СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Размышления о воспитании..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Платона. Он так писал много веков назад: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место»

О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Платона. Он так писал много веков назад: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место»

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Размышления о воспитании..."»

Размышления о воспитании

О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Платона. Он так писал много веков назад: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место». А теперь слово Сократу, знаменитому учителю Платона: «Если бы народ смог ценить только учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным». Можно вспомнить и более современного автора К.Д.Ушинского: «Воспитатель сознает, что его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия.

Каждый век нашей истории заканчивался трудно. Не было ни одного периода, ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны, не происходили массовые убийства, захват заложников, не велась бы борьба за власть, за превосходство, за наживу, за место в обществе путем обмана, лжи, хитрости, коварства, лести.

Каждый новый век начинался с надеждой на то, что он будет лучше. Так и сегодня. Я не теряю веры в нашу страну, но пока все очень непросто. Через 10-20 лет нас сменят наши дети, которые были четверть века, начиная с 90-х годов, брошены. В погоне за «сытой жизнью» про них забыли. Результат налицо: резкое падение уровня воспитанности и духовности современной молодежи, слепое идолопоклонство, вандализм, жестокость, преступность, наркомания, проституция, алкоголизм уже среди детей и подростков. Прав Я.А.Каменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».

Постепенно в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением сложилось разное представление о человеке и его предназначении в жизни. Произошла переориентация целей и ценностей, расслоение целей людей и общества. Совершенно неважными оказываются пути получения власти, богатства и могущества. Приоритетным являются их реальное обладание. Воспитание детей в таких условиях усложнилось. Встал вопрос – как и какие жизненные принципы заложить в душу ребенка?

Раньше эта проблема решалась просто: «сверху» задавались идеологические установки, по которым вырабатывалась четкая программа деятельности, маршрут, по которому следовало «дружно и весело шагать». Существовала и жесткая структура контрольных органов, не позволяющая никому «сбиться» с правильного пути.

Сегодня все иначе. Нет установок, нет единой программы, нет жесткого контроля. Но самое страшное – нет идеалов, без которых воспитание не может существовать как целенаправленный процесс.

Многие ставят сегодня вопрос и так: «А надо ли вообще сегодня заниматься воспитанием, руководствуясь идеей о том, что воспитание – это насилие над личностью ребенка, что школа должна быть сугубо обучающим учреждением и ограничиваться образовательной деятельностью?» Такие мысли очень вредны!

Воспитание и обучение – две важнейшие взаимосвязанные функции современной школы. С незапамятных времен школа рассматривалась как учебно-воспитательное учреждение, которое обучая, воспитывает, а воспитывая, обучает детей, формирует их мировоззрение, учит воспринимать окружающий мир во времени и в пространстве, помогает познать самих себя, найти свое место в интенсивно меняющемся мире.

Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, человечности, доброты, не сформировать любознательность, принципиальность, деловитость. Вместе с тем школа может сформировать эти чувства и качества, но не дать современного образования. Важно неуклонно повышать воспитывающий характер обучения и образовательный эффект воспитания. Именно эта идея заложена в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Мы сетуем, что материально-технические условия не соответствуют требованиям стандарта, что мы не готовы к его осуществлению, но медлить уже нельзя. Реформы образования итак затянулись, а ребенок растет, он не может ждать, когда будут созданы эти условия.

Сегодня каждая образовательная организация должна создать такую воспитательную систему, которая помогла бы ребенку смело войти в эпоху нового разума и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек легко адаптируется в современном мире, реализует свои возможности и вносит вклад в развитие человечества.

Создаваемая система должна быть хорошей, разумной и действенной. Всегда следует помнить, что природные особенности человека и особенности, вызванные воспитанием, взаимосвязаны в том смысле, что плохие природные особенности могут быть сглажены в процессе разумного воспитания, а результаты негодного воспитания особенно проявляются в тех воспитанниках, которые имеют дурные природные задатки, что в итоге приводит к асоциальному и аморальному поведению людей.

Цель воспитания подрастающего поколения, определенная новым стандартом, а именно формирование свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, была сформирована еще в глубокой древности. Для ее реализации необходим не односторонний, а широкий подход к личности ребенка, что означает не просто соединение отдельных сторон и качеств личности, а их органическое единство и целостность бытия, сознания и самосознания. Целостный человек – это человек думающий, творящий, общающийся, играющий, чувствующий.

Полезна и интересна идея французского педагога Селестена Френе о том, что цель воспитания – максимальное развитие личности. Френе дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый воспитатель должен соотнести с конкретными условиями, но мера эта должна быть всегда максимальной. Процессом развития личности необходимо умело и профессионально управлять. Вот это грамотное и целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лиймете) и есть воспитание, которое, по мнению Рудольфа Зейделя, является «искусством сделать человека человеком в полном смысле этого слова». Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана и дома, и в школе соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства» (И.Д.Демакова).

Итак, цель воспитания во все времена оказывается есть и была одна. А ценности? Может и они одинаковые во все времена? Приведу всего лишь три древние мудрости американских индейцев:

- Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, - только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

- Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.

- Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

Оказывается велосипед-то изобретать не надо. Надо просто обратиться к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками на протяжении всей истории человеческих цивилизаций – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Осмысление вечных проблем взаимоотношений Человека и Общества, Человека и Природы, Человека и Машины, категорий Добра и Зла, Истины и Лжи, Культуры и Красоты, проблемы Счастья и Свободы способно раскрыть индивидуальность человека, свое «Я» и дать возможность полноценного существования в окружающем мире. Несомненно, велика роль самого воспитателя. Главные из них – родители. По мнению Ю.А.Конаржевского, «современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических отношений». Чтобы вернуть главную роль воспитания семье, в новом Законе «Об образовании в РФ» в статье 44 (п.1) прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся … обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Настоящее материнство и отцовство – это труд души и только потом рук.

Родители должны осознать, что с ребенком необходимо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

«С рождения до трех лет – ребенок твой Бог, с трех до десяти – он твой раб, с десяти лет – ребенок твой друг» (древнекитайская мудрость).

Второй институт воспитания – школа, где среди всех педагогов на первый план выдвигается личность классного руководителя. У него необычная миссия: не только воспитывать, но и направлять и руководить всем процессом становления личности ребенка и класса в целом, используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ. Это тяжелая ноша, это огромная ответственность, это профессионализм и щедрость души. Этому нельзя научиться ни в одном педагогическом институте. С эти надо родиться.

Дети – источник вдохновения, и наш долг - дать им детство и научить жить во взрослой жизни, заняв в ней достойное место.

А закончить хотелось бы словами Ш.А.Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!