СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу дошкольного детства, поскольку он имеет свою особую специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО.В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологическая диагностика – основа квалифицированной коррекции развития дошкольников"»

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу дошкольного детства, поскольку он имеет свою особую специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО.В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.

Коротко остановимся на формулировках ФГОС ДО.«П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения образовательных задач:

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей».

(Слайд 2) ПСИХОДИАГНОСТИКА- деятельность, направленная на постановку психологического диагноза, или принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Американский психолог Э. ТОРНДАЙК отмечал

«ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, СУЩЕСТВУЕТ В КАКОМ-ТО КОЛЛИЧЕСТВЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНО.» Значит , комплекс психических процессов, которым обладает человек можно оценить и определить уровень их развития.

Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.(Слайд 3 )

В плане развития ребенка она крайне необходима для:

-обеспечения контроля за динамикой его развития;

-предупреждения возможных отклонений;

-определения программы деятельности взрослого с ребенком с целью оптимизации условий развития;

-оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.

(Слайд 4 )Психологическая диагностика в ДОУ обладает своими особенностями и имеет свои предмет, цели и задачи.Целью психологической диагностики в ДОУ является выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и осуществления квалифицированной коррекции развития ребенка.

Задачи: индивидуализация обучения (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости,коррекция особенностей его развития); оптимизация работы с группой детей.

(Слайд 5) При проведении психологической диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Психодиагностика осуществляется по необходимости: при обращении родителей (законных представителей) ребенка или по решению ПМПк ДОУ.

2.Допускается только с согласия его родителей (законных представителей); 3.Проводится в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда);

4.С ребенком работает только один педагог.

5.Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

6.Обследование проводится в игровой форме.

7.Недопустимо заставлять ребенка, если он не желает выполнять задание, лучше отложить диагностику.

8.Данные результатов обследования используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.

(Слайд 6 )При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы



Диагностика развития детей дошкольного возраста необходима для эффективной помощи педагогам и родителям ребенка для правильногопостроения педагогического общения.

. Спецификой дошкольного возраста является подвижность и пластичность психических процессов, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители

Реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то педагогическое воздействие, которое на него влияет, в большой мере способствует их проявлению. Понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт.

Вывод: определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.


(Слайд 7 )Система психодиагностической работы в ДОУ строится следующим образом.

В начале учебного года проводится

1.Скрининговая диагностика. Она направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик и оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностика,проводится после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследованиепозволяетпрослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4.  Итоговая диагностика. дает возможность оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

В зависимости от видов отклонений в развитии детей педагогом-психологом подбирается система диагностического инструментария. Ниже приведена примерная разбивка методик согласно основным проблемам психического развития дошкольников.





Сфера проявления

Методы коррекции

Аффективно-личностная сфера:

-эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств, преобладающее настроение (злобность подавленность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность)

-наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

-наличие фобических реакций, вредных привычек

-Цветовой тест М.Люшера;

-Тест С.Розенцвейга;

-Hand-тест;

-Детский тест тревожности Темпл-Дорки-Амен;

-Тест «Страхи в домиках»(М.А.Панфилова);

-Графические методики: «Несуществующее животное», «Кактус», «Семья в образах животных», «Автопортрет» и т.д.

Интеллектуальное развитие:

-восприятие;

-память (зрительная, образная, слуховая моторная, смешанная);

-мышление(наглядно-действенное, словесно-логическое, образное); мыслительные операции

(анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация)

-внимание (устойчивость, концентрация, объем, распределяемость, переключаемость);

-воображение (вербальная, невербальная фантазия)



Тесты:

-«Какие предметы спрятались?»;

-«Чего не хватает?»;(Р.Немов)

-«10 слов» (Д.Векслер);

-Методика опосредованного запоминания (Л.Н.Леонтьев);

-«Нелепицы»;«Что здесь лишнее?»,«Раздели на группы»;

-«Кольца Лондольта»;

-«Систематизация»,(Н.Б.Венгер)

-«Схематизация»(Р.И.Бардина);

- Графический диктант;

-«Вербальная фантазия»;

-«Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко)

-«Придумай сказку». » и т.д.

Самооценка(завышенная, заниженная)

Методика «Лесенка»;

«Шкала самооценки» (В.Г.Щур)

Коммуникативные способности

-тип общения со взрослыми, сверстниками;

-социальная приспособленность.

-Социометрия «Два домика» (Р.И.Бардина);

-Методики Рене Жиля и «Три вопроса»;

-Опросник «ребенок во взаимоотношениях с другими детьми»

Семейные взаимоотношения

-Рисунок семьи;

-«Дом. Дерево. Человек»;

-«Несуществующее животное»

Готовность к школе

-сформированность навыков учебной деятельности;

-степень мотивационной готовности;

-социальная, психолого-педагогическая зрелость.

-Тестовая беседа(С.А.Банков);

-Тест Керна-Йразека;

-Беседа о школе (Т.А.Нежнова);

-«Образец и правило» (Л.А.Венгер);

-Тест Раввена (серии А и Б);

-«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова)

Тип темперамента

-Стандартизированное наблюдение Г.П.Ларентьевой и Т.М.Титаренко(для детей от 1 до 3лет)

-Тест «Тип темперамента» (от3 до7 лет)



При использовании данного комплекса тестов каждый педагог может увидеть реальную картину способностей ребенка и грамотно выстроить траекторию развития дошкольников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!