СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Обзор текстовой деятельности учащихся средних классов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для размышления взят из информации Интернета 

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Обзор текстовой деятельности учащихся средних классов.»

Табл.3 Этапы читательской деятельности

 

Этапы

до чтения

в процессе чтения

после чтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель  чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

- запоминание

- воссоздание картин

- анализ-перечитывание

- творческая интерпретация

-   восприятие художественного слова (речи)

-   смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

- обобщение

- оценка

- выразительное чтение

- творческие задания

-   обращение к новым книгам

-   проектная деятельность

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:
- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;
- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения; 
- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном)
В старших классах ученики владеют рядом умений литературно-творческого характера:

- умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;

- умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;

умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;

- умением оценивать игру актеру в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией к нему2.

«Я и мир» - центральная проблема старшего школьного возраста. Это эпоха связей, осознания причин и следствий. У школьников расширятся горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность осознать целостную картину мира, его историческое развитие, за фактом увидеть закон.

Происходит углубление внимания к художественной форме, нахождение внутренних связей текста. Вместе с тем именно благодаря тяге к всеобщему у читателя в этот период появляется склонность встать над текстом, увидеть его с высоты общих проблем, слабо воспринимаем к художественной детали, растворение в художественном образе сменяется эстетическим рационализмом.

Если говорить об общепсихологических периодах развития и связанных с ними изменениях в отношении к искусству, то наиболее точно они определены в работах: «Психологическое развитие ребенка» Андре Баллона, «Личность и ее формирование в детском возрасте» Л.И.Божович, «Ребенок и книги» Л.И.Беленькой, «Проблемы периодизации психического развития» В.В.Давыдова, «Психология ранней юности» И.С. Кона.

Оценка на уроке главным образом фиксирует добросовестность и исполнительность ученика, но не учитывает его читательского таланта, читательских умений. А именно эти качества должны быть в центре внимания педагога в первую очередь. Ведь чтобы не работать вслепую, он обязан иметь представление об уровне читательской подготовки своих учеников. Это необходимое условие ее дальнейшего повышения.

Вопрос о критериях литературного развития в методической науке был поставлен давно, но до сих пор является дискуссионным.

О.И. Никифорова, в частности, основными критериями такого развития считает умение учащихся отличать художественный текст от нехудожественного, детально оценивать форму произведения, понимать его идею. Но такая система не получила широкого распространения в практике3.



. Задания по литературе должны быть связаны с читательскими потребностями и интересами школьников.

Z. В этих заданиях необходимо учитывать читательский опыт учащихся.

  1. Самой формулировкой заданий следует подчеркивать их семантическую новизну.

  2. Учет знаний важно сделать элементом "обратной связи" между учителем, учениками и объектом познания - художественным произведением.

При соблюдении этих условий и задания учителя, и учет могут стать средствами стимулирования читательской активности школьников.

Исходя из сказанного, в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить характер читательской активности, ее критерии и особенности проявления в подростковом возрасте.

  2. Рассмотреть наиболее плодотворные методические традиции в решении выдвинутой проблемы.

  3. Определить возможности и характер стимулирующего влияния заданий учителя и учета знаний учащихся по литературе на читательскую деятельность школьников.

  1. Разработать и проверить экспериментальную систему заданий, стимулирующих читательскую активность школьников в процессе изучения литературного произведения.

  2. Выявить методические условия, при которых задания учителя и учет знаний способны оказывать стимулирующее влияние на читательскую активность школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Читательская активность подростков представляет собой
сложное явление. Сила и глубина эмоциональных переживаний, вооб
ражение, способность испытывать влияние "книжных" героев, ситуа
ций ; резко расширяющийся круг чтения - таковы особенности ее про
явления в этом возрасте.

Однако в чтении даже талантливых читателей-подростков отсутствуют эстетические критерии ; остаточные явления "наивного реализма" мешают подойти к литературному произведению как явлению искусства. Данные социологических исследований показали, что часть подростков читает мало или бессистемно, что у некоторых отсутствует интерес к классической литературе, составляющей по преимуществу предмет изучения в школе. Такое положение настораживает и заставляет искать средства стимулирования читательской активности в самом процессе изучения литературного произведения.

  1. Средства, стимулирующие читательскую активность, должны содержаться в самом процессе изучения литературы, поскольку он охватывает всех учащихся. Нами в качестве основных избраны задания учителя и учет знаний учащихся.

  2. Задания учителя способны направлять читательскую деятельность ученика в русло "умных эмоций", верных прочтений, расширять их читательский кругозор. Они могут организовать "... из-

- 8 -веетным образом сознание, идущее навстречу искусству" (Л.С.Выготский, 1964), и тем самым обеспечить успех или проигрыш этому произведению искусства.

Задания и вопросы учителя при том условии выполняют свою стимулирующую роль, если будут внутренне приняты учащимися, найдут "отклик и опорную точку в их переживаниях" (С.Л.Рубинштейн, 1946), вызовут интерес. Это становится возможным, если задания \/ и вопросы к тексту связаны с теми проблемами произведения, которые важны и интересны учащимся, и с их читательским опытом. Тогда они включаются в контекст смыслообразугощих мотивов деятельности школьников. Однако в чтении и изучении произведения не все одинаково значимо и интересно для читателя-подростка. Он не склонен размышлять над позицией автора, формой произведения, что, естественно, сужает и обедняет его читательский опыт. Чтобы вызвать интерес и к этим аспектам читательской деятельности, задания должны выполнить роль внешнего стимула. При этом становится важной их семантическая новизна, неожиданность, форма "подачи". Задания в этом случае способны вызвать исследовательскую реакцию, привлечь внимание к тем вопросам, которые кажутся подросткам-читателям "не важными", "не интересными".

4. Средством стимулирования читательской активности школьников могут быть учет и оценка знаний. В нашем исследовании учет не сводится к контролю и фиксации оценки, а на первый план выдвинуты те его стороны, которые позволяют считать учет одним из элементов "обратной связи". Такое понимание учета опирается на психолого-педагогические исследования П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, И.Я.Лернера, некоторых зарубежных авторов, например, Э.Стоунса, Х.Века, а также на ряд методических работ, посвященных учету.