых правонарушений уже поднимал на заседании законодательного собрания уполномоченный по правам ребенка Игорь Мороков. По его словам, после 1 сентября количество несовершеннолетних, поступающих в больницы с наркотическими отравлениями, возрастает в разы. Как сообщается в докладе Морокова за 2014 год, наркопреступность среди несовершеннолетних выросла в 1,9 раз [1,C.1].

Несмотря на то, что региональные власти пытаются бороться с подростковой преступностью с помощью комплекса разнообразных мер, основная задача по предотвращению детской и подростковой преступности лежит на образовательных учреждениях. Чаще всего, причинами возникновения наркомании, токсикомании и алкоголизма у детей и подростков является уход от проблем и конфликтов, возникающих в образовательном учреждении.

Обычно в школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей. По многочисленным свидетельствам, большинство подростков не чувствуют себя защищенными внутри школы, и разрешение конфликтов становится для ребят порой важнее процесса обучения.

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия или вовсе перестают их посещать. Слишком часто выпускник школы с облегчением воспринимает окончание учебных занятий. Родители, как правило, ожидают от своих детей примерного обучения и поведения в школе; однако, как достичь того и другого и стоит ли этого добиваться, не знают. Наряду с процессами взросления детей, факторы, связанные с обучением в школе, также порождают дополнительную напряжённость в семейных отношениях.

Все вышеперечисленные обстоятельства, равно как и многие другие, с которыми участникам образовательного процесса приходится сталкиваться, являются практически неизбежными следствиями более глубоких причин, признаками неблагополучия в школе или дома. В основе этих причин, прежде всего, лежат самые разнообразные конфликты. Внутришкольные конфликты повседневны: школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Проводимые среди школьников старших классов опросы свидетельствуют, что наиболее актуальными подростки считают для себя конфликты в следующих системных парах: ученики – родители, ученики – учителя, ученики – ученики.

Ситуации в указанных системах вполне объяснимы. Во-первых, конфликты

между людьми вообще неизбежны, а между детьми, как активно развивающимися субъектами – регулярны. Дети, как правило, не имеющие опыта разрешения конфликтов и, тем более, не осознающие процессов своего взросления и постепенного вхождения во взрослый мир, не могут самостоятельно выйти из той или иной жизненной ситуации. Во-вторых, родители, которых так же, как и нынешних детей, никто не учил, каковы причины тех или иных проблем детей и каким образом можно успешно разрешать конфликты, приобретая и наращивая опыт и знания, часто совершают ошибки, иногда – непоправимые. В-третьих, даже профессиональные и опытные педагоги, подчас, в силу ли «профессиональной деформации» или по причинам страха ответственности перед вышестоящими органами управления образованием, сами допускают в своей работе промахи при возникновении конфликтов в школе [2, С. 5].

Школа не выносит свои ситуации вовне, справедливо опасаясь за репутации свою и подростка. Но при этом не имеет инструмента для работы с криминальными ситуациями. В результате, конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит эскалация конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методами.

Наиболее продуктивно, если конфликт разрешается его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

  Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

  Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

В России более 13 лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на  решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.  Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000-2001 год).

В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».

На 2012 год в 15 территориях России действовали 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около пятнадцати  тысяч человек, находящихся в конфликте/криминальной ситуации.

Целью деятельности «Школьной службы примирения», как правило, выступает развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Служба примирения использует восстановительный способ и вводит новую традицию реагирования на конфликтные, криминальные ситуации и существование маргиналов в группе: так называемые программы восстановительного правосудия. В результате их использования конфликт разрешается, социальные связи восстанавливаются, механизм самооправдания поступков подвергается сомнению, и подросток получает возможность заново построить связи с обществом и возвратиться в него.

Программы примирения опираются на следующие принципы:

1. Программы проводятся только добровольно.

2. Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.

3. Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога. Таким образом, поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации. Поэтому ведущий программы не является защитником, судьей, адвокатом или советчиком, а работает именно как посредник.

4. Большое внимание уделяется чувствам сторон, в первую очередь чувствам пострадавшего (жертвы).

5. Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д.

В МБОУ СОШ № 75 безусловно существуют конфликтные ситуации между всеми участниками образовательных отношений. Пока, к сожалению, в школе нет как таковой службы примирения, но необходимость в создании такой службы явно назрела. Рассмотрим некоторые варианты разрешения реальных конфликтных ситуаций в школе.

В 5 х классах основная причина конфликтов борьба за лидерство, авторитет. Дети в этом возрасте очень сильно реагируют на критику, поэтому решать конфликты лучше с каждым участником конфликта по отдельности объясняя причину конфликта и путь решения, после чего мы приступили к примирению сторон прибегнув к помощи психологов – студентов, которые проходили практику в это время. По итогам разрешения конфликта, среди девочек даже возникла студия бисероплетения под руководством классного руководителя, где девочки вместе создавали замечательные изделия, делились опытом, проводили выставки, времени на конфликты и выяснение отношений у них просто не осталось.

Рассмотрим пример другого конфликта: Евгений — самоуверенный, не имеющий особенных способностей, шестиклассник. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей у него не было.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Родители безоговорочно верят ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Конфликт взрывается, когда родители в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и к администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на родителей никакого воздействия, пока ребенок не сознается в обмане.

На совещание при директоре были вызваны все участники конфликта, каждому была дана возможность высказать свою точку зрения, после чего был приглашен ребенок, где ему было предложено повторить все, что он рассказывает дома. Ребенок сознался ,что ввел в заблуждение взрослых. После с ним была проведена беседа, в процессе которой ему было объяснено, что взрослые обо всех проблемных моментах будут созваниваться и решать текущие моменты. Классный руководитель показал желание помочь мальчику, разработал ряд мероприятий по адаптации мальчика в детском коллективе.

Часто возникают конфликты между учащимися и педагогами: ученица шестого класса, Анастасия, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителями и сверстниками . На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, девочка так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. В данном случае педагог действовал не конструктивно, что привело к осложнению отношений учащихся и девочки. Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Настя проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Анастасия сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Хорошо, если конфликтные ситуации разрешаются с помощью «мудрых» взрослых или самих детей, однако, к сожалению, на это не хватает профессионализма. Школьная служба примирения могла бы стать хорошим фактором разрешения таких проблемных ситуаций, что привело бы к снятию психологической напряженности между всеми участниками образовательных взаимоотношений.


Список использованных источников:

  1. Е. Вирачева Новый день - Новый регион, 18.03.2015. [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.urfo.org/ekb/528266.html

  2. Н.Л. Хананашвилли Общественная активность и школьные конфликты. Школьные службы примирения: методы, исследования, процедуры Сборник материалов. М.: Новая Евразия, 2012 г. 90 с.