СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Приверженец живой музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья расскрывает историю жизни и ворчества композитора Ю.А. Потеенко. Юрий Потеенко - " тихий гений" нашего времени.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Приверженец живой музыки"»

Приверженец живой музыки

Потеенко — композитор, достаточно успешно реализовывающий себя в академическом творчестве. Он автор симфонии, трех одноактных опер по рассказам А. П. Чехова («Неудача», «Загадочная натура», «Неженка»), оратории «Песни Руси» на тексты древнерусских исторических былин, хоровых циклов «Юдоль Грез» на стихи английских поэтов и «Из русской лирики» на стихи русских поэтов XIX века. Им написан ряд сочинений крупного жанра для оркестра (симфоническая сюита «Корсары», балетная сюита «Царь Салтан», «Пьесы для оркестра» и другие). Эти сочинения в разное время были исполнены и записаны такими коллективами, как Большой симфонический оркестр п/у В. Федосеева, Российский национальный оркестр п/у М. Плетнева, оркестр театра «Новая опера» п/у Е. Колобова, оркестр «Русская филармония» и оркестр Большого театра п/у А. Ведерникова, оркестр кинематографии п/у С. Скрипки. Премьера опер состоялась в рамках фестиваля «Московская осень».

По заказу ансамбля солистов под управлением И. Дронова им создан ряд сочинений, в том числе увертюра для ансамбля солистов «По страницам “Пиковой дамы” П. И. Чайковского». По заказу дирекции Большого театра Потеенко сделал инструментовку сценического оркестра для натуральных медных духовых инструментов оперы М. Мусоргского «Хованщина» (2002 г.). Выполнил работу по редакции симфонической партитуры и инструментовке духового оркестра оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» в соответствии с эскизами автора.

В сезоне 2004/2005 года по заказу Большого театра России Ю.А.Потеенко подготовил оркестровки и аранжировал для оркестра Большого театра России новую версию сценического оркестра для постановки оперы М.Мусоргского «Хованщина».

В 2006 г. сделал новую оркестровку балета Ц. Пуни «Дочь фараона». (В советское время этот балет был снят «за малую художественную ценность», но прекрасное произведение снова вернулось к жизни.) Потеенко аранжировал оперу Дж. Гершвина «Порги и Бесс», исполняемую Камерным хором Московской консерватории.



Для него важно чтобы музыка была не столько со штампом серьезная и настоящая, сколько по сути своей живая. Сонаты, симфонии, концерты, оперы, бесспорно, серьезные жанры, но они зачастую не имеют места в реальной сегодняшней жизни. Композитор как производитель (а не теоретик) обязан владеть, пусть ремесленническими, но не менее важными — аранжировкой, оркестровкой, созданием самых малых форм и т. д. К величайшему сожалению, этим ремеслом в большей степени владеют музыканты, не учившиеся в консерватории и овладевшие этим ремеслом на практике. Среди этих «непрофессионалов» подавляющее количество людей любит музыку почти физиологически, что весьма редко встречается в кругах профессиональных, где любовь к профессии чаще видна по важному выражению лица. А Потеенко как раз исключение из ряда профессиональных композиторов.

Для него музыка — святыня. Ю.А.Потеенко в своей статье «О музыке как об искусстве»говорит: «Музыка - один из аспектов искусства. Она неразрывно связана с жизнью, действительностью, временем. Музыка не должна восприниматься как нечто отвлеченное ,не связанное с деятельностью человека. Она сопровождает его во всех делах и поступках. Она учит ,наставляет ,воспитывает. В том то и признак настоящего искусства.» Он прямо нутром чувствует звуки. И ради того, чтобы быть с ними, вариться в них, он готов преодолеть все. А что могло встать у него на пути, когда внезапно разразилась вся эта компьютерная круговерть и, казалось, обошла его стороной? Он смог заставить себя разобраться в этой новой технике, а теперь и не мыслит себя без компьютера. Нет, компьютерные программы ему не пишут партитуры, по этой части, по его мнению, даже самые лучшие, ужасно глупы и безграмотны. Главное предназначение компьютера — это запись и создание фонограмм музыки синтетического звучания. Это музыка для телевидения, фонограммы песен, аранжировки, демо-записи…

Но, наверное, технические нововведения еще не самое сложное в профессии композитора. Куда важнее человеческий фактор. Разделение музыки на серьезную настоящую и легкую для восприятия, но пустую касается и стиля, и инструментов, посредством которых она извлекается. Но, даже понимая, что симфоническая музыка, сыгранная живым оркестром — это что-то настоящее, не каждый способен ее воспринимать во всей красе и глубине. Глянешь на музыкантов, на дирижера во фраке и чисто рефлекторно хочется бежать. Но если это великое симфоническое звучание воспринимать через ряд видеокартинок, то откроешь в себе неведомую тягу к этому серьезному и настоящему. Как ни крути, а в звучании симфонического оркестра есть что-то родное абсолютно для всех. Главное уметь это преподнести.

И Потеенко умеет. Он несет вкус ценностей с вершин в доступной для всех форме.

Композитор Юрий Потеенко «тихий гений» нашего времени талантливо переосмысливает произведения великих: Грига, Баха, Скрябина, Мусоргского и т.д. Он пишет на эту музыку «стихи» ,и в итоге получается классическое изваяние в современных одеждах. Юрий Анатольевич талантлив, многогранен, профессионал своего дела.

Так что Потеенко – композитор, достаточно успешно реализовывающий себя в академическом творчестве.