СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Профилактика и преодоление школьной неуспешности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье анализируются причины «синдрома школьной неуспешности»,  факторы, влияющие на его формирование. Автор приводит задания для диагностики причин выявленных трудностей и их устранения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Профилактика и преодоление школьной неуспешности"»

О предупреждении и преодолении трудностей в обучении



Работая учителем-дефектологом в ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» города Полевского (центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи), анализируя причины обращения детей младшего школьного возраста и их родителей на консультации в наш Центр, я отметила, что большинство обращений –это школьные трудности или трудности в обучении..


Школьные трудности - это комплекс проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и, как следствие, к неуспешности в обучении.


То есть школьная неуспешность- многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь.


«Синдром школьной неуспешности», кроме неуспеваемости, включает в себя:


• Постоянно высокий уровень тревоги

• Низкую школьную мотивацию

• Нарушения внимания, памяти

• Неусидчивость или уход в себя

• Заниженную (или неадекватную) самооценку, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»

• Неуверенность в себе

• Неверие в возможность удачи

• Ожидание помощи от других


Среди факторов, влияющих на появление школьных трудностей, называют экзогенные (факторы внешней среды) и эндогенные (факторы роста и развития ребенка). Причины школьных трудностей в обучении очень разнообразны. Знание и понимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков и адаптивного ресурса позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем. И, выбирая методику помощи ребенку, необходимо прежде всего найти проблему, вызвавшую затруднение.


Проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин. Для ее решения необходима точная и тонкая диагностика, учет всех возможных вариантов и объединение усилий самого ребенка, учителей, родителей и психологов. Своевременная помощь ребенку в решении этой проблемы может предотвратить развертывание «несчастливого сценария» жизни. Мелочей нет. Важно подмечать даже слабые сигналы неуспешности и вовремя преодолевать их. Своевременная поддержка требует меньше усилий, чем коррекция уже сформировавшегося негативного представления о себе.

Трудностей не избежать, поражения будут. Важно научить правильно к ним относиться. Тогда школьные трудности будут восприниматься как «рабочие моменты», с которыми ребенку по силам справиться.


В работе по предупреждению или преодолению школьной неуспешности необходимо грамотно определить приоритеты.


Начинать следует с формирования культуры умственного труда, которую составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия.

Главная задача взрослого, работающего с ребенком в этом направлении, – помочь научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки и т.п.

Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.


Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы с учащимися с трудностями в обучении: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками.

На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учитель должен уметь определять трудности, которые возникают у учащихся в процессе обучения, и выделять причины, в том числе и психологические, лежащие в основе этих трудностей.

Трудности, которые школьники испытывают при усвоении учебного материала по основным предметам (русскому языку, литературному чтению и математике), и их психологические причины можно разделить на три группы.

1 группа трудностей связана с недостатками формирования двигательных навыков письма и чтения, т.е. недостатками психомоторной сферы ребенка

Трудности проявляются:

-в каллиграфии написания букв и цифр, нестабильности их графических форм ( по высоте, ширине, наклону)

- в отсутствии связных движений при письме

-в замедленном темпе письма

-в слишком большом напряжении руки, в треморе (проявляется в сильном или слабом нажиме, дрожащих линиях).

При формировании двигательного навыка чтения важную роль играет артикуляция, переключеиие с одной артикуляционной позы на другую. Затруднения в артикулировани проявляются в низкой скорости чтения, нерациональным типе чтения, фрагментарном понимании прочитанного.Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

2 группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

-замена букв, близких по артикуляционным и акустическим признакам, пропуски букв, перестановка букв и слогов при письме и чтении

-трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов

-неправильное чтение похожих по оптическому сходству букв

-затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

-отсутствие устойчивых навыков счета

-неумение устанавливать отношения со смежными числами

-трудности перехода из конкретного в абстрактный план

-неумение решать задачи

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть:


I)Несформированность пространственных представлений

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом улавливают зрительный образ букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке(зеркальное написание букв и цифр)


Другие недостатки пространственных представлений проявляются:

-в нерасчлененности письма

-в слитном написании слов с предлогами

-в замене букв по оптическому сходству

-в неудерживании рабочей строки

-в неумении соблюдать в тетради «орфографический режим»

-при чтении - повторное считывание той же строки, пропуск строчки

-в затруднении в счете, ошибки при записи двузначных и многозначных чисел(23 вместо32 и т.д.)

-в несформированности понятия числового ряда и его свойств

П. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.


Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -

фонемы - из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, з- ж), звонкие и глухие (б - п, д-т, г - к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; на звук "г"- "корабль", "кукла".

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

Ш. Недостатки в развитии познавательных процессов.

Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв (б - в, н - п, м - л, ш - т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.

Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших

школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия.

При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У школьников с трудностями в обучении такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);

синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач;

недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале;

однолинейностъ мышления (т.е. «застревание» на какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом;

инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из од] формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую).


Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, последовательности выполнения заданий и др.)


Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучен русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, ли них вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание т же строчки и др.


Третья группа трудностей связана с недостатками в формирования регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;

- возрастание количества ошибок к концу работы;

- выполнение требований учителя не в полном объеме;

- трудности с формированием двигательного навыка письма;

- медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей - детей с флегматическим темпераментом

В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудное п обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:

- пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);

- медленный темп письма, чтения, счета;

- невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу;

- замедленное протекание умственной деятельности.



Трудности при обучении: психологические причины, диагностика и коррекция


Педагогическая симптоматика трудностей

Причины трудностей

Психолого-педагогические рекомендации и задания для диагностики и коррекции




Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета

Не сформирован переход их конкретного плана действий в абстрактный


Упражнения

Недостаточно сформирован внутренний план действий


Несформированность понятий «больше-меньше»



Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Сниженная работоспособность

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки)


Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Несформированость мыслительной операции «анализ через синтез»


Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции

Несформированность понятия числового ряда


Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2






Ошибки при вычислениях

Несформированость мыслительной операции «анализ через синтез»


Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Низкий уровень сформированности внутреннего плана действий


Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

3


Трудности в назывании компонентов действий

Недостаточное развитие смысловой памяти

4

Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание», «умножение», «деление»






Отсутствие каллиграфии в написании цифр, «непопадание» в клетку

Недостатки в развитии тонкой моторики рук


Несформированность процессов зрительного анализа

3

Несформированность зрительно-двигательных координаций


Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Не усвоено понятие «рабочая строка»


«Зеркальное» написание цифр

Недостаточность процессов зрительного анализа

3


Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Отсутствие прочной связи между зрительными и двигательными образами цифр


Использование нерациональных приемов решения примеров и задач

Несформированность мыслительной операции установления закономерности


Несформированость мыслительной операции «анализ через синтез»




Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений

Недостаточность звуко-буквенного анализа


Неустойчивость внимания


Сниженная работоспособность

Щадящий режим

Индивидуально-психологические особенности(особенности темперамента)

Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа


Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

3

Не усвоены правила правописания

Восполнение пробелов в знаниях



Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа


Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

3

Несформированность звуко-буквенных ассоциаций


Недостатки в произношении

Занятия с логопедом по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

Затруднения при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа


Слабое развитие слуховой памяти


Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Низкий уровень синтеза звуковых элементов


Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций


Недостаточное знание букв алфавита

4


Не усвоены понятия «звук»- «буква» и их соотношение

Отработать понятия

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, выше расположенной строчки, потеря строки при чтении

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

1,2

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

3

«Челночное чтение»

Не сформирована однонаправленность считывания слева направо





Плохое запоминание стихов и прозы

Механическое запоминание

(снижение всех видов памяти)

4

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

3

Недостатки в развитии воображения


Астеническое состояние

Щадящий режим

Чтение « по догадке»

Недостаточность процессов анализа (синкретичность воприятия)



Задания для диагностики причин выявленных трудностей и их устранения


1 упражнение на развитие пространственных представлений.

1. Отработка понятий "правый" и "левый".

2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу

на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.

3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом

и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

5. Использование игр с постройками из кубиков.

6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по

памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с

выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.

8. Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему

по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины,

каков он в действительности.



10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий — низкий (дом), длинный - короткий (хвост), широкий - узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).

11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположен­ных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:

Упражнение 2. "Диктант пространственных действий " (простран­ственные представления)

На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом:

  1. От исходной точки (и.т.) провести стрелку вверх.

  2. От и.т. провести стрелку вправо.

  3. От и.т. провести стрелку вниз.

  4. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол.

  5. От и.т. провести стрелку в левый нижний угол.

  6. От и.т. провести стрелку в правый верхний угол.

  7. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол.

  8. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.

  9. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.

  10. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.

  1. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верх­ний угол.

  1. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.

  1. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол и от него
    вверх.

  1. От и.т. провести стрелку влево, затем вверх.


  1. От и.т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.

  2. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.
    За каждое неправильно выполненное задание начисляется один

штрафной балл.


Упражнение 3 Изучение процессов произвольного внимания

А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие

строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-

НЕССАС ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА

ЛИММОДОР А КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-

ТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-

ТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ


10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-

ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ



Б. Корректурная проба.

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву "а" зачеркивать, а букву "к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

"Найди слово "

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые напи­саны до черты:

СЕ ОБ ГДЕ КОТ

слон

ВОДА

КАКОЙ

ЧАШКА


СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

носл лосн смон слол лосм слон лосм слом

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА


"Найди ошибки"

Ученику предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».



"Найди эталон "

В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10- 15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну - две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово " фломенидия". На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Задача ученика - быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15 - 20 с., а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти.


Задание2 Изучение процессов произвольного внимания



Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.

Задание выполняется на листе из школьной тетради. В данном варианте группы точек располагаются таким образом: 1)2-4-3- 1; 2)3- 1-2-4; 3)2-3- 1-4; 4) 3- 1-4-2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе из трех точек.



Инструкция ученику: "Перерисуй точки, соблюдая требования: а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г) точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы".

Образец задания Место для копирования

образца

• • •••• * * *

• •• • •• ••••

•• ••• * ••••

• •• * •••• ••

Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в группе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.



. "Запомни картинки!' (непосредственная произвольная зрительная память)

Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 - 5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать.


"Пиктограммы" (опосредованная произвольная память)

Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель будет произносить с интервалом в 7 -10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение - пиктограмму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое время (10- 15 мин) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов:

веселый праздник сомнение

радость зависть

гнев сила воли

мальчик-трус болезнь

отчаяние успех

быстрый человек дружба

скорость смелый поступок

печаль справедливость

вкусный ужин хороший товарищ

теплый ветер мороз


"10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 секунды.

Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь,

гриб, игла, мед.


"Запомни цифровую последовательность" (произвольная слуховая память),

Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2 - 3 с. и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем большее количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал.

Примерные цифровые последовательности:

3-5

4-6-2

8-1-4-7

2-8-5-3-9

1-7-2-4-8-Зит.д.



Упражнение 4

Развитие регуляторного компонента.

Формирование процессов самоконтроля и саморегуляции



1задание


На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними сле­дующим образом: I - II - III -1 - II - III

Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:

  1. писать палочки и черточки в заданной последовательности;

  2. правильно переносить системы знаков с одной строки на дру­гую (не начинить обязательно каждую новую строку с одной палочки
    и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую
    строку);

  3. не писать на полях;

4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку.
Время выполнения задания - 10 - 15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

- степень полноты принятия задания (принимает все правила,
принимает частично, не принимает);

  • степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохране­ние всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет
    ни одного правила);

  • качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли
    и исправляет ошибки или не замечает их);

  • качество самоконтроля при оценке результата деятельности (ста­рается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром,
    вообще не просматривает работу, а сразу по окончании сдает на про­верку учителю).


2 задание


На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном, листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Задание ученику: "Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".

Тренировочный узор. Задание: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя.

Первый узор. Задание: "Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно".

Второй узор. Задание: "Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно.


Таким образом, проблема трудностей в обучении может быть решена при помощи представленной системы работы и может быть использована учителями общеобразовательных классов и учителями, работающими в «инклюзии» .




Учитель-дефектолог ГБУ СО ЦППМСП «Ладо» г.Полевского

Кузеванова Светлана Викторовна


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!