СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Омаровой Ботагоз Зиядиновны о лидерстве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

                               Учитель - Лидер

                                                                     Школе нового тысячелетия предстоит пройти

                                                                     великий перелом: расстаться с традиционным

                                                                     содержанием образования и управления.

                                                                     Кто-то сделает это завтра, кто-то сделает это

                                                                     сегодня. Одним детям повезёт сегодня –

                                                                     другим через сто лет.

                                                                                                 Д.И.Менделеев

    Идею технологизации обучения поднимал Ян Коменский уже в семнадцатом веке, призывая к тому, чтобы обучение стало механическим и нашли такой способ обучения, который обязательно приводил бы каждого ученика к положительным результатам по каждой изучаемой теме учебного материала. В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать :

  1. Твёрдо установленные цели
  2. Средства, точно приспособленные для достижения этих целей
  3. Твёрдые правила, как пользоваться»

  И в наши дни, сегодня, в период больших перемен в среднем образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления. Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству: стать эффективным руководителем в обучении,  лидерство, как оно работает.  Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий.  Лидерство же –совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. О глобальных вызовах в мире. О необходимости изменений в системе образования.    Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие в мире, оказывают огромное влияние и на изменения в школе. Английский деятель образования Питер Друкер сказал: «школы настоящего времени скоро исчезнут». Это можно понять так, что быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг. Мы можем согласиться с этим, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся как учиться, а не что учить. Только задумайтесь: в современном мире происходят 4 главных движения, которые оказывают влияние на все, происходящее в мире:  1.движение людей в мировом пространстве  2.движение финансов в мировом пространстве  3.движение информации (интернет появился в 1990 г)  4.движение культур (наука, музыка, спорт, мода, ресторанная культура…)  Как это влияет на нас, можно представить. А вот то, что в связи с этим людям необходимо иметь «5 умов», мы должны не только сами понимать, но и донести это до учащихся, так как именно им жить и далее в быстро меняющемся мире. Какие это умы:  1.дисциплинированный разум – изучить какой-либо предмет, науку – это то, как мы видим мир.  2.творческий, креативный разум.  3. аналитический ум - получая различную информацию, мы должны синтезировать и анализировать ее.  4.уважительный разум – мы живем в изменяющемся культурном мире, нам необходимо уважение к другим культурам.  5.этический разум – каждый должен задуматься, что я должен сделать доброго и полезного для людей.  Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, мы еще раз убеждаемся, что и в системе образования необходимы перемены, и они происходят в настоящем, но сегодня мы говорим, в том числе, и о переменах в подходах к управлению. По словам английского профессора в области образования Джона Вэзборна, лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Перемены – это не просто, мы все люди разные. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. Таким образом, загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены. 

 Ясно, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера.  В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера.  1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем.  2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики.  3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты.  4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают.  5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений, в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%.  6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов.  7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу.  Есть 3 составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии:  - то, во что мы верим верить  -что мы говорим говорить  - что мы делаем делать    В нас, как в лидерах, все три составляющие должны быть вместе, едины – верить, говорить, делать.  Кроме того, существует 11 стратегий эффективного лидера:  1.Необходимо четко формулировать цели и задачи.  2.Быть последовательным.  3.Быть полным решимости и энтузиазма.  4.Иметь высокие надежды.  5.Укреплять доверие.  6.Контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы.  7.Вырабатывать диалог в обучении.  8.Осуществлять энергичное и эффективное управление.  9.Руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения.  10.Продолжать заниматься и развиваться профессионально и контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность.  11.Постоянно развиваться и совершенствоваться культурно.    Лидерство часто связывают с успешностью. На сегодняшний день существует много литературы о лидерстве, которые вы можете найти сами. Одна из книг – работа Дэниэла Гоумена «Эмоциональный интеллект», 1995 г. В ней, в частности, говорится, что самые успешные люди не обязательно самые интеллигентные. А у очень умных людей не обязательно есть все необходимые жизненные навыки. Оказывается – показателем успешности является не только интеллект, но и эмоции - эмоциональный интеллект, который включает в себя посвященность, чувствительность, рефлексивность. У настоящих лидеров высокий эмоциональный интеллект. Самые успешные люди рефлексивны. Кроме того, для лидера важно развитие компетенций, таких как  - персональная компетентность – это то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление: саморегулирование  плюс мотивация),  -социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями.   Всегда нужно понимать свои «плюсы»стороны и уметь управлять собой. Когда мы научимся понимать себя, мы будем понимать других. А обратная связь, общение с другими дадут возможность управлять собой, своими особенностями, менять себя.   Лидерство, как и успешность, предполагает определенный личностный рост.  GROW–английский глагол «расти», в интерпретации к нашей теме лидерства его можно представить так:  G – goal – цель – чего я хочу  R – reality – реальность – что происходит  O – option – опции – что я мог бы сделать  W – will – будет – что я буду делать   Итак, лидерство выступает как обоснованная необходимость в современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.   Рассмотрим лидерство в системе образования Великобритании.  Как я уже сказала, на смену управлению в мировой практике образования приходит институт лидерства. В Великобритании процесс развития школы сосредоточен в руках лидеров(из выступления директора «Милайз скул» – национальной школы - Леона Ниттли).Задача руководителя школы-лидера – найти пути ее развития, адаптировать политику государства к особенностям школы. Звание национального лидера - у директора преуспевающей школы.   Акцент английских школ на сотрудничестве, а не на соревновательности, поэтому у них существуют союзы школ – альянсы с целью оказания помощи друг другу. Активное сотрудничество школ помогает их росту и развитию. Идея сотрудничества зародилась в Лондоне и улучшения были зарегистрированы правительством, которое решило расширить этот опыт, отсюда пошло название – национальные школы.   В этой связи развито стимулирование тех школ, которые оказывают поддержку другим школам в их развитии. Развита Национальная система лидерства в образовании, национальная поддержка школ. Успешные школы отвечают за слабые школы, получая аккредитацию, как помощники для других школ.   В Великобритании существуют такие виды школ, как обучающие, бесплатные, академии, альянсы и сети. Большая автономность школ дает возможности для большей результативности.    Что  в английских школах:  1.Самостоятельность, автономность в организации внутренней работы в школе.  2.Распределенное лидерство в действии – управляющая система школы иная, чем у нас – директор, 6 помощников, 1 менеджер, 1 заместитель.  3.организация учебного дня учащихся водну смену + послеобеденные занятия с упором на спортивные занятия (при количестве учащихся до 1600)  4.практическая направленность занятий (неделя творчества)  5.высокий уровень толерантности в коллективе педагогов и учащихся.  6. 15 минут чтения по всей школе ежедневно.  7.ключевое слово в школе как лозунг для каждого ВДОХНОВЛЯТЬ – пропагандировать достижения и успехи детей.  8.самостоятельный выбор стратегии обучения в школе.  9. свободное передвижение учащихся в классе– это показатель ответственности и доверия между учеником и учителем.  10. работа школы с обществом, социумом (ролик в метро).  11.высокая автономность – высокая ответственность (директор берет на себя ответственность, но подотчетен во всем).  12.педагог занимается учебным процессом – в школе работают, н-р, 104 педагога и 134 человека обслуживающего персонала.   Каковы же уровни лидерства в образовании Великобритании?  В Великобритании развиты такие уровни лидерства, как Национальные лидеры, лидеры в образовании и специалисты. Задача - выбрать национальные школы и лидеров этих школ. Отбор происходит под контролем Национального колледжа по школьному лидерству.  Национальные обучающие школы должны самостоятельно продемонстрировать свои успехи (для этого существует официальная стандартизованная оценка системы Ofsted), как сильные в категории общей эффективности, преподавания и обучения, лидерства и управления, а также продемонстрировать  - высокий уровень обучения,  -участие в сети партнеров,  - располагают ли они лидерами старшего и среднего звена, которые могут:  1.внести вклад в обучение других преподавателей,  2.осуществлять эффективное профессиональное развитие в области обучения и лидерства,  3.оказывать поддержку слабым школам в рамках партнерства или сети,  4.предоставить доказательства улучшения, подтверждаемые самооценкой, менторством, коучингом.  5.пройти на университетском уровне внешнюю оценку,  6.продемонстрировать вовлеченность в исследования.  Национальные обучающие школы реализуют различные программы:  1.подготовку будущих учителей  2.профессиональную подготовку коллектива  3.поддержку других школ  4.развитие будущих лидеров  5.исследование и развитие  В британских школах широко развито распределенное лидерство и соответственно его уровни:  - директор - внешние связи,  - заместители директора – внутренние процессы, развитие школы, ведение всех внутришкольных процессов,  - руководители кафедр,  - лидеры в среде педагогов (помощники директора по различным вопросам, н-р, за работу с классными коллективами и др.)   Адаптация учителя в школе. В школах Великобритании каждый учитель делает ежегодный обзор работы за год и обсуждает это с лидером с целью улучшения практики преподавания, определения трудностей, чтобы учесть это в следующем году. Эти же задачи ставятся перед учителями других школ, аккумулируя общие проблемы.  Профессиональное развитие – это активность самого учителя, готовность обучаться. Важно – каждому учителю вести исследование в действии в рамках класса, школы. Задача лидеров – заместителей и помощников директора - научить учителей с помощью лидеров, прошедших уровневые курсы, заниматься исследованием в действии.   Культура учителя в том, что он должен быть готов быть открытым в учебном процессе, поэтому важным является изменение культуры в школе. Для этого необходимо построить отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – определить видение школы (цель, образ) и развивать доверие в сотрудничестве.  Майкл Фуллан в своей работе «Нравственный императив» отметил, что нужны возможности, чтобы повысить свой потенциал и потенциал коллектива школы.   Кто и как должен организовать эту работу?  Источник решения проблем - распределенное лидерство. Лидер – дирижер оркестра, в котором каждый выдает свою партию, но в целом получается общая музыка. Современный руководитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача руководителя-лидера – развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить?  Развитие лидерства на всех уровнях в школе происходит через повышение квалификации лидерства для учителей. В английских школах работают внутришкольные и межшкольные программы развития лидерства среди молодых учителей, а также других групп учителей.  Для руководителя – лидера важно иметь видение, образ своей школы, перспективу ее развития и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели. Одно общее видение для всего коллектива, которое поможет достичь поставленной цели. Задача руководителя-лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их.  В продвинутых странах, где результаты исследований PISA высокие, подход к обучению очень индивидуален – фокусируется на творческом обучении. Здесь возможны риски, но это своего рода плюсы – учиться на своих ошибках, здесь главное – ответственность и доверие. Культура доверия складывается из понятия – «я выполняю ради себя, а значит - выполняю ради других».  В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску.  Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля – к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Нужно разговаривать с коллективом о предстоящих изменениях. Необходимо потратить время на убеждение людей и обучение изменениям. «Люди более счастливы, готовы к сотрудничеству и работе, к позитивным переменам, когда руководители осуществляют перемены вместе с людьми, а не над ними…» - цитата из международного института восстановительной практики…Если Я, как лидер, постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему.  Управление инновациями в школе  Считается, что лучшая практика – это опыт, который уже применяли, и он дает хорошие результаты где-то, а я вношу его в свою практику. А есть инновации – как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше. Чтобы развиваться, мы должны использовать какой-либо опыт, но изменения происходят тогда, когда мы вносим трансформационные изменения – меняя что-то полностью.   Лидер должен задать себе 7 вопросов:  1.что является серьезной проблемой  2.зачем я должен внести изменения, почему (мы должны еще и объяснить людям, почему и зачем нужны изменения)  3.кого нам вовлечь в процесс изменений  4.чего мы хотим достичь, где хотим оказаться  5.какие у нас есть варианты, выбор  6.как нам это сделать – планирование работы  7.каких результатов мы хотим достичь и когда мы хотим их достичь  Выделяют 6 областей профессиональной практики, в которых может проявить себя лидер:  -лидерство в преподавании и обучении,  - развитие себя и других,  -осуществление изменений,  - инновации и перемены,  - осуществление управления школой,  - вовлечение и работа с сообществом.  Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих 6 обязанностей!  Планирование развития школы  Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы. Поскольку речь идет о развитии школы, оно обязательно должно быть управляемым, планируемым.