Природосообразная стратегия развития Лицея «Эврика»
Вахтель Анна Григорьевна, директор МБОУ "Лицей "Эврика" р.п. Черёмушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия
Швецова Вера Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ "Лицей "Эврика" р.п. Черёмушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия
Белоглазова Елена Павловна, заместитель директора по УВР МБОУ "Лицей "Эврика" р.п. Черёмушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия
Волошина Надежда Кузьминична, педагог-психолог МБОУ "Лицей "Эврика" р.п. Черёмушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия
Леонова Наталья Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ "Лицей "Эврика" р.п. Черёмушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия
E-mail: [email protected]
В статье раскрывается сущность понятия и функционирование принципа природосообразности в образовании. Представлен опыт применения технологий, подходов и методов, основанных на принципах природосообразности в образовательном учреждении (здоровьесберегающие технологии, гендерный подход в обучении и воспитании, биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин), повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС, в организации учебной и внеурочной деятельности.
This article is about concept of scientific definition of interconnection between natural and social process in circumstances of development of nature and human in educational process. The experience of applying technologies and methods are represented in the article. All of them are based on health care technologies, gender division in the process of education, also it’s applying bioadequate methods of teaching disciplines which increase the efficiency of educational process in circumstances of establishment of FGES in organization of education.
Ключевые слова: принцип природосообразности, гендер, гендерный подход, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, биоадекватная методика преподавания.
Key words: gender, gender division, personality oriented method, healthcare technologies.
В настоящее время педагогика сделала достаточно большой шаг вперед, что проявляется в применении новых методик и способов обучения, построенных на принципах демократии и свободы выбора. Большое внимание стало уделяться важнейшему принципу в образовании как природосообразность (соответствии человека своей изначальной природе).
Принцип природосообразности был сформулирован древнегреческими философами Аристотелем, Демокритом и Платоном еще несколько веков назад. В своих древних трактатах они подчеркивали неразрывную связь человека и его зависимость не только от земной природы, но и от космических явлений.
Принцип природосообразности в педагогике сформулировал Ян Амос Коменский в середине XVII века, в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Обосновывая свою систему воспитания и обучения детей, он опирался на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран, внедряя его элементы в современную систему воспитания молодого поколения.
Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественного классика педагогики. К.Д. Ушинского. Он писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо вооружиться основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Развитие принципа природосообразности прослеживается в трудах советских педагогов – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Современная трактовка принципа природосообразности подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы в комплексе. При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты.
В настоящее время в педагогической науке выделяются следующие направления функционирования принципа природосообразности [1]):
природосообразность как этнопедагогическая закономерность (Г.Н.Волков, А.Кушнир, П.П.Козлова);
природосообразность развития детей как психолого-педагогическое направление (Л.С.Выготский, Л.Е.Никитина, А.З.Рахимов и др.);
природосообразность как фактор развития личности (В.В.Кумарина, Н.Д.Виноградовой);
природосообразность в рамках глобализации мироустройства раскрывается в работах А.В.Мудрика, В.Г.Торосяна и др.;
природосообразность в интегрированном обучении формирующем целостное представление об окружающем мире (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова,Н. П. Шишлянникова);
природосообразность в ноосферном образовании (Н.В.Маслова).
природосообразность как экологическое направление и здоровьесберегающая технология воспитания (З.И.Тюмасева, Г.М.Коджаспирова, В. Ф. Базарный и др.);
В МБОУ «Лицей «Эврика» с 1993 года применяются здоровьесберегающие технологии д.м.н. В.Ф.Базарного в учебном процессе. Все кабинеты оборудованы здоровьесберегающей мебелью, офтальмотренажерами, сенсорно-дидактическими крестами. Во избежание физических, эмоциональных перегрузок школьников, особенно в адаптационный период, учебные занятия проходят в режиме смены динамических поз, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Отличительными особенностями технологии В.Ф.Базарного являются: природосообразное (с учётом качественно отличающихся воображения, интересов, игр, духовного и генетического возраста мальчиков и девочек) пололичностное (раздельно– параллельное, гендерное) обучение и воспитание мальчиков и девочек [2]. В. Ф. Базарный активно способствует внедрению раздельно – параллельного обучения в школах России и имеет много сторонников в лице директоров школ (в т.ч. директор нашего лицея).
Среди российских ученых вопросы гендерной проблематики в образовании первыми поставили И. Кон, А. Мудрик, Л. Попова, Л. Штылева и другие. В своих работах они показали, что элементы педагогической системы – цели, содержание, методология и формы обучения – традиционно «бесполые». Также учеными признано значительное влияние гендерных ролей и стереотипов на процессы воспитания и образования [3].
Понятия гендера и пола в науке принято четко разграничивать. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток и анатомо-физиологическими характеристиками. Термин «гендер» указывает на социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии с другими людьми в контексте определенной культуры.
Гендерный подход в образовании - это учет психологических различий (психофизиологических, личностных) мальчиков и девочек, позволяющих обеспечить большую эффективность процессов их обучения, воспитания, формирования личности [4]. Гендерный подход рассматривается в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом» и реализуется в двух основных направлениях:
• применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания;
• создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных) ролей.
Более высокую степень самореализации школьников в образовательном процессе в ходе применения гендерного подхода отмечают Л.П. Шустова, Е.Н. Каменская, О.А. Константинова, М.К. Уланова. Юсупова М. В. отмечает: «гендерное образование — одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране» [5].
Основная задача системы образования, по мнению Столярчук Л. И., – привить молодому поколению базовые гендерные ценности (жизнь, здоровье, образование женщины и мужчины, социокультурная, профессиональная, семейная компетентность) как главные человеческие ценности, которыми они будут руководствоваться в последующей жизнедеятельности [6].
Цели гендерного подхода реализуются путём переориентации воспитания на гендерную природу детей, на ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку пололичностной индивидуальности, создание культуросообразной среды, проектирования гармоничных межполовых отношений, а так же долгосрочную личностно ориентированную стратегию предстоящей жизни.
Переориентация воспитания на гендерную природу предполагает создание педагогических условий, способствующих исполнению и усвоению детьми гендерных ролей с точки зрения природы – мужских или женских. Природа мужчины – лидерская, это природа целей, природа воли, природа достижений чего-либо. Высшие ценности: мужчины – благородство, любовь, поддержка, защита всех членов общества. Природа женщины – это материнская природа, это взаимоотношения, обмен чувствами. Высшие ценности: семья, дети, любовь, стремление к красоте, гармонии, счастью.
Женская и мужская природа действуют на благо других, на благо всего человечества. В эту природу встроен закон высшей любви. Семья – это механизм, в котором мужчина и женщина обретают целостность, каждый обретает механизм реализации своего высшего предназначения [7].
На формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним, нацелена в новых стандартах концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Школа в ней позиционируется как важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Однако, в практике образовательных учреждений учет половозрастных закономерностей и гендерных особенностей учащихся, способствующих развитию и самореализации женской/мужской индивидуальности, не занимает должного места. Недооценка, игнорирование фактора пола в обучении и воспитании происходит в условиях, когда доказано наличие психических и психофизиологических половых особенностей детей, проявляющихся уже с первых лет жизни и влияющих на процесс гендерной социализации.
Задача учителей и воспитателей создать условия и направить усилия на расширение и содержательное обогащение знаний детей о многообразии гендерных ролей в обществе; формирование у мальчиков и у девочек адекватных современным условиям жизни идеалов мужественности и женственности; усвоение детьми определенного набора гендерных ценностей и социальных ролей, развитие партнерских отношений между полами.
Реализовывать гендерный подход в обучении и воспитании возможно в классах совместного обучения детей. Но эффективнее гендерное воспитание осуществляется в параллельно-раздельных классах мальчиков и девочек, где для этого созданы специальные педагогические условия. Такие классы организованы и функционируют в лицее «Эврика» с 2007-2008 учебного года.
Организация учебной деятельности в классах мальчиков и девочек предполагает подбор заданий, текстов с использованием мужских или женских образов, для ознакомления детей с качествами характеров, чувствами, правилами, нормами ценностными установками в поведении, характерными для мужчин и женщин в современном обществе. Обращается внимание на исполнение представителями разных полов различных ролей в игровой, спортивной, учебной или профессиональной деятельности. Обращение к детям во время уроков «мальчики» или «девочки», а не «ребята» содействует осознанию и принятию себя как представителей мужского или женского пола. Одинаковые требования на уроках математики и русского языка в классах девочек и мальчиков, без подчеркивания способностей одного из полов к правописанию, а другого к умению решать трудные задачи, создает благоприятную атмосферу на уроках. Организация групповой работы в классах мальчиков с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера, в классах девочек – с опорой на взаимопомощь, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к представителям своего пола.
При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе, мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления [8] .
В связи с введением ФГОС ОО неотъемлемой частью образовательного процесса стала внеурочная деятельность. Именно этот вид деятельности во многом стимулирует развитие личностных качеств ребенка. Дополнительное образование часто создает условия для дальнейшего предпрофессионального и профессионального обучения.
Внеурочная деятельность направлена на организацию разнообразных форм совместной деятельности мальчиков и девочек (экскурсии, конкурсы, кружки, игровая и досуговая деятельности, спортивно-оздоровительные мероприятия, совместные занятия хореографией, музыкой, хоровым пением). Мальчики и девочки конструируют (выстраивают) отношения со сверстниками своего и противоположного пола, так, как этого требует ситуация взаимодействия.
Рисунок 1
Схема внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Здесь предусматривается гендерный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек.
При проведении совместного урока хореографии или театрализованной деятельности во время праздничных мероприятий у мальчиков и девочек есть возможность продемонстрировать свои мужские или женские качества в непосредственном взаимодействии. Таким образом, в совместной деятельности определяются и закрепляются ценности, нравственные нормы, модели мужского или женского поведения характеризующие представления мальчика или девочки о себе как представителе определенного пола. Дети выбирают и усваивают среди многообразия проявлений гендерных ролей наиболее приемлемые для их возраста, попробуют себя в данных ролях, овладевают опытом мужского/женского поведения в разных видах деятельности, строят доброжелательные, партнерские отношения с представителями своего и противоположного пола.
Следующим условием является специально организованная для учащихся из параллельно-раздельных классов воспитательная деятельность.
Кадетский компонент – воспитание мальчика – благородного и благопристойного мужчины, патриота. 7-15 лет – это возраст, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, становление характера, самоорганизации и уверенности в себе. Поэтому на данном этапе, опираясь на привлекательную для детей идею служения Отечеству, на гражданском и военном поприще создана система патриотического и гражданского воспитания, основой которого является кадетский класс, в котором обучаются мальчики.
Воспитательный процесс в кадетских классах лицея осуществляется в соответствии с разработанной программой «Юный спасатель МЧС». Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, умениям противостоять природным и техногенным катастрофам, испытание на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости раскрепощает в детях мужское начало. Здоровый нравственный климат побуждает их к доверию, состраданию, доброте. Кадетская форма и атрибуты создают привлекательность визуального мужского образа, являются средством самовыражения для мальчиков.
Гимназический компонент – воспитание девочки. Программа для гимназических классов «Дочери России» разработана с целью воспитания достойной женщины, будущей матери, хозяйки
Общий характер чувств, ценностей, идеалов, стиль поведения девочек формируется на всех этапах жизни. В нашем Лицее формирование женственности у девочек идёт через выстроенную идеальную модель женственности, которая предполагает гармоничное сочетание интересов, связанных с семьёй и работой, а также качеств, необходимых для достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремлённость и т.д.) с качествами, обеспечивающими оптимальные взаимоотношения с другими людьми (отзывчивость, терпеливость, заботливость, деликатность и т.п.).
Воспитание девочек направлено на формирование эстетического сознания, привитие моральных норм в поведении, формирование у девочек разносторонних практических умений и навыков, развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; сохранению культурных и семейных традиций нашего общества.
Эффективность гендерного воспитания подтверждается мониторингом формирования гендерных эгалитарных (равноправных, партнерских) установок в отношениях между мальчиками и девочками, сформированной гендерной идентичности и усвоенных гендерных ролей.
Наличие в параллельно-раздельных классах большего количества детей с определенными установками в системе отношений к противоположному полу: у мальчиков – дружеских отношений, направленных на сотрудничество и позитивное эмоциональное принятие противоположного пола, как и у девочек, а также отсутствие агрессивных установок способствует установлению хороших, взаимодоверительных отношений между мальчиками и девочками.
Педагоги «Эврики» используют и другие педагогические технологии, которые снижают уровень психологической напряжённости учащихся и сокращают время на подготовку домашних заданий, особенно по устным предметам.
Одной из таких технологий является биоадекватная (релаксационно-активная) методика обучения (Н.В. Маслова). Данная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма. Структура биоадекватного урока исходит из научного подхода о режимах работы головного мозга и основывается на двух его состояниях альфа и бета ритмов. В процессе биоадекватного урока задействуются оба полушария головного мозга и возникают нейронные связи, способствующие их когерентному взаимодействию. В итоге все школьники получают возможность усвоить учебную информацию независимо от степени доминирования правого или левого полушария.
В биоадекватном уроке учебный материал организован как система ярких опорных образов, наполненных информацией. Они являются «транспортным средством» доставки учебного материала в необходимые отделы мозга. Методика помогает одновременно решать несколько задач:
1. Воспитательные задачи. С этим моментом связана учебная релаксация, которая выстраивается на красивых, гармоничных образах, а также работа педагога и детей в оптимальном психоэмоциональном режиме.
2. Здоровьесберегающие задачи. Это структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций, преобладание положительного эмоционального состояния. В процессе учебной релаксации включается правое полушарие мозга, а левое в это время отдыхает. Происходит расслабление мышц и органов, восприятие новой информации протекает в состоянии творческого подъёма, вырабатываются эндорфины (гармоны радости), срабатывает механизм самопроизвольной саморегуляции биологической системы. В результате вся система человека гармонизируется, начинает работать спокойно, упорядоченно. Введение в ход учебного процесса релаксации как элемента снятия психологического и физиологического напряжения является профилактическим методом здоровьесбережения и методом повышения эффективности учительского труда. Привлекают внимание и биоадекватные учебники, которые имеют эстетичный вид, наполнены структурированной информацией.
Биоадекватная методика преподавания, гендерный подход и здоровьесберегающие технологии обусловливают комфортное пребывание детей в школе и в классных коллективах, формирование положительной мотивации на успешное овладение новыми знаниями и компетенциями.
Таблица 1
Оценка привлекательности классных коллективов мальчиков и девочек 4 классов
| Мальчики | Девочки |
Отношение к классному коллективу | 2013-2014уч.г 21чел | 2014-2015уч.г 22 чел. | 2015- 2016уч.г. 20 чел. | 2013-2014уч.г 24чел. | 2014-2015уч.г. 26 чел | 2015- 2016уч.г. 24чел |
Хорошее | 87% | 76% | 78% | 81% | 62% | 74% |
Нейтральное | 9% | 12% | 17% | 14% | 34% | 26% |
Негативное | 4% | 12% | 5% | 5% | 4% | 0% |
Из данных таблицы видно, что в раздельно-параллельных классах большее количество детей считают свой классный коллектив привлекательным. Они чувствуют себя частью классного коллектива, который представляет ценность для ребенка. В коллективе у детей реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Переходя в пятый класс всем коллективом, дети успешнее адаптируются в новых для них условиях средней школы.
Таблица 2
Уровни школьной адаптации пятиклассников
| Мальчики | Девочки |
Уровни | 2014-2015уч.г. 21чел. | 2015-2016уч.г. 22 чел. | 2016- 2017уч.г. 19 чел. | 2014-2015уч.г. 24чел. | 2015-2016уч.г. 24 чел. | 2016- 2017уч.г. 23чел. |
Хороший | 33% | 44% | 78% | 50% | 60% | 56% |
Средний | 56% | 52% | 11% | 46% | 36% | 44% |
Низкий | 11% | 4% | 11% | 4% | 4% | 0% |
Оценка периода адаптации показала, во всех классах мало детей, имеющих низкий уровень адаптации к школе, больше детей со средним или хорошим уровнем школьной адаптации, что способствует повышению учебной мотивации, устойчивому эмоциональному благополучию, адекватному восприятию школьных требований.
Природосообразные методики позволяют учитывать особенности мальчиков и девочек в преподавании учебных дисциплин. При этом требуется незначительная реорганизации учебного процесса, результатом которого явится его индивидуализация, ориентированность на личность ученика/ученицы, способствующая наиболее полной самореализации мальчиков и девочек, повышение результативности обучения, выраженной в успешном формировании у школьников познавательных УУД и значительном росте качества обученности.
Таблица 3.
Уровень качества обученности за три года обучающихся МБОУ «Лицей «Эврика» 2-11 классы |
2014 – 2015 уч.год | 2015 – 2016 уч. год | 2016 – 2017 уч.г. I полугодие |
54% | 60% | 62 % |
Учебный процесс в лицее осуществляется с учетом требований ФГОС к уроку посредством отбора форм, методов и средств обучения на основе принципов работы с девочками и мальчиками, учитывающих их половозрастные и психофизиологические особенности.
Таким образом, реализация требований ФГОС начального общего образования и основного общего образования в условиях параллельно-раздельного обучения с учетом применения природосообразных педагогических технологий, способствует успешному формированию УУД, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Литература
Козлова П.П., Максимова И.М., Абдрахманова М.В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания / Под ред. А.С. Гаязова. – Стерлитамак: СФ МГГПУ им. М.А. Шолохова, Стерлитамак. гос. пед. академия, 2004. – 107 с.
Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка в учебном процессе В.Ф.Базарного: практическое пособие – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. – 60 с.
Образование в гражданском обществе: концептуальные подходы и технологии : моногр. : в 2 т. / под общ. ред. акад. О. А. Колобова. Н. Новгород : ФМО/ИСИ ННГУ, 2008. 414 с.
Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л.В. Градусова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176с.
Юсупова М. В. Образование в гендерном измерении // Изв. Самар. науч. Центра РАН. 2010. Т. 12, № 5. C. 90—91.
Столярчук Л. И., Столярчук И. А. Ценностные приоритеты гендерного образования // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы IX Международной научной конференции, 18-19 августа 2012 г., Мадрид. – М: МАНПО. 2012. С. 172-176.
Гадецкий О. Г. Законы судьбы, Или три шага к успеху и счастью. – Издательство: Психология Третьего Тысячелетия, 2010 г. 348 стр.
Сиротюк А.Л. Природосообразное обучение: гендерный подход //Кафедра. 2006. №4(8). С.67-72