СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Влияние СМИ на суицидальное поведение подростков".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является  авторской . Предназначена для проведения классных часов и является методической разработкой по теме  " Влияние СМИ на суицидальное поведение подростков"

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Влияние СМИ на суицидальное поведение подростков".»

Влияние СМИ на суицидальное поведение подростков.

Якушева Елена Николаевна

г. Тамбов МБОУ СОШ № 11

11-03elena@mail.ru

Одной из главных тем телепередач и газетных публикаций в 2012 году была тема подросткового суицида. Страна с ужасом узнавала из средств массовой информации о том, что то в одном, то другом городе подростки покончили жизнь самоубийством. Так называемой эпидемии подростковых самоубийств, уже 20 лет, а СМИ только недавно «заметили» эту проблему. Согласно официальной статистике около полутора тысяч самоубийств совершается в год, т.е. 4-5 самоубийств в неделю. Причём, под влиянием средств массовой информации, по мнению авторитетных психологов, происходит рост тревожных ожиданий у родителей, а подростки всё чаще прибегают к демонстративным суицидам как способу психологического давления на родителей. И действительно, учителя в это время неоднократно слышали от родителей жалобы на то, что их ребёнок обещал убить себя, если они не перестанут ругать его за плохие оценки, или не купят, то о чём он давно мечтал. Да и сами учителя сталкивались с попытками шантажа со стороны обучающихся.

В своей статье хочу привести некоторые исторические факты, которые ярко иллюстрируют роль социума в жизни человека.

До революции Россия занимала одно из последних мест в мире и последнее среди европейских государств по количеству самоубийств. Мы не Индия и не Япония. Убивать себя – не православная традиция. Однако после 1917 года самоубийства вошли в моду. Пики самоубийств приходятся на годы сталинских репрессий. Особенно 1937 год. В послевоенные годы на 1947, а в период застоя на 1984. В этом году мы в Европе занимали второе место, уступая Венгрии. Во время горбачевской перестройки, количество самоубийств резко падает (тоже самое наблюдалось и во время хрущевской оттепели). В эти периоды люди поверили в возможность перемен. Но уже в начале 90-х в России возникает явление, которое социальные психологи назвали « эпидемией суицидов»: ежегодно себя убивают около 60 тысяч человек. В последнее десятилетие самоубийств стало меньше, но не намного. Россия по-прежнему в тройке лидеров. Вообще статистика по этой проблеме очень страшная. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно убивают себя около миллиона землян. И по прогнозам к 2020 году самоубийство займет второе место среди основных причин смертности, обгонит рак и будет уступать только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Ну а теперь вернёмся к подростковому суициду и профилактике его предотвращения в нашей школе. Общеобразовательная школа № 11 — школа окраины, контингент обучающихся по социальному составу разноплановый:

32% семей испытывают серьезные материальные трудности, что приводит к озлобленности родителей, потере веры в благополучное будущее для своих детей, что самым негативным образом на них и сказывается. Если верить статистике то главными причинами самоубийств являются конфликты в семье, бедность, безработица и отсутствие перспектив, а не разделённая любовь, как принято думать. Больше самоубийств приходится на бедные регионы, маленькие города и сельскую местность. Социальную основу самоубийств, доказывает тот факт, что наибольшее их количество совершается в неблагополучных, восточных районах страны, наименьшее-в более благополучных-западных. Низким уровнем самоубийств, отличаются города с высоким уровнем жизни- Москва и Санкт-Петербург, в процентном отношении к количеству населения.

С угрозой подростка поконьчить жизнь самоубийством мы раньше сталкивались очень редко. А сейчас, к сожалению, только в нашей школе, по 2-3 случая в год. Слава Богу, все эти попытки носили демонстрационный характер, и были сделаны с целью манипулирования взрослыми или как в одном случае, когда у ребёнка были проблемы с психикой. Очень осторожно, без широкого разглашения, даем рекомендации родителям и педагогам по стилю общения с ребенком и в каждом случае подходим индивидуально. В одном случае ребенка перевели на домашнее обучение на одну четверть, в другом в параллельный класс, в третьем перестали заострять внимание, на некоторое время, на прогулы, в четвёртом, перестали реагировать на провокационные действия. Во всех случаях даём рекомендацию обратиться к профессиональному психологу. И просим родителей контролировать, какие сайты Интернета просматривает их ребёнок, ведь некоторые из них содержат материал, который открыто призывает к суициду, подробно описывает способы, якобы безболезненного ухода из жизни.

О проблеме суицидального поведения детей и подростков коллектив вел разговор на педагогическом совете в январе 2012 года. На нём учителя познакомились с причинами суицидов, признаками суицидального поведения, были даны рекомендации педагогам, особенно с авторитарным стилем общения. Этот вопрос рассматривался и на общешкольном родительском собрании. Во время доклада заместителя директора по воспитательной , обратила внимание на реакцию родителей. В зале была необыкновенная тишина, абсолютно все заинтересованно слушали информацию. А это явно свидетельствует, о том, что проблема очень серьёзная. Но главным вопросом остается разрешение конфликтных ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются школьники как в учебной деятельности, так и в отношениях с родителями и сверстниками.


  1. Отсутствие внимание или гиперопека со стороны родителей На практике мы наблюдаем, что в таких разных, по своему отношению, к детям и воспитанию, семьях, проблема одна. А в итоге, если она возникает, всю степень ответственности пытаются переложить на школу или класс. Я никогда не слышала от родителей признания своих, очевидных ошибок в воспитании. Всегда пытаются найти виновных среди друзей или одноклассников своего ребёнка.


  1. Стрессовые ситуации дети испытывают и в школе. Современные стандарты образования требуют от педагогов 100-процентной обученности и высокого качества знаний, что мы и путаемся добиться, правда, не всегда успешно. На практике мы сталкиваемся с тем, что современная система оценивания изжила себя. 5-бальная система не работает. Ни для кого не секрет, что поставленные 2 — это 2 прежде всего, для учителя. Он в этом виноват. Оценка 3 стала необъективной. Кто-то работает, учит, чтобы получить «3» а кому-то ставим 3 за редко и недобросовестно выполняемые работы. А дети всё это видят. При подростковом, обострённом чувстве справедливости, это является одной из причин конфликтных ситуаций с педагогами.

  2. Проблемы в общении со сверстниками. Проблемы возникают самые разнообразные: конфликт с лучшей подругой, неразделённая любовь, одноклассники не хотят общаться. Это мы, взрослые понимаем, что подобные проблемы вполне разрешимы, а для подростка это всегда настоящая трагедия.

Отсутствие в школах психологов, или их не высокая квалификация,

не могут помочь справиться нашим детям со стрессовыми ситуациями. Отсутствие социального опыта, не позволяет им адекватно оценить конфликтные ситуации и разрешить их. Поэтому нашим детям проще разрешить накопившиеся проблемы суицидом. И вина в этом всего общества,

которое не всегда вовремя или правильно реагирует на серьёзные проблемы.

Родителям, учителям необходимо более внимательно и бережно относиться к детям, стремиться установить с ними доверительные отношения, оградить или постараться смягчить негативное влияния социума и СМИ.