Парная беседа на уроках русского языка – залог развития критического мышления
КГУ СОШ №30, учитель начальных
классов Горбачёва Елена Юрьевна
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.
Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Развитие долгое время отодвигалось на второй план.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик», а затем «ученик – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать. К четвёртому классу эта форма организации работы даёт замечательные результаты.
Парные формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Как я провожу эту работу, хочу показать на примере урока русского языка по теме «Главные члены предложения». До начала урока мы обсудили с учениками, как будет проходить парная работа. Ребята были сгруппированы по парам. С детьми были определены цели парной работы. Ученики осознали, что мне действительно интересно мнение каждого из них. Мы повторили с учащимися правила общения при работе в парах.
Получив первое задание, учащиеся должны были вычленить из набора букв - слова (заяц, косит, лиса, сгребает)
КОРЗАЯЦКИНКОСИТПО
ТОВЛИСАНСГРЕБАЕТ
-Придумать, какое задание можно выполнить со словами? Дети в парах, выбирали слова, составляли из них предложения («Заяц косит» и «Лиса сгребает».)
Дети в парах определяли, из каких членов состоят данные предложения (Из главных членов: подлежащего и сказуемого).
Дети самостоятельно формулировали тему урока, обсудив это в парах. (Тема сегодняшнего урока «Главные члены предложения»)
Дети делились своими идеями и отвечали на мои вопросы. После того, как ребята получали задания, я давала им несколько минут на обсуждение в парах с последующим предложением общего ответа.
Второе задание дети должны были самостоятельно придумать в парах. После обсуждения, было решено, что необходимо будет найти в предложении главные члены предложения и определить, чем они могут быть выражены. Затем, распространить предложения, определить, какими второстепенными членами были распространены предложения («Заяц косит траву»-дополнением. «Рыжая лиса сгребает»-определением).
В третьем задании учащиеся должны были найти в четырёх предложениях главные и второстепенные члены предложения. Определить, какими частями речи они выражены.
После каждого задания я предлагала ребятам, посоветоваться в парах и решить, кто из них будет отвечать. На уроке, работая в парах, ученики проверяли друг друга, добивались правильных и полных ответов. Такая работа мною ведётся систематически. При организации работы в парах на уроках русского языка (как, впрочем, на любом другом уроке) повышается уровень развития и обучения учащихся. Детям нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом. На уроке я и мои ученики чувствуют себя достаточно комфортно. Так как это знакомая для них форма работы. Ребята чувствуют ценность своего мнения. На уроке обсуждаются варианты выполнения заданий каждым учеником. Работа в парах помогает менее уверенным в себе ученикам принять участие в работе. Они чувствуют к себе доброжелательное отношение, желание товарища в паре помочь ему, ошибочные варианты не отвергаются безапелляционно. «Слабые» дети очень охотно работают в паре, так, что видно работу каждого из них. Это меня очень радует. Мне понятно, о чём думают ребята касательно основных идей урока. Особой разницы между уровнями ответов после выполнения учащимися заданий не заметно. Учащиеся формулируют свою точку зрения. Выясняют точку зрения по этому заданию своих товарищей. Если обнаруживается разница, разногласия разрешаются с помощью логических аргументов (здесь прослеживается критическое мышление учащихся). Ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.
Парная работа очень нравится детям. Они получают удовольствие от занятий, лучше усваивают материал. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени. Исчезает безразличие. Ребята хотят помочь своим товарищам понять то, что поняли сами, поделиться своими знаниями. Учащиеся становятся более самокритичными к себе, к своим высказываниям. Возрастает сплочённость коллектива. А для учителя это даёт возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Литература
Бахтин М.М. Диалог: Проблемы диалогической речи// Собр. Соч.: в 7 т. – Т.5. – М,, 1996
Дунаев В.Ю. Общение и личность, 1996.
Злобина У.Г. Общение – как фактор развития личности – Киев, 1991 г.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Информационно – методическое письмо о новом учебно – методическом комплекте «Детская риторика» для четырёхлетней начальной школы. // Начальная школа 1997г. №5.