Оценивание степени понимания на уроках русского языка при проведении групповой и парной работы
КГУ СОШ №30, учитель начальных классов Горбачёва Елена Юрьевна
Вопросы - это эффективное средство обучения, которое вызывает у детей желание учиться. Без вопросов нет опроса. Почему учителю так важно задавать вопросы. Во -первых, так он может проверить знания, во- вторых, побудить ребёнка мыслить. Чтобы проверить знания учащихся, мы обычно задаём вопросы, которые побуждают ребёнка вспомнить определённую информацию («Кто?», «Что?»). Кроме проверки знаний, нужно учить ребёнка мыслить. Для этого нужно задавать вопросы: «Каково значение…?», «Каким качествам мы учимся…?»
При постановке вопроса для оценивания понимания учащимися той или иной темы учитель должен придерживаться определённых правил:
-Учитель должен ясно формулировать свой вопрос, понимать для чего он его задаёт, и какой ответ при этом хочет услышать от своих детей.
- Он должен уметь задавать открытые вопросы, на которые ученики могут дать различные ответы.
-Необходимо давать ученикам больше времени подумать над ответом.
-Учитель должен создать такую атмосферу на уроке, при которой ученики хотели бы задавать вопросы самому себе, своим товарищам, учителю.
Во время проведения уроков я анализирую как ученики, отвечая на поставленные мною вопросы, показывают степень понимания материала. Оценить ученика (понять , на сколько хорошо он знает и умеет) можно на этапе проверки домашнего задания, во время презентации нового материала, при практическом применении нового материала, на заключительном этапе урока.
На своих уроках при работе детей в группах и при парной работе я применяю формативное и суммативное оценивание, самооценивание учащимися своих знаний и взаимооценивание, рефлексию.
Например, для проверки домашнего задания по теме «Главные члены предложения» все учащиеся класса, разделённые на четыре группы, получили своё задание. Первая группа давала полную характеристику подлежащему, вторая группа – сказуемому, третья группа –дополнению, четвёртая группа -определению. Происходило обсуждение в группах ,дети оценивали свои знания, проводили взаимооценивание. Затем спикер выступал от имени группы. На этапе проверки домашнего задания все были оценены и показали хорошие знания по данной теме.
Подводя учащихся к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока (темой урока было «Обстоятельство») я попросила сформулировать свои вопросы, которые бы начинались со слов «Где?» ,«Куда?», «Когда?» ,«Откуда?», «Почему?», «Зачем?» ,«Как?». (игра «Следователь»). С помощью вопросительных предложений , составленных самими учащимися, они сформулировали проблему урока.
Во время презентации нового материала, с помощью приёма «инсёрт», учащиеся выяснили для себя то , что они уже знают по новой теме, и что узнали для себя нового. Благодаря этому приёму, я выявила, что им известно по данной теме, а что им непонятно.
При выполнении практического задания, учащимся необходимо было ответить на вопросы: «Каким членом предложения являются выделенные слова?», «Какой частью речи они выражены?», «Какие вопросы вы задавали к выделенным словам?» В результате выяснилось, что все учащиеся определили, что выделенное слово в предложениях – обстоятельство, выражено оно существительным или наречием, отвечает на вопросы «Как?», «Откуда?», «Куда?», «Где?».
На заключительном этапе (при рефлексии) с помощью вопросов «высокого порядка» (вопросы открытые, толстые) дети выявили свой уровень усвоения знаний по данной теме, а я –их. Учащиеся отвечали на следующие вопросы:
-Какую проблему мы поставили в начале урока?
-Что побудило нас к решению данной проблемы?
-Удалось ли нам решить данную проблему?
-Какие чувства испытывали от данной работы?
-Что у вас вызвало затруднение?
-Как бы вы оценили свою работу?
(Все дети оценили свою работу весёлыми смайликами, и эта оценка действительно соответствовала действительности.)
Проанализировав свой урок, я пришла к выводу, что в моём уроке присутствовали вопросы на выявление потребностей в обучении сильных и слабых учеников, и вопросы, формирующие у учащихся мышление более высокого порядка. Для «слабых» детей достаточно было ответить на вопрос об обстоятельстве, что это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы «Где?», «Куда?», «Зачем?», «Откуда?», «Почему?», «Зачем?», «Как?», указать ,как оно подчёркивается в предложении. «Сильные» дети должны были указать, что обстоятельство выражает, какими частями речи может быть выражено, указать виды обстоятельств (времени, образа действия, места, причины, цели, сравнения, условия, уступки).
На уроке происходил сбор и обобщение информации о каждом ученике с целью улучшения процесса его обучения (то есть велось формативное оценивание). Также происходило суммативное оценивание, которое определило уровень сформированности у учащихся знаний по темам «Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения».
Для себя я сделала выводы, что объективно оценить степень понимания ученика можно , если использовать в комплексе все виды оценивания. Для оценивания учащихся ,очень важно самому учителю овладеть искусством задавания хороших вопросов. Учителя должны задавать вопросы, которые побуждают учеников думать на высоком уровне. Задавать не только тонкие, но и толстые вопросы. Задавать больше открытых, творческих вопросов.
Литература:
1. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.
2. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение” 1989 г.
3. Век Х.: “Оценки и отметки”, Москва “Просвещение” 1984 г.