Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу дошкольного детства, поскольку он имеет свою особую специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО.В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.
Коротко остановимся на формулировках ФГОС ДО.«П. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения образовательных задач:
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей».
(Слайд 2) ПСИХОДИАГНОСТИКА- деятельность, направленная на постановку психологического диагноза, или принятие квалифицированного решения о психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.
Американский психолог Э. ТОРНДАЙК отмечал
«ТО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, СУЩЕСТВУЕТ В КАКОМ-ТО КОЛЛИЧЕСТВЕ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕРЕНО.» Значит , комплекс психических процессов, которым обладает человек можно оценить и определить уровень их развития.
Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.(Слайд 3 )
В плане развития ребенка она крайне необходима для:
-обеспечения контроля за динамикой его развития;
-предупреждения возможных отклонений;
-определения программы деятельности взрослого с ребенком с целью оптимизации условий развития;
-оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
(Слайд 4 )Психологическая диагностика в ДОУ обладает своими особенностями и имеет свои предмет, цели и задачи.Целью психологической диагностики в ДОУ является выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и осуществления квалифицированной коррекции развития ребенка.
Задачи: индивидуализация обучения (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости,коррекция особенностей его развития); оптимизация работы с группой детей.
(Слайд 5) При проведении психологической диагностики необходимо соблюдать следующие условия:
1. Психодиагностика осуществляется по необходимости: при обращении родителей (законных представителей) ребенка или по решению ПМПк ДОУ.
2.Допускается только с согласия его родителей (законных представителей); 3.Проводится в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник, среда);
4.С ребенком работает только один педагог.
5.Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
6.Обследование проводится в игровой форме.
7.Недопустимо заставлять ребенка, если он не желает выполнять задание, лучше отложить диагностику.
8.Данные результатов обследования используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
(Слайд 6 )При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:
– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;
– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы
Диагностика развития детей дошкольного возраста необходима для эффективной помощи педагогам и родителям ребенка для правильногопостроения педагогического общения.
. Спецификой дошкольного возраста является подвижность и пластичность психических процессов, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители
Реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то педагогическое воздействие, которое на него влияет, в большой мере способствует их проявлению. Понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот известный факт.
Вывод: определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
(Слайд 7 )Система психодиагностической работы в ДОУ строится следующим образом.
В начале учебного года проводится
1.Скрининговая диагностика. Она направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик и оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика,проводится после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследованиепозволяетпрослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. дает возможность оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
В зависимости от видов отклонений в развитии детей педагогом-психологом подбирается система диагностического инструментария. Ниже приведена примерная разбивка методик согласно основным проблемам психического развития дошкольников.
Сфера проявления | Методы коррекции |
Аффективно-личностная сфера: -эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств, преобладающее настроение (злобность подавленность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность) -наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; -наличие фобических реакций, вредных привычек | -Цветовой тест М.Люшера; -Тест С.Розенцвейга; -Hand-тест; -Детский тест тревожности Темпл-Дорки-Амен; -Тест «Страхи в домиках»(М.А.Панфилова); -Графические методики: «Несуществующее животное», «Кактус», «Семья в образах животных», «Автопортрет» и т.д. |
Интеллектуальное развитие: -восприятие; -память (зрительная, образная, слуховая моторная, смешанная); -мышление(наглядно-действенное, словесно-логическое, образное); мыслительные операции (анализ, синтез, обобщения, сравнения, классификация) -внимание (устойчивость, концентрация, объем, распределяемость, переключаемость); -воображение (вербальная, невербальная фантазия) | Тесты: -«Какие предметы спрятались?»; -«Чего не хватает?»;(Р.Немов) -«10 слов» (Д.Векслер); -Методика опосредованного запоминания (Л.Н.Леонтьев); -«Нелепицы»;«Что здесь лишнее?»,«Раздели на группы»; -«Кольца Лондольта»; -«Систематизация»,(Н.Б.Венгер) -«Схематизация»(Р.И.Бардина); - Графический диктант; -«Вербальная фантазия»; -«Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) -«Придумай сказку». » и т.д. |
Самооценка(завышенная, заниженная) | Методика «Лесенка»; «Шкала самооценки» (В.Г.Щур) |
Коммуникативные способности -тип общения со взрослыми, сверстниками; -социальная приспособленность. | -Социометрия «Два домика» (Р.И.Бардина); -Методики Рене Жиля и «Три вопроса»; -Опросник «ребенок во взаимоотношениях с другими детьми» |
Семейные взаимоотношения | -Рисунок семьи; -«Дом. Дерево. Человек»; -«Несуществующее животное» |
Готовность к школе -сформированность навыков учебной деятельности; -степень мотивационной готовности; -социальная, психолого-педагогическая зрелость. | -Тестовая беседа(С.А.Банков); -Тест Керна-Йразека; -Беседа о школе (Т.А.Нежнова); -«Образец и правило» (Л.А.Венгер); -Тест Раввена (серии А и Б); -«Беседа о школе» (Т.А.Нежнова) |
Тип темперамента | -Стандартизированное наблюдение Г.П.Ларентьевой и Т.М.Титаренко(для детей от 1 до 3лет) -Тест «Тип темперамента» (от3 до7 лет) |
При использовании данного комплекса тестов каждый педагог может увидеть реальную картину способностей ребенка и грамотно выстроить траекторию развития дошкольников.