СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по современному русскому языку и методике обучения русскому языку, каллиграфии "Обучение скорочтению в начальных классах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена скорочтению в начальных классах. О проблемах с которыми сталкиваются дети и учителя при беглом чтении.

Просмотр содержимого документа
«Статья по современному русскому языку и методике обучения русскому языку, каллиграфии "Обучение скорочтению в начальных классах"»

Обучение скорочтению в начальных классах

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поскольку начальная школа - это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь.

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту.

Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать. Словом, за скорочтение в начальных классах бороться не имеет смысла.

Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.

Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов.

Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стали хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.

Частенько, когда советуют ребенку выучить стихотворение, говорят: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становления его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу, к самому себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, в способности успешно учиться, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он теряет веру в свои силы и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

Обязательным для дополнительных занятий в 1-ом классе является чередование небольших упражнений в чтении с кратковременным отдыхом. Желательно, чтобы упражнения проходили в занимательной форме. Учитель ищет разные пути достижения нужного результата. Один из таких путей – индивидуальная работа по чтению с использованием книжек – игрушек с дисками разнообразных конструкций; сдвижные меняющиеся картинки на страницах; объемные изображения персонажей некоторых книг – панорам, которые ребенок может двигать.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения. По окончании начальной школы младший школьник должен овладеть так называемым синтетическим чтением, которое объединяет технику чтения и понимание прочитанного. Поэтому так важно совершенствовать технику чтения.