СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о внеурочной деятельности и мотивации на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная статья, которая в будущем вам пригодится 

Просмотр содержимого документа
«Статья о внеурочной деятельности и мотивации на уроке»

Внеурочная деятельность по математике как условие формирования положительной мотивации.

Ключевые слова: познавательная деятельность, мышление, проектирование, диадическая игра, внеурочная деятельность, математика, мотивация, проблемные ситуации, интерес, контроль.

Аннотация. В данной статье речь идет о развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с помощью внеурочной деятельности. Различные формы и методы планирования внеурочных занятий, которые наиболее успешны и актуальны на сегодняшний день, благодаря которым обучающийся научится логично и правильно рассуждать.

Проблемы развития и формирования положительной учебной мотивации на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой проблеме посвящено множество исследований в психологии и педагогике. Обучение – это один из главных видов деятельности обучающихся, в процессе, которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

Для младших школьников учение - новое и непривычное дело. С первых дней обучения ученик испытывает определенные трудности. Для успешного ее осуществления требуется овладение учебными навыками, а также организованность, трудолюбие, достаточный уровень развития мышления, внимания, памяти. Всё это требует от обучающегося достаточно больших психических и физических усилий. Итогом этого является потеря интереса к обучению учащихся. Отсутствие интереса проявляется в нежелании учиться, отсутствие способности заниматься продолжительное время необходимым делом, постоянной отвлекаемости. В связи с этим учителя начальных классов всё чаще интересуют вопросы: как воспитывать стремление к знаниям? как выбрать методы и приёмы обучения из богатого арсенала, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями? Этой проблеме и будет посвящена данная статья.

Математика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентом развития личности. Она призвана воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать.

Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать проблемы, обладающие творческим потенциалом, креативным мышлением, идущие в ногу со временем. Время диктует, что просто необходимы существенные перемены в образовании, новые методы и приемы в образовательном процессе. Более глубокого усвоения материала можно достичь, когда сами обучающиеся добывают знания, когда оптимально вовлечены в процесс познавательной деятельности

Изучая математику, обучающийся учится мыслить, анализировать, проводить аналогии, обобщать и делать выводы. Самой распространенной формой обучения математике в современной школе остается урок, а также внеурочная деятельность. Обучение математике не должно сводиться только к сообщению определенных фактов и к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать мотивацию к изучению предмета и познавательные способности обучающегося, его интеллект, культуру и, в конечном счете, должно быть направлено на формирование интеллектуальной личности. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности, критичности, самоконтроля, дисциплинированности и т. д.

В процессе обучения ученик овладевает различными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Активизация познавательного интереса и мотивации обучающихся - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Именно этот аспект в образовании является доминирующей проблемой. Если обучающемуся интересно учиться, то он будет учиться не только ради оценки, но и ради знаний. Перед учителем стоит важная задача заинтересовать обучающегося, то есть повысить мотивационную деятельность, вовлечь его в учебный процесс таким образом, чтобы он смог оценить свои силы и возможности, чтобы каждый обучающийся сказал: «Я хочу научиться, потому что мне интересно» и «Я смогу овладеть знаниями», «Мне нужны эти знания, чтобы потом применить их в жизни». Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления обучающегося к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы, создавать условия для повышения общей познавательной активности и формировать положительную мотивацию к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность

В качестве эффективных средств развития интереса к учебному предмету используются различные методы и приемы: дидактическая игра и разнообразие творческих заданий, проведение нетрадиционных уроков, использование сюжетных - ролевых игр, применение технических средств и ИКТ. Совместная работа позволяет быстрее решить примеры, сэкономить время на уроке. Обучающийся учатся контролировать себя и помогать своему партнеру, преодолевать психологический барьер. Так же формируются его и нравственные качества. В ходе игры обучающийся учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Тем самым мы достигаем решения задач метапредметного и личностного характера. Не мало важной ролью в формировании интереса к обучению играет создание проблемной ситуации, столкновение обучающихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи у них имеющегося запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний. Интересна только такая деятельность, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не вызывает интереса если он не требует умственного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Жюль Анри Пуанкаре, глава Парижской академии наук, отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Поэтому нужно знакомить обучающихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Также могут помогать и сами обучающиеся, подготавливая доклады и сообщения.

Для развития положительной мотивации и познавательного интереса обучающихся большую роль играет внеурочная деятельность по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеурочная деятельность создает условия для более полной реализации потенциала обучающихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной деятельности по математике можно применять: игры, викторины, выпуск математической газеты, придумывание и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, написание математических сказок. Создание сказок - один из самых интересных для обучающихся видов творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития.

Таким образом, внеурочная деятельность по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Для многих обучающихся математика не является любимым предметом. Именно поэтому главная задача педагогов внеурочной деятельности - привитие младшим школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать его. Внеурочные занятия с обучающимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие личности и способностей обучающегося, на его подготовку к сознательной взрослой жизни. Это не заученная, не зазубренная научная информация, данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьёзные затруднения, придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира - значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить».


Список Литературы:

  1. http://www.uchportfolio.ru/articles/read/120

  2. http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki