СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблемы реализации экологического права"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Право на жизнь и здоровье - это естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Охрана этих прав подразумевает, далеко не в последнюю очередь, защиту от неблагоприятных экологических воздействий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблемы реализации экологического права"»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


Право на жизнь и здоровье - это естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Охрана этих прав подразумевает, далеко не в последнюю очередь, защиту от неблагоприятных экологических воздействий.

 Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на безопасную (здоровую) окружающую среду.

Принятая в 1993 году Конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами, выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно в ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Для реализации этого права необходимо, чтобы граждане и общественные организации могли получить информацию своевременную, полную и достоверную.

Полнота получения информации ограничивается как юридически - через перечень сведений, составляющей государственную и иную тайну (который вступает в противоречие с законом, так как в него включены сведения об объектах, значимых для жизни и здоровья граждан), так и практически: либо путем непредставления запрашиваемой информации (например, заказчиком - документов для общественной экологической экспертизы), либо через хорошо отработанную систему “бюрократических отписок”, либо внутриведомственными распоряжениями о “служебности” информации. Особенно беспокоит использование последнего - противоречащего закону - способа закрытия информации природоохранительными контрольными и надзорными органами: такие распоряжения имеются в системе госкомэкологии (как минимум на городском уровне), в системе Госатомнадзора и пр. Значительная доля ограничений является также следствием коммерциализации информации.

Достоверность поставляемой и предоставляемой гражданам информации также проблематична. Так, именно вскрывшаяся недостоверность, а точнее прямая дезинформация населения г. Чапаевска о назначении строящегося объекта, привела к социальному взрыву и в итоге - к закрытию уже построенного объекта (известный - первый в России - завод по уничтожению химического оружия, 1989). Эта практика продолжается и сегодня вопреки происходящим процессам демократизации

Таким образом, сложившаяся практика показывает, что значимая для безопасности информация скрывается и сознательно искажается. Требуется целенаправленная работа для обеспечения открытости экологически значимой информации и прозрачности деятельности потенциально опасных объектов.

Своевременность информации. В тех редких случаях, когда информация общественности все же предоставляется, она обычно настолько запаздывает, что не позволяет гражданам реализовать свои права на участие в принятии решений.

Менее распространенными методами реализации экологических прав граждан являются методы народной демократии - через референдумы и решения свободно избранных органов местного самоуправления.  (ст.3 Конституции РФ)

Некоммерческие организации, работающие в области защиты экологических прав граждан, сталкиваются с серьезными правонарушениями, вызванными несовершенством законодательной базы и механизмов контроля за соблюдением законности и реализацией декларированных прав человека, отсутствием государственной поддержки усилий НПО и пр.

Таким образом, следует признать, что реализация экологических прав граждан на сегодняшний момент - неудовлетворительна, единственным реальным механизмом (да и то действующим со скрипом) защиты этих прав является возможность судебного иска

Так, до сих пор не создан эффективный правовой механизм охраны окружающей среды, как это предусматривает ст. 18 Конституции. При этом органами исполнительной власти не обеспечивается эффективное исполнение существующих правовых природоохранных мер, тоже как это предусмотрено Конституцией. Вследствие того и другого из-за загрязнения окружающей среды в России преждевременно умирает 300 000 человек.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатации фактов и элементов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реализуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное развитие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила поведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные сооружения, которые не нужны в данном производстве). Это свидетельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностями государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внимание на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого первостепенного значения.

Законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать возникающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в России при очень интенсивном нормотворчестве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологического права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются использование и охрана растительного мира, на который не распространяется действие ЛК РФ; нормы ЗК РФ в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от других категорий земель; изменения законодательства не сопровождали и введение в действие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов из других государств и т.д.

Многие экологические проблемы нормами экологического права пока не решены.

На сегодняшний день, тема необходимости создания Экологического кодекса РФ становится все более острой и актуальной. Это обусловлено, тем, что действующее экологическое законодательство представляет собой систему с несогласованными элементами. Включая в себя кодексы, направленные на регулирование общественных отношений в разных экологических направлениях, а также несколько десятков федеральных законов и сотен, подзаконных нормативно правовых актов, данная отрасль российского права обрекла себя на хаос, в регулировании экологических вопросов.

Предстоит большая работа в совершенствовании как самого правового регулирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодательства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны природных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Соблюдение, охрана и защита экологических прав – важная функция российского демократического правового и социального государства. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту и наделяет каждого правом защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.



Список использованной литературы

Актуальные проблемы экологического права : монография /С. А. Боголюбов. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 607 с.

Кузнецова Н.В. «Экологическое право: Схемы, комментарии»/Учебн. Пособие.- М.: Новый Юрист, 1999г.

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19декабря 1991г. // "Ведомости СНД и ВС РФ", 05.03.1992, N 10, ст. 457.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, №48. Ст 4556.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». - 2002. 
Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов. 
Изд. 3-е. / В. В. Горбачев. - М.: Оникс, 2008. -592 с. 
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник / В. М. Найдыш. - М.: Аль-фа-М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с. 

Лапина, М. А. Экологическое право: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Лапина. - М.: МИЭМП, 2010. - 262 с.

Экологическая безопасность и эколого-правовые проблемы в области загрязнения окружающей среды. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».  Саркисов О.Р., Любарский Е.Л., Казанцев С.Я. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА- 2012








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!