Учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль
Баева Любовь Ивановна
Работа с учащимися с ОВЗ (ЗПР) по развитию навыков общеучебной деятельности (мониторинг)
Система формирования навыков общеучебной деятельности у учащихся должна формироваться, начиная с начальных классов. Однако, учитывая особенности детей с ОВЗ (ЗПР), следует помнить, что такие навыки у этих детей формируются дольше, чем у остальных детей и перевод навыков в умения также требует большего времени отработки.
Следует чётко различать понятия «умения» и «навыки».
Умение — это готовность выполнять действие (А.В. Усова); способность выполнить работу качественно, в новых условиях и в определенные сроки (К.К. Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Педагогическая энциклопедия). Модификаций термина «умение» много. Эффективность выполнения действия - вот главное.
Навык - это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; действие, доведенное до автоматизма, то есть видимость выполнения «само собой» (там же). Имеется несколько определений понятия «навык», но суть содержания навыка - в смысле слов «автоматизм» (промежуточный результат формирования умения) и «автоматизированный» (конечный результат формирования и применения на практике).
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
формирование основ оптимистического восприятия мира.
В случае недостаточной сформированности этих умений у учащихся к началу второй ступени, что часто наблюдается у детей с ОВЗ (ЗПР), следует продолжить их развитие и закрепление.
Как итог ученики должны овладеть этими показателями на уровне навыков. Также овладеть навыками учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели, успешно их достигающими. Использовать результаты учения в социальной практике. Овладеть культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Уметь занять разную условную позицию в совместной деятельности.
А теперь основной вопрос – как этого достигать педагогу? Практика показывает, что действовать с детьми с ОВЗ (ЗПР) по следующему алгоритму:
Следует действовать при обучении любому учебному навыку в три этапа:
предлагается вариант работы, например, с текстом учебника, дается конкретный образец действия и все указания по его выполнению, например – озаглавить абзацы, составить схему или синквейн, составить план и т.п. В начале даётся какой-то один вид деятельности;
затем после выполнения задания, рассматриваются варианты выполнения работы учащимися, обсуждаются итоги, корректируются ошибки. Это умение в течение нескольких повторений переводится в навык;
в следующий раз также отрабатываем навык другого вида действий до доведения его до способности учеников пользоваться навыком на уровне автоматизма;
следующий этап – введение в образец задания по самостоятельному выбору учениками способа выполнения задания.
Таким образом, мы сможем действовать системно, и ученики смогут освоить набор учебных навыков. Затем применяем эту технику развития навыков к другим видам работ.
Для того, чтобы убедиться в том, что ученики освоили данные навыки можно предложить оценить самим ученикам уровень освоения навыков, используя их порфолио.
Мониторинг усвоения навыка целеполагания - самооценка
№ | Вопросы | Вид действия |
Озаглавление абзацев | Составление вопросов к тесту | Составление сисквейна к тесту | Составление плана текста |
-
| Я знаю, как выполнить это действие | 1 балл | 1 балл | | |
-
| Я умею выполнять это действие с помощью инструкции | 2 балла | 2 балла | | |
-
| Я умею выполнять это действие самостоятельно | 3 балла | 3 балла | | |
Примечание – таблица является примерной, виды действий могут быть иными, также таблица может быть продолжена
Мониторинг усвоения навыка целеполагания – оценка учителя
Характеристика уровней освоения навыков
ФИО учащихся | | | | | | | | | |
Уровни | | | | | | | | | |
1 уровень - Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности. Выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу. | | | | | | | | | |
2 уровень - Понимание и выполнение учебной задачи, поставленной учителем. Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Самостоятельная постановка учебных задач. Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому. Различение способа и результата учебной деятельности, осознанный поиск разных способов решения | | | | | | | | | |
3 уровень - Гибкость и мобильность учебной задачи и способов учебной деятельности. Выход из учебной деятельности в самообразование. Выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Использование результатов учения в социальной практике. Овладение культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Умение занять разную условную позицию в совместной деятельности | | | | | | | | | |
Сравнение самооценки учащихся и оценки учителя навыков планирования
№ | Вид контроля | Входной контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
Дата | | | | | |
ФИО ученика | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | |
Сравнение самооценки учащихся и оценки учителя
Входной контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя | Оценка ученика | Оценка учителя |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Уровни усвоения навыков учебной деятельности
1 уровень | Низкий уровень |
2 уровень | Средний уровень |
3 уровень | Высокий уровень |
Использованы источники:
http://festival.1september.ru/articles/631169/
http://talskol.ru/formirovanie-regulyativnyx-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-u-uchashhixsya-s-ovz-v-usloviyax-inklyuzivnogo-obrazovaniya/
Айсмонтас Б.Б., Педагогическая психология, М., Владос Пресс, 2002
Баева Л.И. «Рефлексивная модель развития субъектности учащихся на уроке», 23.03.2015 г. http://multiurok.ru/aramil-biologiy/files/rieflieksivnaia-modiel-razvitiia-subiektnosti-uchashchikhsia-na-urokie.html (система отработана автором и представлена на различных уровнях)