СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Работа МО учителей математики по реализации контроля с целью коррекции рабочих программ как составляющей части ООП ООО.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на  городском семинаре  заместителей директоров по УВР «Формы и методы внутришкольного контроля. Анализ современного урока»  (Из опыта работы ГБОУ СОШ №34)

Просмотр содержимого документа
«Статья. Работа МО учителей математики по реализации контроля с целью коррекции рабочих программ как составляющей части ООП ООО.»


Работа МО по реализации контроля с целью коррекции рабочих программ как составляющей части ООП ООО.


Учитель математики ГБОУ СОШ № 34 г. Севастополя

Зубова Татьяна Федоровна


Качество системы образования
не может быть выше
качества работающих в ней учителей

М.Барбер

Слайд 2.

Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным:

  • способным к личностному и профессиональному развитию.

  • владеющим современными образовательными технологиями;

  • эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся;

  • быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися,

Одним из важнейших направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. В связи с этим возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте. Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы.

В нашем образовательном учреждении функционируют 7 предметных методических объединений учителей.

Слайд 3.

Одним из главных направлений работы ШМО является совершенствование методического обеспечения ООП ООО.



Методические объединения:


  • обеспечивают целостный анализ реализации ООП ООО;

  • обеспечивают разработку и корректировку различных разделов ООП ООО;

  • анализируют процесс и результаты внедрения комплексных нововведений в образовательный процесс.

Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела ООП образовательной организации.


Слайд 4

Методические объединения учителей осуществляют следующую работу:


  • разрабатывают и рассматривают программы учебных дисциплин и курсов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана;

  • проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;

  • рекомендуют к использованию программы учебных предметов, курсов;

  • осуществляют мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (предметных, метапредметных);

  • проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;

  • вносят предложения по формированию и изменению содержания и структуры образовательной модели школы;

  • формируют учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  • разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному усвоению учебных программ;

  • принимают практическое участие в реализации инновационной деятельности школы по введению ФГОС ООО.


Слайд 5.

Понятие «рабочая программа» закреплено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в составе определения образовательной программы.


Под рабочей программой следует понимать документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины / курса внеурочной деятельности в достижении этих целей.

Слайд 6.

  • Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год.

  • Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

  • Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

  • Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов):

  • Основных (входящих в состав учебного плана ОУ);

  • Факультативных;

  • Интегрированных;

  • Элективных;

  • Любых курсов по выбору;

  • Курсов в рамках внеурочной деятельности;

  • Курсов в рамках дополнительного образования.

  • Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы.

Слайд 7. Основная цель рабочей программы:

  • расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

  • внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

  • углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

  • изменения логики освоения содержания материала;

  • перераспределение количества часов на изучение материала по предмету.

Слайд 8 Основные функции рабочей программы:

  1. Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ);

  2. Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);

  3. Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);

  4. Организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);

  5. Планирующая (регламентирует требования к выпускнику).

Слайд 9. Алгоритм разработки рабочей программы

  • Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы

  • Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.

  • Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.

  • Провести организацию и структурирование отобранного содержания.

  • Разработать новый календарно-тематический план

  • Определить результаты усвоения программы (УУД).

  • Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.

  • Составить пояснительную записку.

  • Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.

  • Утвердить рабочую программу.



Слайд 10, 11. Структура образовательной программы

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 и п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577, соответственно), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:

  • Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  • Содержание учебного предмета (курса).

  • Тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Слайд 12.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Слайд 13. В разделе «Планируемые результаты» целесообразно отразить:

  • каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования;

  • какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся, на которых рассчитана программа;

  • каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);

  • как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

Слайд 14. В разделе «Содержание учебного предмета, курса»

  • дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.).

  • Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования, если оно предусмотрено Положением о рабочей программе.

Слайд 15. Раздел «Тематическое планирование рабочей программы»

  • оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  • Образовательная организация вправе конкретизировать и (или) расширить состав разделов тематического планирования. К примеру, в тематическом планировании можно отразить особенности реализации в учебных занятиях системно-деятельностного подхода посредством включения в тематическое планирование указания на виды деятельности учащихся.

Любые дополнения, конкретизирующие структуру рабочих программ, фиксируются в Положении и рабочей программе.

Слайд 16. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

  • Сроки, порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом образовательного учреждения.

  • Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, на педагогическом совете. Решение ШМО, ПС оформляется протоколом.

  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует рабочую программу на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов.

  • Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы.

  • На каждой программе должна быть отметка ШМО, ПС о рассмотрении программы и рекомендации к ее утверждению, отметка заместителя директора по учебно-воспитательной работе о согласовании, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа).

  • Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.




































Изменения в структуре рабочей программы

Понятие «рабочая программа» закреплено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в составе определения образовательной программы. Под рабочей программой следует понимать документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы (далее – ООП) общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины / курса внеурочной деятельности в достижении этих целей.

В условиях одновременного действия федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) структура рабочей программы регламентируется локальным нормативным актом. Несмотря на то, что ФКГОС не содержит требований к структуре рабочей программы, на локальном уровне их необходимо разработать во избежание разночтений в части соответствующих должностных обязанностей педагогических работников.

Целесообразно ориентироваться на требования ФГОС общего образования даже в отношении тех рабочих программ, которые составлены на основе ФКГОС. Это позволить достичь единообразия позиций, включая согласованность Положения о рабочей программе с другими локальными нормативными актами образовательной организации.

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 и п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577, соответственно), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Указанный обязательный состав структурных компонентов рабочей программы распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на рабочие программы курсов внеурочной деятельности, поскольку и урочная, и внеурочная деятельность являются учебной. Такой подход содержится в требованиях ФГОС общего образования к календарному учебному графику, закрепляющего «чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)».

С учетом права ОО детализировать установленный ФГОС обязательный состав структурных компонентов рабочей программы в разделе «Планируемые результаты» целесообразно отразить:

каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования;

какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся, на которых рассчитана программа;

каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);

как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

В разделе «Содержание учебного предмета, курса» дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.). Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования, если оно предусмотрено Положением о рабочей программе.

Раздел «Тематическое планирование рабочей программы» оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Образовательная организация вправе конкретизировать и (или) расширить состав разделов тематического планирования. К примеру, в тематическом планировании можно отразить особенности реализации в учебных занятиях системно-деятельностного подхода посредством включения в тематическое планирование указания на виды деятельности учащихся.

Любые дополнения, конкретизирующие структуру рабочих программ, фиксируются в Положении и рабочей программе.



ХОРОШИЕ НОВОСТИ: УПРОЩЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

14 февраля на сайте "Педсовет" была опубликована важная новость - Минобрнауки сократило требования к рабочим программам учителей. Министерство опубликовало Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно нему, упростилась структура составления рабочей программы: из восьми пунктов осталось только три. Теперь учителю не нужно составлять пояснительную записку, писать общую характеристику предмета и давать описание его места в общем учебном плане, механически переписывая одну и ту же информацию. Отныне рабочие программы должны содержать самое главное:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета,

  • его содержание и

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

За сокращение требований к рабочим программам наш профсоюз выступал еще в 2014 году. Важно отметить, что документ носит характер Приказа, то есть, обязателен к исполнению.

Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель", отмечает: "Этот приказ не решает всех проблем, но облегчает жизнь учителя, так как сократился объем рабочей программы и убраны те пункты, которые к реальной работе отношения не имеют, но их-то и приходилось выдумывать".

Анна Инютина, член Совета профсоюза, считает этот приказ серьезным достижением, но с рядом оговорок.

"Сомнение вызывают формулировки пунктов "предметная область" и "предметные результаты". Они очень широко сформулированы и очень далеки от реальности. Например, преподавание русского языка в современной школе ориентировано на усвоение детьми правил орфографии и пунктуации, а в описании предметной области для русского языка и литературы поставлены такие глобальные задачи, которые требуют и другой программы, и других, существенно больших, затрат времени на преподавание. Странно, что в документе не упомянута начальная школа. Получается, что педагоги этой ступени будут вынуждены работать по старым правилам - тратить много времени на составление рабочих программ с 8 пунктами? Еще одно пожелание для Минобрнауки: предусмотреть до 20% гибкости в тематическом планировании. Учитель - работа творческая. У детей могут быть разные интересы, было бы всем удобно иметь возможность провести уроки не по плану, не меняя программу".

Кроме того, такие ситуации как карантин в школе, когда дети не учатся до двух недель, также невозможно предусмотреть заранее.

Справка

Единые требования к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов (в том числе курсов внеурочной деятельности) установлены:

– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);

– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);

– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578; зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020; вступает в силу 23 февраля 2016 г.).

Все перечисленные нормативные правовые акты размещены в справочно-правовой системе «Консультант».

Обновлено 22.03.2016 20:33



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!