Обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания
КГУ СОШ №30, учитель начальных классов
Горбачёва Елена Юрьевна
Групповая форма деятельности универсальна. Её можно использовать на всех этапах урока:
А) при проверке домашнего задания (например: проектная деятельность)
Б) При изучении нового материала
В) при решении задач (закрепление материала)
Г) при проведении практических работ.
Хочу отметить роль учителя. Учитель является не информатором, а организатором, координатором, консультантом, как для учащихся внутри одной группы, так и между группами.
Эффективность групповой формы деятельности заключается в формировании ОУУН: развитии коммуникативных навыков, толерантности, организаторских способностей, информационных навыков, развитие мышления, формирование рефлексии, способствует повышения интереса учащихся. Групповая работа ведет к наиболее эффектному творческому усвоению материала, повышает индивидуальную продуктивность учащихся.
Взаимооценивание
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. Рассмотрим пример, как можно на уроках математики в начальных классах организовать контрольно-оценочную деятельность на основе взаимоконтроля учащихся с использованием техник формативного оценивания. Остановимся на двух интерактивных техниках формативного оценивания: «Внутренний и внешний круг» и «Динамические пары».
Данные техники формативного оценивания позволяют за короткое время проверить знания и навыки каждого ученика. Пример использования техники формативного оценивания – «Внешний и внутренний круг».
Предмет: Математика. Класс: 2
Тема: Таблица умножения и деления на «6».
Цель урока: Ученики:– знают таблицу умножения и деления на «6»;– могут использовать таблицу умножения при решении примеров и задач;– умеют слушать и соотносить предложенный ответ с правильным ответом. После проведения организационного момента учитель дает инструкции ученикам, каким образом на уроке будет проверяться домашнее задание: Ребята, сегодня на уроке мы проверим знание табличного умножения и деления на «6». Для того чтобы проверить, как мы можем умножать и делить на «6», мы используем технику «Внутренний и внешний круг».На перемене учитель раздает на каждый стол листки белой бумаги с номерами (или ¹ 1, или ¹ 2)и скотч для закрепления его на груди. Каждый ученик на уроке берет свой листок, записывает на нем свое имя и прикрепляет листок на грудь. Ученики берут ручки (карандаши), расходятся по номеру листка и образуют две больших группы. Ученики с номером «1» образуют первую группу, с номером «2» – вторую. Затем внутри этих групп ученики рассчитываются на «первый, второй».
В группах первые номера образуют внутренний круги получают карточки с таблицей умножения однозначного числа на «6», вторые – внешний, и получают карточки с табличным делением однозначного числа на «6». Каждая карточка обязательно должна иметь порядковый номер. Работа рассчитывается на количество учеников класса. Внутри круга их необязательно раздавать по порядку. Ученики в двух группах внутреннего и внешнего круга должны встать лицом друг к другу, т.е. образовать пары. Количество наборов карточек зависит от количества учеников в классе. На карточках должен быть правильный ответ, позволяющий ученику проверить ответ (он может его и не знать).По сигналу учителя в двух группах, образующих внешний и внутренний круг, ученики вполголоса в парах задают друг другу вопрос, записанный на своей карточке (не показывая ее напарнику),и, если ответ прозвучал правильный, записывают ручкой (карандашом) номер вопроса на белом листке бумаги, наклеенном на груди. Например, ученица с номером вопроса ¹ 8 (Айнура) задает своему напарнику (Усен) вопрос: «6 х 8?». Напарник отвечает: «48». Ученица (Айнура) на карточке Усена (на груди) ставит значек ¹8. Если на вопрос не был получен правильный ответ, то на листке бумаги ничего не пишется. Допустим, ученик (Усен), у которого порядковый номер вопроса «11»задает вопрос: «6 : 6=?». Его напарница (Айнура) отвечает неправильно:«0».
То номер вопрса не отмечается на нагрудном листке.После сигнала учителя (хлопок, колокольчик) ученики внешнего круга передвигаются на одноместо влево к следующему ученику, а ученики внутреннего круга остаются на месте. Ученики уже образовали другую пару, процедура обмена вопросом и ответом, выставления условных знаков повторяется. Ученики передвигаются по кругу только по сигналу учителя. Это позволяет поддерживать единый темп в работе и не отвлекаться ученикам. Процедура повторяется до тех пор, пока ученики не займут свою первоначальную позицию. После этого ученики садятся на свои места и считают количество проставленных номеров за правильные ответы, выставляют себе условные баллы. Далее учитель проводит работу над ошибками. Он называет порядковый номер вопроса, ученики смотрят на свои листы, не нашедшие названный номер, поднимают руку. Далее учитель проводит работу по определению правильного ответа совместно с учениками для того, чтобы ученики, которые не смогли ответить на данный вопрос, после обсуждения знали правильный ответ. После работы над ошибками, учитель может провести итоговое оценивание с использованием традиционных методов (математический диктант, самостоятельная контрольная работа). Результаты итогового оценивания фиксируются отметкой. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Начальным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому начинать формирование объективной самооценки необходимо в этом возрасте. Есть несколько факторов, влияющих на формирование самооценки младших школьников:1. мнение родителей, стиль домашнего воспитания;2. наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.3. оценка товарищей.4. собственный жизненный опыт.
Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки, а именно: культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком; формирование учебной самостоятельности младшего школьника; создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности; использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности; обучение младших школьников приемам самооценивания; обучение младших школьников способам корректировки полученного результата; осуществление целенаправленной работы с родителями. Для реализации этих условий можно использовать следующие формы работы: работа в парах; работа в творческих группах; индивидуальная работа учителя с учеником; индивидуальная работа родителя с учеником; самостоятельная работа учащегося.
Для обучения младших школьников приемам самооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания:
Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика заводится папка индивидуальных достижений, в которой накапливаются контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам
2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов, например (1 класс), «круг – тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» – тема в целом усвоена; «треугольник» –тема усвоена не до конца; «отрезок» – тема не усвоена.
3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5 балльной системе, основываясь на заранее предложенные критерии, которые выработаны учителем совместно с учащимися. Отметки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с отметкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника. Для того чтобы организовать работу учащихся по внедрению самооценки в учебный процесс необходимо: выработать единую «оценочную политику»; описать, что подлежит контролю и определить критерии оценки; оценивать только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки; содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать; учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор контролируемых заданий длясамооценивания; оценивать динамику учебной успешности учащихся относительно их самих; для итоговой аттестации использовать накопительную систему оценок (не отметки о работах,а сами работы или содержательная информация о них). Для того чтобы самооценка была объективной, целесообразно учить младших школьников:
1. Осознать мотив деятельности, т.е. для этого ученик должен себе ответить на вопросы: Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю? Что я потеряю, если этого не узнаю?
2. Планировать свою деятельность.
Школьники должны знать ответы на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? Что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? Какие средства мне понадобятся для этого? Какие трудности могут встретиться мне, и как я смогу их преодолеть?
3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? Как я могу проверить полученный результат? Замечу ли допущенные ошибки? Пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия и их влияние на результат.
4. Знать характеристику отметок: за что каждая отметка ставится. Эти методы контроля способствуют активизации деятельности учеников на уроке, создают условия взаимной требовательности и требовательности к себе, что очень важно для развития младшихшкольников.
Выводы: 1. При использовании методов взаимооценивания и самооценивания работу оценивают по заранее определенным критериям.
2. Ученик или группа учеников, которые оценивают работу, презентацию другого ученика или группы, извлекают пользу для себя, как и тот, чью работу оценивают. При оценивании работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и при необходимости исправить их.
3. Взаимооцени вание имеет интерактивный характер. Взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности.
4. Активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки.
5. Самооценка направлена на развитии е самостоятельности школьников и их ответственности.
6. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома соответствующим образом.
Критерии оценивания.
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
«1» – вообще не выполнил задание. (1)
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).(1)
Формирование оценки и самооценки.
При работе в группах обязательны критерии оценки групп.
Например:
Самооценка работы группы:
Самооценка в группе:
Самооценка выставляется на всех этапах урока.
Группы не должны остаться без оценки. Оценка может быть выражена в баллах, или может быть эмоциональная оценка.
Литература:
Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.