УДК 993
ЮРОДСТВО НА РУСИ
Алёхина Ф.Н.
Студентка 2 курса, ФГБОУ ВО «МичГАУ» Социально - педагогический институт, г. Мичуринск, Россия
Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть сущность и показать религиозный смысл «юродства». Выявить социальные предпосылки юродства и причины его широкого распространения на Руси. Особое внимание уделяется взаимосвязи между уровнем экономического развития, социального положения населения и становлением юродства. Результаты исследования свидетельствуют о неоспоримо важной роли юродства на Руси.
Ключевые слова: юродство, юродивый, юрод, активная и пассивная стороны юродства, смеховой мир, проповедь.
Мы безумны Христа ради … терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся … Мы как сор для мира, как прах всеми попираемый.
(Послание святого Апостола Павла)
Исследование юродства на Руси в настоящее время особенно актуально, поскольку, как мне кажется, что для понимания психологии русского человека и вообще понимания специфики всей русской культуры этот феномен православной религиозности является довольно важным.
Подвижничество на Руси было «воспроизведением подвижничества греческого». Строжайшими ревнителями аскетизма перенесены были к нам из Греции необыкновенные его формы - затворничество, столпничество и юродство». Первым, по времени, подвижником на Руси этого рода, Христа ради юродивый, чернец Исаакий.
Термин «юродивый» произошёл от слова «юрод», которое в древнерусском языке переводилось как «глупый, безумный, простой». Людей, принявших подвиг юродство о Христе, называли «юродивыми». Эти люди добровольно отказывались не только от удобств земной жизни, родства самого близкого и кровного, но даже отрекались, при полном внутреннем самосознании, - от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Иными словами, человек рвал все связи с культурой своего мира.
Выделяют пассивную и активную стороны юродства. Первая, обращенная на самого себя, это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти. Это подкреплялось словами Евангелия: "Аще кто хощет ко мне ити, да отвержется себе" (Матф., XIV, 24, 25).
Активная же сторона юродства заключалась в обязанности "ругаться суетному и горделивому миру", т.е. жить среди людей, обличая грехи и пороки сильных и слабых, не обращая внимания на приличия [1, c.72].
Все авторы житий дружно свидетельствуют, что юродивые наедине с собой не юродствуют.
В житие Ксении Петербургской мы читаем следующий случай: «Однажды местных жителей насторожил тот факт, что по ночам юродивая куда-то уходила, а возвращалась только под утро. Тогда полиция не поленились и проследила за блаженной. А оказалось, что святая уходила в заболоченный лес и молилась в одиночестве. Стороживший неподалеку сыщик утром вернулся в участок еле живой, замерзший от промозглой сырости и холода. Ну, какие уж тут претензии к блаженной…»
Отметим, что для многих людей юродство представлялось не чем иным, как буйством. Причинами этого служили следующие обстоятельства:
Юродивые говорили о предметах непонятных и страшных для обыкновенного ума
Юродивые иногда были люди необразованными
Слова юродивых предлагались в формах не искусных, без всякого красноречия [1, с.20].
Однако, как пишет св. Феофан Затворник, под «буйством проповеди» была сокрыта величайшая мудрость, перед которой самый великий ум ничего не постигает в ней. И эта-то духовная мудрость для естественного человека и есть буйство, потому что она может быть достигнута только духовную способностью, которой совсем лишен естественный человек. Она для него то же самое, что живопись для слепого или музыка для глухого (толк. на 1-е послание к Коринф.)
Не стоит видеть в поведении юродивых едкой сатиры. В отличие от карнавальных шутов, юродивые были движимы состраданием и любовью к заблуждающимся людям.
Конечно, помимо религиозного смысла у юродства были и конкретные социальные предпосылки, являвшиеся одновременно и причинами его широкого распространения на территории русского государства.
Исторические судьбы и склад жизни древнерусского общества много способствовали процветанию на Руси этого исключительного подвига.
Первой из них было наличие на Руси «смехового мира», пути вниз, к дьяволу. Эта оборотная сторона жизни русского общества давала юродивым богатую почву для пародирования, подражания и самоуничижения. К тому же, не будь на Руси этого антимира, сомнительно чтобы к юродивым бы стали относиться с тем уважением и даже почитанием, которое юродивые получили. В противном случае (не будь у народа представления о смеховой культуре), юродивые, скорее всего, стали бы восприниматься людьми либо как просто душевнобольные, либо как обыкновенные хулиганы, но никак не в образе «божьих людей» [2, c.72].
Другой причиной появления юродивых было то, что простые люди очень часто страдали от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма властьпридержащих. При этом пожаловаться было некому, а если кому и удавалось добраться до более высоких лиц, чем его обидчик, то обычно дело решалось всё равно не в его пользу и человека, решившего правду искать, за этот поиск наказывали. Тем более указать правителю на его недостатки и вовсе было делом смертельно опасным. Юродивые же, во-первых, до некоторой степени пользовались неприкосновенностью, и в силу этого могли себе позволить больше, чем остальные люди; а во-вторых, для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему: этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и за веру, впрочем, такое случалось редко.
Общеизвестен смелый поступок обличения Грозного Псковским юродивым Николою Салосом. Он поучал царя «ужасными словами», чтобы он прекратил кровопролитие и разорение святых храмов; и потом, предложил грозному царю кусок сырого мяса, на что царь сказал: «Я христианин и не ем мяса в Великий пост», а юродивый продолжал: «Ты делаешь хуже, питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога». Пораженный такою жестокою речью юродивого, Грозный со своим войском немедленно удалился из Пскова и тем город спасен был от разграбления и разрушения [1, c.172].
В заключении можно сделать следующий вывод. Юродивые Христа ради ставили задачей побороть в себе корень всех грехов - гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно.
Список использованных источников:
Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. – М.: Донской монастырь издательский отдел Московского Патриархата при участии ТОО «Светлячок», 1992. – 289 с.
Лихачев Д.С. Смех как зрелище /Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. – Л.: Наука, 1984. – 153 c.