Работа МО по реализации контроля с целью коррекции рабочих программ как составляющей части ООП ООО.
Учитель математики ГБОУ СОШ № 34 г. Севастополя
Зубова Татьяна Федоровна
Качество системы образования
не может быть выше
качества работающих в ней учителей
М.Барбер
Слайд 2.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным:
способным к личностному и профессиональному развитию.
владеющим современными образовательными технологиями;
эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся;
быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися,
Одним из важнейших направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС. В связи с этим возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте. Методические объединения учителей являются ключевым звеном всей системы методической работы.
В нашем образовательном учреждении функционируют 7 предметных методических объединений учителей.
Слайд 3.
Одним из главных направлений работы ШМО является совершенствование методического обеспечения ООП ООО.
Методические объединения:
обеспечивают целостный анализ реализации ООП ООО;
обеспечивают разработку и корректировку различных разделов ООП ООО;
анализируют процесс и результаты внедрения комплексных нововведений в образовательный процесс.
Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела ООП образовательной организации.
Слайд 4
Методические объединения учителей осуществляют следующую работу:
разрабатывают и рассматривают программы учебных дисциплин и курсов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана;
проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
рекомендуют к использованию программы учебных предметов, курсов;
осуществляют мониторинг достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (предметных, метапредметных);
проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
вносят предложения по формированию и изменению содержания и структуры образовательной модели школы;
формируют учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному усвоению учебных программ;
принимают практическое участие в реализации инновационной деятельности школы по введению ФГОС ООО.
Слайд 5.
Понятие «рабочая программа» закреплено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в составе определения образовательной программы.
Под рабочей программой следует понимать документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины / курса внеурочной деятельности в достижении этих целей.
Слайд 6.
Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (5 – 9 классы), а не на учебный год.
Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.
Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!
Рабочие программы составляются для всех учебных предметов (курсов):
Основных (входящих в состав учебного плана ОУ);
Факультативных;
Интегрированных;
Элективных;
Любых курсов по выбору;
Курсов в рамках внеурочной деятельности;
Курсов в рамках дополнительного образования.
Отсутствие Примерной программы не является основанием для отсутствия Рабочей программы.
Слайд 7. Основная цель рабочей программы:
расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
изменения логики освоения содержания материала;
перераспределение количества часов на изучение материала по предмету.
Слайд 8 Основные функции рабочей программы:
Нормативная (рабочая программа-документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определяется график контрольных работ);
Информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения учебного материала по предмету);
Методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии);
Организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);
Планирующая (регламентирует требования к выпускнику).
Слайд 9. Алгоритм разработки рабочей программы
Сопоставить ФГОС с содержанием примерной программы
Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но не включенными в примерную программу.
Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
Разработать новый календарно-тематический план
Определить результаты усвоения программы (УУД).
Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
Составить пояснительную записку.
Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
Утвердить рабочую программу.
Слайд 10, 11. Структура образовательной программы
Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 и п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577, соответственно), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета (курса).
Тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Слайд 12.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Слайд 13. В разделе «Планируемые результаты» целесообразно отразить:
каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования;
какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся, на которых рассчитана программа;
каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).
Слайд 14. В разделе «Содержание учебного предмета, курса»
дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.).
Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования, если оно предусмотрено Положением о рабочей программе.
Слайд 15. Раздел «Тематическое планирование рабочей программы»
оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Образовательная организация вправе конкретизировать и (или) расширить состав разделов тематического планирования. К примеру, в тематическом планировании можно отразить особенности реализации в учебных занятиях системно-деятельностного подхода посредством включения в тематическое планирование указания на виды деятельности учащихся.
Любые дополнения, конкретизирующие структуру рабочих программ, фиксируются в Положении и рабочей программе.
Слайд 16. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
Сроки, порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, на педагогическом совете. Решение ШМО, ПС оформляется протоколом.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует рабочую программу на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов.
Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы.
На каждой программе должна быть отметка ШМО, ПС о рассмотрении программы и рекомендации к ее утверждению, отметка заместителя директора по учебно-воспитательной работе о согласовании, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа).
Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.
Изменения в структуре рабочей программы
Понятие «рабочая программа» закреплено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в составе определения образовательной программы. Под рабочей программой следует понимать документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы (далее – ООП) общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины / курса внеурочной деятельности в достижении этих целей.
В условиях одновременного действия федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования и федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) структура рабочей программы регламентируется локальным нормативным актом. Несмотря на то, что ФКГОС не содержит требований к структуре рабочей программы, на локальном уровне их необходимо разработать во избежание разночтений в части соответствующих должностных обязанностей педагогических работников.
Целесообразно ориентироваться на требования ФГОС общего образования даже в отношении тех рабочих программ, которые составлены на основе ФКГОС. Это позволить достичь единообразия позиций, включая согласованность Положения о рабочей программе с другими локальными нормативными актами образовательной организации.
Согласно изменениям, внесенным во ФГОС начального общего и основного общего образования (см. п. 5 и п. 10 изменений, утв. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577, соответственно), структура рабочей программы должна иметь следующий обязательный состав компонентов:
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Указанный обязательный состав структурных компонентов рабочей программы распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на рабочие программы курсов внеурочной деятельности, поскольку и урочная, и внеурочная деятельность являются учебной. Такой подход содержится в требованиях ФГОС общего образования к календарному учебному графику, закрепляющего «чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул)».
С учетом права ОО детализировать установленный ФГОС обязательный состав структурных компонентов рабочей программы в разделе «Планируемые результаты» целесообразно отразить:
каким образом изучаемый предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования;
какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими в силу возрастных особенностей учащихся, на которых рассчитана программа;
каким образом в процессе изучения предмета организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).
В разделе «Содержание учебного предмета, курса» дается краткая характеристика содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и др.). Отобранное содержание разбивается на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования, если оно предусмотрено Положением о рабочей программе.
Раздел «Тематическое планирование рабочей программы» оформляется с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Образовательная организация вправе конкретизировать и (или) расширить состав разделов тематического планирования. К примеру, в тематическом планировании можно отразить особенности реализации в учебных занятиях системно-деятельностного подхода посредством включения в тематическое планирование указания на виды деятельности учащихся.
Любые дополнения, конкретизирующие структуру рабочих программ, фиксируются в Положении и рабочей программе.
ХОРОШИЕ НОВОСТИ: УПРОЩЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
14 февраля на сайте "Педсовет" была опубликована важная новость - Минобрнауки сократило требования к рабочим программам учителей. Министерство опубликовало Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно нему, упростилась структура составления рабочей программы: из восьми пунктов осталось только три. Теперь учителю не нужно составлять пояснительную записку, писать общую характеристику предмета и давать описание его места в общем учебном плане, механически переписывая одну и ту же информацию. Отныне рабочие программы должны содержать самое главное:
планируемые результаты освоения учебного предмета,
его содержание и
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
За сокращение требований к рабочим программам наш профсоюз выступал еще в 2014 году. Важно отметить, что документ носит характер Приказа, то есть, обязателен к исполнению.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза "Учитель", отмечает: "Этот приказ не решает всех проблем, но облегчает жизнь учителя, так как сократился объем рабочей программы и убраны те пункты, которые к реальной работе отношения не имеют, но их-то и приходилось выдумывать".
Анна Инютина, член Совета профсоюза, считает этот приказ серьезным достижением, но с рядом оговорок.
"Сомнение вызывают формулировки пунктов "предметная область" и "предметные результаты". Они очень широко сформулированы и очень далеки от реальности. Например, преподавание русского языка в современной школе ориентировано на усвоение детьми правил орфографии и пунктуации, а в описании предметной области для русского языка и литературы поставлены такие глобальные задачи, которые требуют и другой программы, и других, существенно больших, затрат времени на преподавание. Странно, что в документе не упомянута начальная школа. Получается, что педагоги этой ступени будут вынуждены работать по старым правилам - тратить много времени на составление рабочих программ с 8 пунктами? Еще одно пожелание для Минобрнауки: предусмотреть до 20% гибкости в тематическом планировании. Учитель - работа творческая. У детей могут быть разные интересы, было бы всем удобно иметь возможность провести уроки не по плану, не меняя программу".
Кроме того, такие ситуации как карантин в школе, когда дети не учатся до двух недель, также невозможно предусмотреть заранее.
Справка
Единые требования к содержанию рабочих программ учебных предметов, курсов (в том числе курсов внеурочной деятельности) установлены:
– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);
– пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578; зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020; вступает в силу 23 февраля 2016 г.).
Все перечисленные нормативные правовые акты размещены в справочно-правовой системе «Консультант».
Обновлено 22.03.2016 20:33
8