Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии
Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и 90%- что делает.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
-Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве:
в, д
Смешение элементов букв б,д. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко -наоборот.
В сточных буквах русского алфавита элемент, опускающийся ниже строки
( ), встречается значительно чаще, чем элемент, поднимающийся выше строки ( ), причем у буквы д нижний элемент является удобным для написания – он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний элемент буквы б, более сложен для написания- он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный
- включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами
И- ш, п- т, х- ж , л- м
- зеркальное написание букв
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы
- лишние
- и неправильно расположенные элементы
Иногда наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.
Основные направления работы:
1.Коррекция зрительно- пространственного восприятия ребенка.
1.1.Формирование знаний о схеме собственного тела
В результате этой работы у ребенка должны быть сформированы следующие понятия:
-верх- низ(голова- ноги)
- спереди- сзади (лицо, животик- спина)
- Справо- слево (формируется с опорой на ведущую руку)
1) анализируются функции ведущей руки
2) дается словесное обозначение
3) затем объясняется , что предметы находящиеся ближе к этой руке расположены справо.
4) на основе ведущей руки выделяется и называется вторая рука
5) аналогично анализируются другие части тела ( уши, ноги и т.д.)
6) после этого выделение частей левой половины тела.
На основе самого ребенка, других людей находящихся рядом.
Обратить внимание на схему лица. ( Ребенок с сохранным интеллектом в 5 лет)- рисует лицо человека - уши на подбородке, брови под глазами, как «рожки»
2.1 Определение места расположения предмета относительно самого ребенка с опорой на ведущую руку.
Графические диктанты. Справа квадрат, слева круг, в центре…. Чертежи по клеточкам
3.1.Определение взаиморасположения предметов относительно друг друга.
Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги….
4.1 Ориентация в объектах повернутых на 180 градусов.
Слева от меня , спереди.., сзади…..
Работа начинается с выделения ведущей руки у человека сидящего напротив. Сначала реальное перекрещивание рук, затем мысленное.
5.1.Формирование зрительного восприятия предметов и их признаков:
Задания:
-назвать контурные изображения предмета
-определить , что неверно нарисовано
- узнавание наложенных, перечеркнутых, пунктирных изображений.
-различение предметов по признакам, форме, величине, цвету, количеству элементов.
- временные представления ( времена года, месяцы, дни недели, сутки)
- составление разрезных картинок ( из 2-5 частей)
- конструирование фигур из палочек по образцу и по памяти
- нахождение сходств и различия по предъявляемым рисункам
- распределить изображения предметов по их реальной величине.
- дорисовывание симметричных изображений (проводится работа с предлогами, обозначающие пространственные отношения)
2. Организация праксиса руки ребенка.
Работа над мелкой моторикой ребенка:
Раскрашивание
Штриховка
Рисование
Лепка из пластилина и соленого теста
Песочная терапия
Игры с мелкими предметами
Игры на базе любого конструктора
Игры руками (театр теней)
Мозаика и др.
3. Формирование графических навыков начертания букв.
Ребенка обучают к зрительному анализу графического образа буквы.
1.Выделение количества элементов буквы.
2.Определение качества выделенных элементов
3.Пространственное взаиморасположение
Проанализированные буквы закрепляются в самых разнообразных упражнениях:
-прорисовывание буквы пунктиром.
- узнавание буквы среди букв сходных по величине, по цвету, количеству элементов, по качеству элементов, разным шрифтом.
- обвести, раскрасить, вырезать, вылепить по заданному образцу
-конструирование на основе изученной буквы других букв.
- добавить недостающий элемент букв.
- выделить буквы, наложенные друг на друга.
4. Связь звука и буквы.
При связи звука и буквы особое внимание обращается на обыгрывание графического образа буквы.
Плакаты (белка- дятел, чайка- цепь…)
Упражнения:
- списывание с печатного варианта
- списывание с рукописного варианта
- письмо по слуху
- по вставке пропущенной буквы в словах
- по нахождению буквы в печатном и рукописном тексте.
К каждой изученной букве следует вернуться несколько раз.
4.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
1 Игра «Чего не стало?»
2. Запомнить буквы, фигуры, а затем выбрать их среди других.
3. «Что изменилось?» и т.д.
При полной зеркальности время и объем работы увеличивается.
Вводятся следующие дополнения:
1.Усиливается работа по опоре на правую руку.
2.Обращается особое внимание на пространственную ориентацию буквы.
3. Сравниваются и анализируются правильное и зеркальное написание букв.
4. Ребенка специально обучают медленному передвижению руки слева – направо при письме
Литература:
1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. –– М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – С. 261. 3.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 1991. — 239с. 5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. 6.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 7.Логопедия в школе: практический опыт под редакцией: Кукушина В.С. Издательство: Феникс, 2010
8.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004
9.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997