Эстетическое воспитание школьников средствами родной природы.
Я вынес из впечатлений моей жизни
глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное влияние на развитие молодой
души, с которым трудно соперничать
влиянию педагога.
К.Ф. Ушинский
Удивительный мир природы. Он встречает человека морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановится, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность, помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Строя свою «школу радости» на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи- к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Эстетическое воспитание- это создание определённого запаса элементарных эстетических представлений и знаний, без которых не может возникнуть интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их особенностям и качествам.
Эстетическое воспитание средствами родной природы ставит задачу формирования общественно-эстетического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способность творческого преобразования природы по законам красоты.
Педагогика предлагает нам различные методы ознакомления с родной природой: наглядные, словесные и практические.
Рассмотрим возможности наглядного метода знакомства с природой Крыма.
Это один из самых прелестных уголков, какие случалось мне видеть, только лучшие места Италии и Швейцарии могут выдержать с ним сравнение. Тут всё, что может дать счастливое сочетание в одном пейзаже голубого моря, диких скал и южной растительности. Виноград, оливки, миндаль, персики, пробковый дуб, кипарисы и даже пальмы растут на открытом воздухе. А какая масса дикого плюща повсюду!
( Н.Головкинский)
Давайте попробуем присмотреться к тому, что окружает нас в лесу, в горах, на море, отобрать те предметы и явления, которые помогут не просто заинтересовать детей, но сделать знакомство с миром природы- источником радости.
Внутри наглядного метода используем следующие приёмы: наблюдения, экскурсии в природу, возможности туристических походов. Наблюдения могут быть эпизодические (восход солнца над морем, вечерний закат в горах, цветущая миндальная роща и т.д.); можно выбрать какой-то уголок и наблюдать за изменениями в природе в разные сезоны года. Это помогает сформировать у детей материалистические представления о явлениях живой и неживой природы, увидеть и понять причинно-следственные связи этих изменений. Особенности жизни растений в течение одного солнечного дня наглядно могут показать «цветочные часы» К примеру, в шесть утра просыпается одуванчик, в восемь- вьюнок, в девять полевая гвоздика. Осот засыпает в десять утра, а гвоздика в час дня. В это же время одуванчик сжимает желтенькие цветы в зелёный «кулачок». Ещё пройдёт час- закроются маки, а около пяти часов вечера- незабудки. Подобрав, таким образом, растения можно устроить клумбу- часы у себя на участке.
Важно научитm не просто смотреть, но и видеть, понимать тайны природы. Красота природы затрагивает самые высокие струны души человека тогда, когда он сам питает к ней любовь, когда, наблюдая, он испытывает эстетическое наслаждение. Чем больше ощущений принимает участие в наблюдениях, тем полнее и ярче образы и явления, тем глубже эмоциональные переживания.
Положительное эмоциональное состояние питает такие человеческие чувства и состояния как радость, удивление, восторг, нежная грусть. Чтобы усилить эмоциональные состояния в процессе наблюдений в природе хорошо использовать художественное слово. Поэзия сама по себе- сильный фактор воздействия и вызывает изменения общего эмоционального фона, усиливая его.
Приедается всё,
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
B белую пряность акаций,
Может, ты-то их,
Море,
И сводишь, и сводишь на нет…
( Б.Пастернак)
Так наглядные и словесные методы, дополняя друг друга, помогают сформировать художественный вкус, положительное эмоциональное настроение, любовь к природе.
Познавательная деятельность в процессе наблюдений и экскурсий становится средством развития всех сторон личности: абстрактного мышления, чувственной сферы, нравственного потенциала личности.
Но важно воспитать не просто созерцательное отношение к природе, а деятельное. Роль красоты в воспитании нравственности, на мой взгляд, заключается в бережном отношении к природе, к историческим памятникам, связанным с природой Крыма, к боевому прошлому края; она развивает и укрепляет патриотические чувства, любовь к Родине.
Каждое такое воздействие на духовный мир ребёнка приобретает огромную воспитательную силу. Однако надо помнить, что человек сам должен творить добро и красоту, трудиться во имя добра и красоты.
Практическая экологическая деятельность различных молодёжных движений наглядный тому пример.
Нельзя воспитать гармонию души без гармонии педагогических воздействий. Поэтому педагог должен стремиться к тому, чтобы радость познания бытия окружающего мира органически соединялась с гражданскими чувствами, находила не только отклик в душе, но и в стремлении сделать этот мир ещё прекраснее. Родная земля становится безгранично дорогой, когда радость жизни сливается с чувством долга перед людьми отстоявшими эту красоту. Самому тоже хочется творить, созидать. В.А. Сухомлинский был прав: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания красоты окружающего мира…»
После экскурсии по Крыму мы снова и снова возвращаемся к увиденному и услышанному в долгих беседах по вечерам. Переживаем снова и снова
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня - и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.
Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет…
(Н. Заболотский)
Сами собой появляются предложения провести конкурс рисунков, написать рассказ, сочинить стихи, а затем переложить их на музыку.
Вечером, так хорошо на плато,
Ветерком нас обдувает, ребята.
Мы стоим, просто стоим и молчим.
Да и что же сказать, когда ветер с яйлы
Кудри мои теребит.
Красота нас окружает с тобой!
Как же нам на неё наглядеться.
Что ж ты друг, вдруг замолчал, ведь с тобой
Наши горы, ты знай, и только они
Нарушат наш покой
Мы уйдём от всей суеты городской.
Снова в мир, где всё так до боли знакомо.
Вечно нам бродить той далёкой тропой,
Где так хочется петь и увидеть вдали
Вершины нашей земли.
()Учащаяся 7 класса
Так проходит постепенно эмоциональная глухота детей. Это может стать следующей ступенькой в творческом развитии личности.
Целенаправленное педагогическое воздействие в процессе ознакомления с природой помогает ребятам открыть глаза на красоту родной природы, полюбить её. Что, в свою очередь, неразрывно связано со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом: ценностными ориентациями, мировоззрением, позитивной направленностью мотивационной сферы. Походы привили ребятам романтику преодоления трудностей, романтику поиска, задали высокий эмоциональный заряд. И это такие необходимые каждому человеку нравственные и волевые черты, которые будут нужны не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде. Как важно, чтобы музыка природы, стала музыкой души ребёнка, источником его духовной силы и красоты!