СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Преобразование развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для участия в городских открытых Педагогических чтениях: «Современное образование: новые требования, новые возможности».

Просмотр содержимого документа
«Статья: Преобразование развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»

С.А.Захарова,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104


Аннотация


Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, рассматриваемый автором, на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с этим, автор полгода работал над педагогическим проектом «Преобразование развивающей предметно – пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО». Цель проекта - организация и обновление РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию детей и реализации принципа индивидуализации.

Автор с данным проектом принимал участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Лучший проект 2015 года», организованном журналом «Детский сад будущего – галерея творческих проектов»; получил диплом лауреата, в номинации «Копилка педагогических идей».































С.А.Захарова,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104


Преобразование развивающей предметно – пространственной среды

группы в соответствии с ФГОС ДО


Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Стандарт направлен на достижение целей, одна из которых - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Во ФГОС ДО обозначены требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Отсюда возникла необходимость создания автором педагогического проекта по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО, которая должна обеспечить реализацию:

- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

- различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Над проектом автор работал полгода: проанализированы современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучена психолого-педагогическая литература и методические рекомендации; внедрены в практику новые подходы к организации РППС, с учетом возрастных особенностей детей; приобщены родители к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

Преобразовывая РППС средней группы, автор учитывал принципы построения развивающей среды в соответствии с концепцией В.А. Петровского. Также автор опирался на методические рекомендации для педагогических работников «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», Карабановой О.А., Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М., М., 2014г. В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на приобретение опыта детьми по пяти образовательным областям и адаптирована под конкретные запросы и интересы воспитанников. Это дает ребёнку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, способствует развитию креативности.

Созданы необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

При организации РППС автор использовал несколько вариантов ее построения:

- Зонирование пространства осуществлялось мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

- Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

- Организация уголков и центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти образовательным областям ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное» - «Уголок именинника», ­­ «Уголок инфор­мации», Стена творчества», «Солнечные фантазии», Центр «Сюжетно-ролевых игр», Центр «Безопасности», «Уголок ряженья и уединения», «Уголок настроения».

«Речевое развитие» - Центр «Мир книги», Центр театрализованных игр».

«Познавательное развитие» - Центр «Экологии», Уголок опытно- экспериментальной деятельности, Нравственно - патриотический уголок, «Строительный» (конструктивный) центр, Уголок информационно-образовательных технологий.

«Художественно-эстетическое развитие» - Центр творческой активности, Музыкальный уголок, Мини - музеи.

«Физическое развитие» - Центр «Если хочешь быть здоров!»

Автор активно взаимодействовал с родителями воспитанников, использовал информационно-коммуникационную форму работы с ними. Была создана интернет-группа в «Контакте», где автор систематически общался с родителями, обсуждались различные вопросы по организации РППС. Выкладывались фотоотчеты о проделанной работе.

Сочетание традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, при организации РППС повысило результативность работы и способствовало формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. Используются инновационные способы мотивации детей: вовлеченность в эмоционально-насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск); обеспечивается самореализация, личностные достижения; в воспитательно-образовательном процессе учитываются интересы и личные цели воспитанников.

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

-у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей;

-у детей повысилась двигательная активность;

-у детей развивается познавательная сфера и личностный опыт.

В дальнейшем автор планирует продолжить проектную деятельность по преобразованию развивающей предметно-пространственной среды участка группы в соответствии с ФГОС ДО и представить результаты педагогическому сообществу.











.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!