СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии.

Даны рекомендации по коррекции оптической дисграфии в виде игр, упражнений, заданий.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии»

Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии


Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и 90%- что делает.


Дисграфиячастичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках.


Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.
Выделяют литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.


Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:


-Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве:

в, д

Смешение элементов букв б,д. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко -наоборот.

В сточных буквах русского алфавита элемент, опускающийся ниже строки

( ), встречается значительно чаще, чем элемент, поднимающийся выше строки ( ), причем у буквы д нижний элемент является удобным для написания – он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний элемент буквы б, более сложен для написания- он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный



- включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами

И- ш, п- т, х- ж , л- м

- зеркальное написание букв


- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы

- лишние

- и неправильно расположенные элементы

Иногда наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.


Основные направления работы:


1.Коррекция зрительно- пространственного восприятия ребенка.

1.1.Формирование знаний о схеме собственного тела

В результате этой работы у ребенка должны быть сформированы следующие понятия:

-верх- низ(голова- ноги)

- спереди- сзади (лицо, животик- спина)

- Справо- слево (формируется с опорой на ведущую руку)

1) анализируются функции ведущей руки

2) дается словесное обозначение

3) затем объясняется , что предметы находящиеся ближе к этой руке расположены справо.

4) на основе ведущей руки выделяется и называется вторая рука

5) аналогично анализируются другие части тела ( уши, ноги и т.д.)

6) после этого выделение частей левой половины тела.


На основе самого ребенка, других людей находящихся рядом.

Обратить внимание на схему лица. ( Ребенок с сохранным интеллектом в 5 лет)- рисует лицо человека - уши на подбородке, брови под глазами, как «рожки»


2.1 Определение места расположения предмета относительно самого ребенка с опорой на ведущую руку.

Графические диктанты. Справа квадрат, слева круг, в центре…. Чертежи по клеточкам


3.1.Определение взаиморасположения предметов относительно друг друга.

Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги….


4.1 Ориентация в объектах повернутых на 180 градусов.

Слева от меня , спереди.., сзади…..

Работа начинается с выделения ведущей руки у человека сидящего напротив. Сначала реальное перекрещивание рук, затем мысленное.


5.1.Формирование зрительного восприятия предметов и их признаков:

Задания:

-назвать контурные изображения предмета

-определить , что неверно нарисовано

- узнавание наложенных, перечеркнутых, пунктирных изображений.

-различение предметов по признакам, форме, величине, цвету, количеству элементов.

- временные представления ( времена года, месяцы, дни недели, сутки)

- составление разрезных картинок ( из 2-5 частей)

- конструирование фигур из палочек по образцу и по памяти

- нахождение сходств и различия по предъявляемым рисункам

- распределить изображения предметов по их реальной величине.

- дорисовывание симметричных изображений (проводится работа с предлогами, обозначающие пространственные отношения)


2. Организация праксиса руки ребенка.

Работа над мелкой моторикой ребенка:

  • Раскрашивание

  • Штриховка

  • Рисование

  • Лепка из пластилина и соленого теста

  • Песочная терапия

  • Игры с мелкими предметами

  • Игры на базе любого конструктора

  • Игры руками (театр теней)

  • Мозаика и др.



3. Формирование графических навыков начертания букв.


Ребенка обучают к зрительному анализу графического образа буквы.

1.Выделение количества элементов буквы.

2.Определение качества выделенных элементов

3.Пространственное взаиморасположение


Проанализированные буквы закрепляются в самых разнообразных упражнениях:

-прорисовывание буквы пунктиром.

- узнавание буквы среди букв сходных по величине, по цвету, количеству элементов, по качеству элементов, разным шрифтом.

- обвести, раскрасить, вырезать, вылепить по заданному образцу

-конструирование на основе изученной буквы других букв.

- добавить недостающий элемент букв.

- выделить буквы, наложенные друг на друга.

4. Связь звука и буквы.

При связи звука и буквы особое внимание обращается на обыгрывание графического образа буквы.


Плакаты (белка- дятел, чайка- цепь…)

Упражнения:

- списывание с печатного варианта

- списывание с рукописного варианта

- письмо по слуху

- по вставке пропущенной буквы в словах

- по нахождению буквы в печатном и рукописном тексте.

К каждой изученной букве следует вернуться несколько раз.


4.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.


1 Игра «Чего не стало?»

2. Запомнить буквы, фигуры, а затем выбрать их среди других.

3. «Что изменилось?» и т.д.


При полной зеркальности время и объем работы увеличивается.

Вводятся следующие дополнения:

1.Усиливается работа по опоре на правую руку.

2.Обращается особое внимание на пространственную ориентацию буквы.

3. Сравниваются и анализируются правильное и зеркальное написание букв.

4. Ребенка специально обучают медленному передвижению руки слева – направо при письме


Литература:

1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

2.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. –– М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – С. 261. 3.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с. 4.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 1991. — 239с. 5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. 6.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 7.Логопедия в школе: практический опыт под редакцией: Кукушина В.С. Издательство: Феникс, 2010

8.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004

9.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!