Реализация требований к результатам освоения образовательной программы это главная
задача, которая поставлена перед школой и прописана во ФГОС. В современной школе
ученики готовятся к саморазвитию, самосовершенствованию, непрерывному образованию. Иначе умению учиться. Обучающиеся осваивают все компоненты учебной деятельности, овладевают универсальными учебными действиями. Самостоятельно, сознательно и активно учатся использовать весь социальный опыт, осваивать новые научные знания и умения.
Актуальность использования проектного обучения чётко прописана во ФГОС. Ведь
формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно
добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности
находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к
саморазвитию, успешнее всего осуществляется именно в процессе проектной еятельности
обучающихся.Это продуктивное обучение, целью которого является реальное
использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представления о мире. В процессе проектного обучения ученики исходят из своих интересов вместе с
учителем проектируют решение какого-либо задания. Проектное обучение основывается на методе проектов–технология, которая включает в себя совокупность сследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы и направлен на результат. Этот результата можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
На пртяжении последних двух лет в своей инновационной деятельности я использую веб-
квест. В литературе можно встретить различные суждения: веб-квест это технология проблемного обучения или вид проектной деятельности. Я более склоняюсь ко второму.
Технология веб-квеста позволяет в полной мере реализовывать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Это новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. В программных документах
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сказано, что главным
результатом образования должно быть опережающее развитие, в школах необходимо
изучать способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Веб-квест же является
одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)».
Разработчик веб-квеста ( Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) рекомендует определенную структуру веб-квеста.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
-Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
-Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Заметим, что веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними..
Веб-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Формы web-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:
- Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
-Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Задания для веб-квеста могут быть самыми разнообразными:
-Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Рекомендуется пройти следующие этапы работы над квестом :
Этапы работы над квестом
- Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
- Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
- Задачи:
1)поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
- Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
Основная подготовительная работа для учителя заключается в разработке визитной карты веб-квеста:
Подумайте, по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб – квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету) - может быть, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Если Вы работаете с маленькими детьми (учителя начальных классов), то возможно привлечение к работе над квестом родителей (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей - это тоже очень интересный вариант). Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся.
Когда Вы определились с темой, необходимо выделить направления работы - каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломкка, приключение, поэтому игровые , интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искуствоведы и т.д., и т.д.). Ролей
должно быть больше, чем одна, но не увлекайтесь, для начала давайте не будем выходить за число 5.
Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами - инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
Нужно подумать над критериями оценки вашего веб-квеста. Я предлагаю Вам варианты критериев, Вы можете их взять за основу, переделать под свой квест (смотрите ссылки на критерии ниже)
Самое главное в квесте - это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
Визитная карточка веб-квеста
- Предмет
-Возрастная категория учащихся
- Центральное задание
-Количество ролей
-Название ролей
- Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли)
- Список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу)
- Критерии оценки веб-квеста
- Предполагаемый результат
- Напишите, что, по вашему мнению, должно стать результатом работы каждой группы .
И , в заключении , об оценивании работы с квестом:
О критериях оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
-качества аргументации, оригинальности работы,
-навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Актуальность технологии веб-квест ещё и в том, что она помогает раскрыть
образовательный потенциал сетевых ресурсов, уводит школьников от потребительского
отношения к сети. Это возможность использовать всемирную сеть для обучения.
Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные
роли–это неполный список положительных моментов данной технологии.