Влияние СМИ на суицидальное поведение подростков.
Якушева Елена Николаевна
г. Тамбов МБОУ СОШ № 11
11-03elena@mail.ru
Одной из главных тем телепередач и газетных публикаций в 2012 году была тема подросткового суицида. Страна с ужасом узнавала из средств массовой информации о том, что то в одном, то другом городе подростки покончили жизнь самоубийством. Так называемой эпидемии подростковых самоубийств, уже 20 лет, а СМИ только недавно «заметили» эту проблему. Согласно официальной статистике около полутора тысяч самоубийств совершается в год, т.е. 4-5 самоубийств в неделю. Причём, под влиянием средств массовой информации, по мнению авторитетных психологов, происходит рост тревожных ожиданий у родителей, а подростки всё чаще прибегают к демонстративным суицидам как способу психологического давления на родителей. И действительно, учителя в это время неоднократно слышали от родителей жалобы на то, что их ребёнок обещал убить себя, если они не перестанут ругать его за плохие оценки, или не купят, то о чём он давно мечтал. Да и сами учителя сталкивались с попытками шантажа со стороны обучающихся.
В своей статье хочу привести некоторые исторические факты, которые ярко иллюстрируют роль социума в жизни человека.
До революции Россия занимала одно из последних мест в мире и последнее среди европейских государств по количеству самоубийств. Мы не Индия и не Япония. Убивать себя – не православная традиция. Однако после 1917 года самоубийства вошли в моду. Пики самоубийств приходятся на годы сталинских репрессий. Особенно 1937 год. В послевоенные годы на 1947, а в период застоя на 1984. В этом году мы в Европе занимали второе место, уступая Венгрии. Во время горбачевской перестройки, количество самоубийств резко падает (тоже самое наблюдалось и во время хрущевской оттепели). В эти периоды люди поверили в возможность перемен. Но уже в начале 90-х в России возникает явление, которое социальные психологи назвали « эпидемией суицидов»: ежегодно себя убивают около 60 тысяч человек. В последнее десятилетие самоубийств стало меньше, но не намного. Россия по-прежнему в тройке лидеров. Вообще статистика по этой проблеме очень страшная. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно убивают себя около миллиона землян. И по прогнозам к 2020 году самоубийство займет второе место среди основных причин смертности, обгонит рак и будет уступать только сердечно-сосудистым заболеваниям.
Ну а теперь вернёмся к подростковому суициду и профилактике его предотвращения в нашей школе. Общеобразовательная школа № 11 — школа окраины, контингент обучающихся по социальному составу разноплановый:
32% семей испытывают серьезные материальные трудности, что приводит к озлобленности родителей, потере веры в благополучное будущее для своих детей, что самым негативным образом на них и сказывается. Если верить статистике то главными причинами самоубийств являются конфликты в семье, бедность, безработица и отсутствие перспектив, а не разделённая любовь, как принято думать. Больше самоубийств приходится на бедные регионы, маленькие города и сельскую местность. Социальную основу самоубийств, доказывает тот факт, что наибольшее их количество совершается в неблагополучных, восточных районах страны, наименьшее-в более благополучных-западных. Низким уровнем самоубийств, отличаются города с высоким уровнем жизни- Москва и Санкт-Петербург, в процентном отношении к количеству населения.
С угрозой подростка поконьчить жизнь самоубийством мы раньше сталкивались очень редко. А сейчас, к сожалению, только в нашей школе, по 2-3 случая в год. Слава Богу, все эти попытки носили демонстрационный характер, и были сделаны с целью манипулирования взрослыми или как в одном случае, когда у ребёнка были проблемы с психикой. Очень осторожно, без широкого разглашения, даем рекомендации родителям и педагогам по стилю общения с ребенком и в каждом случае подходим индивидуально. В одном случае ребенка перевели на домашнее обучение на одну четверть, в другом в параллельный класс, в третьем перестали заострять внимание, на некоторое время, на прогулы, в четвёртом, перестали реагировать на провокационные действия. Во всех случаях даём рекомендацию обратиться к профессиональному психологу. И просим родителей контролировать, какие сайты Интернета просматривает их ребёнок, ведь некоторые из них содержат материал, который открыто призывает к суициду, подробно описывает способы, якобы безболезненного ухода из жизни.
О проблеме суицидального поведения детей и подростков коллектив вел разговор на педагогическом совете в январе 2012 года. На нём учителя познакомились с причинами суицидов, признаками суицидального поведения, были даны рекомендации педагогам, особенно с авторитарным стилем общения. Этот вопрос рассматривался и на общешкольном родительском собрании. Во время доклада заместителя директора по воспитательной , обратила внимание на реакцию родителей. В зале была необыкновенная тишина, абсолютно все заинтересованно слушали информацию. А это явно свидетельствует, о том, что проблема очень серьёзная. Но главным вопросом остается разрешение конфликтных ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются школьники как в учебной деятельности, так и в отношениях с родителями и сверстниками.
Отсутствие внимание или гиперопека со стороны родителей На практике мы наблюдаем, что в таких разных, по своему отношению, к детям и воспитанию, семьях, проблема одна. А в итоге, если она возникает, всю степень ответственности пытаются переложить на школу или класс. Я никогда не слышала от родителей признания своих, очевидных ошибок в воспитании. Всегда пытаются найти виновных среди друзей или одноклассников своего ребёнка.
Стрессовые ситуации дети испытывают и в школе. Современные стандарты образования требуют от педагогов 100-процентной обученности и высокого качества знаний, что мы и путаемся добиться, правда, не всегда успешно. На практике мы сталкиваемся с тем, что современная система оценивания изжила себя. 5-бальная система не работает. Ни для кого не секрет, что поставленные 2 — это 2 прежде всего, для учителя. Он в этом виноват. Оценка 3 стала необъективной. Кто-то работает, учит, чтобы получить «3» а кому-то ставим 3 за редко и недобросовестно выполняемые работы. А дети всё это видят. При подростковом, обострённом чувстве справедливости, это является одной из причин конфликтных ситуаций с педагогами.
Проблемы в общении со сверстниками. Проблемы возникают самые разнообразные: конфликт с лучшей подругой, неразделённая любовь, одноклассники не хотят общаться. Это мы, взрослые понимаем, что подобные проблемы вполне разрешимы, а для подростка это всегда настоящая трагедия.
Отсутствие в школах психологов, или их не высокая квалификация,
не могут помочь справиться нашим детям со стрессовыми ситуациями. Отсутствие социального опыта, не позволяет им адекватно оценить конфликтные ситуации и разрешить их. Поэтому нашим детям проще разрешить накопившиеся проблемы суицидом. И вина в этом всего общества,
которое не всегда вовремя или правильно реагирует на серьёзные проблемы.
Родителям, учителям необходимо более внимательно и бережно относиться к детям, стремиться установить с ними доверительные отношения, оградить или постараться смягчить негативное влияния социума и СМИ.