СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по творчеству средневековых поэтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приедпринята попытка современного рассмотрения поэзии средневековья, определены основные мотивные линии

Просмотр содержимого документа
«Статья по творчеству средневековых поэтов»

Зубков Вячеслав, ученик 10 класса МАОУ «СОШ №4»

Руководитель:

Данчинова Мария Даниловна

Призрак эпохи средневековья в XXI веке

Куда деться от снов и призраков прошлого, которые приходят к тебе незваными гостями?

( Э. М. Ремарк «Земля обетованная»)


Аннотация: в статье определяется отношение современных поэтов к литературному наследию средневековья, выявляется взаимосвязь и причинность обращения лириков XXI века к культурному наследию прошлых веков.

Ключевые слова: средневековье, мировоззрение, стихотворный размер, лирический герой, природа внутренних переживаний.


Взглянув на период Средневековья, любой современный человек скажет в недоумении: «Какой кошмар, как так можно было жить!». Закономерно возникает вопрос, так ли сильно мы отличаемся от людей, живущих в средние века? С одной стороны, по человеческим требованиям, желаниям - нет, с другой – во многом человек средневековья зависел в своей жизни прежде всего от религиозных устоев, от которых мы сейчас свободны. Однако, несмотря на суровые условия жизни, каждый человек что тогда и что сейчас стремится любить и быть любимым.

В этом плане любовь всегда была и будет одним из главных мотивирующих чувств человека. Независимо от времени во имя этого великого чувства совершаются самые нелепые поступки. Каждое новое поколение не только не понимает предыдущее, но и безудержно пытается отрицать предшествующее с целью утвердить новое. Это вечные разногласия отцов и детей. Но бесспорно то, что большинство молодых людей с упоением слушают рассказы своих родителей о первом свидании и первом поцелуе. Мы принимаем ни людей, а ту эпоху, в которую они жили. Чтобы полностью понять и принять любую эпоху, надо жить именно в то время. Человек и эпоха – это своего рода змея, меняющая свою шкуру. Однако можно сменить тысячи веков и поколений, но сущность человека остаётся практически неизменной, меняется только мировоззрение и образ жизни. Каждая индивидуальность пытается выразить своё отношение к реальности. И каждый человек рожден, чтобы постичь великое чувство любви и воспеть его. В выражении таких чувств и возникает разница между человеком той эпохи и современным.

Так, ограниченность средств самовыражения в Средневековье не позволяла раскрыть полностью потенциал личности. Язык был прост и скуден на средства выразительности. Приведем следующие строки:

Я ухожу на службу к королю,

прекрасная! Но душу жжет мою

любовь, любовь, любовь, любовь,

к Вам, госпожа, любовь.

Педро Банес Солаз [1, с. 56]

Предполагаем, что эта языковая скудность явилась следствием влияния религии. В Средневековой лирике воспевание какого-либо образа при условии, если этот образ был не церковный, являлось очень опасным. Красота считалась проклятьем, а не даром. Девушку, «оделённую этим проклятием», могли сжечь на костре. Возможно, поэтому первично было само чувство, а не его описания.

В современной культуре некоторые поэты и писатели обращаются к темам, рождённым средневековьем, и делают их основным лейтмотивом своего творчества. Тема любви является одной из самых притягательных, а тема неразделённой любви одна из самых распространённых. Рассмотрим следующее стихотворение:

Ремни и упругая кожа,

Чулки из слюны пауков.

Резвишься в бесовской одежде.

И сладко тебе и легко.


А то, что мой мир уничтожен,

Тебя не заботит ничуть.

И, будто от яркого света

От глаз твоих скрыться хочу.


И вот уже бледные тени

Заглядывают нам в окно,

Как будто бы здесь преступленье

Сейчас совершиться должно.


А будет ведь нечто иное:

Рука не коснется руки,

И лишь ожиданием зноя

Мы будем с тобою близки


Ремни и упругая кожа,

Чулки из слюны пауков.

Резвишься в бесовской одежде.

И зыбко тебе и легко.


Бежать бы! да где это слово

Что крепче чугунных оков?

И жить нам приходится снова,

Себе не найдя двойников...

«Себе не найдя двойников» Э.Шклярский [2]

Как видим, в современном стихотворении более сложные речевые конструкции: сложные предложения, сравнения, деепричастный оборот, однородные члены. Язык обогащён метафорами «мой мир уничтожен», «и, будто от яркого света от глаз твоих скрыться хочу», «бледные тени заглядывают нам в окно», « и лишь ожиданием зноя мы будем с тобою близки». Обратим внимание на последнюю строфу. Она более экспрессивна. Восклицательное предложение «Бежать бы!» и следом риторический вопрос «да где это слово, что крепче чугунных оков?» Подводят читателя к основной мысли стихотворения:

И жить нам приходится снова

Себе не найдя двойников...» [2]

Под понятием «двойник» Шклярский подразумевает не физического двойника, а духовного. Одной из отличительных черт поэзии Э.Шклярского является недоговорённость. Поэт как бы предлагает читателю домыслить происходящее, тем самым, делая его участником события. В поэзии Средневековья сюжет весь «на поверхности», не нужно мыслить, нужно только внимать автору.

Затмила мне весь женский род 
Та, что в душе моей царит. 
При ней и слово с уст нейдет, 
Меня смущенье леденит, 
А без нее на сердце мгла. 
Безумец я, ни дать ни взять! 

Бернарт де Вентадорн [1, с. 52]


В реальность происходящего помогает поверить мастерство создания художественного образа. У Э.Шклярского женский образ представлен набором художественных деталей:

Ремни и упругая кожа,

Чулки из слюны пауков.

Резвишься в бесовской одежде.

И зыбко тебе и легко [2].

Он зрим и убедителен. Такой же детальный приём создания женского образа можно встретить, например, в стихотворении «Роза из роз» трубадура Дона Альфонса Мудрого. Правда, за высокопарным образом очень трудно представить реального человека.

РОЗА ИЗ РОЗ и зарниц зарница,

Гроза из гроз и цариц царица [1, с. 46].

Но какой же «средневековец» согласится, что его возлюбленная - обыкновенная женщина. Это открытие смог сделать только В.Шекспир (сонет 130). Вернёмся к стихотворению Э.Шклярского.

И лишь ожиданием зноя

Мы будем с тобою близки [2]

Именно в этой строфе заключена мечта лирического героя: человек никогда не сможет найти своё подобие, но всегда ищет и мучается в своих поисках. Мучаясь от безответной любви, лирический герой ждёт от возлюбленной одного только слова. Он подсознательно ищет кого-то или что-то, и сам же от этого страдает. Вспомним строки в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»: «А он, мятежный, ищет бури,// Как будто в бури есть покой» [3, с. 23]. Возможно, такими разными поэтами в разные эпохи был услышан голос трубадура Бернарта де Вентадорна с его восклицанием:

Томленья и мечты полёт

Меня, безумца, веселит [1, с. 52]

Все эти тексты схожи внутренним состоянием лирического героя: жаждой обретения идеала, внутренней духовной гармонии. Желание постичь неизведанное, стремление к абсолютному совершенству является, безусловно, утопией. Отсюда страдания лирического героя и его трагедия. Но можем ли мы не мечтать?

Несомненно, в средневековом человеке есть черты современного человека. Тема любви, добра, милосердия, всегда были основополагающими в формировании внутреннего мировоззрения человека. В любую эпоху есть свои герои и свои подлецы. Каждый человек стремится быть счастливым, вопрос только: как он этого добивается и что является для него счастьем. В любую эпоху человеческими устоями всегда были общепринятые моральные ценностями, разница только в мировоззрении и образе жизни.

С одной стороны, мы придерживаемся высказывания профессора И.Н. Шевелёва, что всё меняется, кроме человека – сущность человека остаётся неизменной [4, с. 12]. С другой стороны, в каждом из нас есть призрак средневековья. Мы так же преданно служим своим «королям», страдаем от Любви, мучаемся в поисках идеалов, и, если понадобится, умираем ради высоких целей.

Список литературы

1. Зарубежная литература. Средневековье. Хрестоматия. М., 2004

2. Э.Шклярский. Стихи. Электронный ресурс

3. М.Ю.Лермонтов. Избранное. М., 1998

4. И.Н.Шевелёв. Афоризмы, мысли, эмоции. Книга жизни. М, 1997




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!