Жунусова А.Ж., Бражник В.
(СКГУ им. М.Козыбаева, Казахстан)
Использование исторического материала на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников на примере 3 класса
Проблема развития познавательного интереса в истории педагогической мысли начала зарождаться в рабовладельческом обществе. Древнегреческий философ Платон, рассуждая о процессе познания, говорил: «насильственно внедренное в душу знание не прочно, питай своих детей науками не насильно, а играючи», «кто познает, тот действует; то, что познаётся, испытывает действие». [8, с.148].
Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил, что надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм и интеллект, и гордость за свою страну и её достижения [1].
Среди задач системы образования, определёнными в «Законе об образовании» (27.07.2007), важными являются: создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других народов республики. А также обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности [2].
Эти задачи нашли свое отражение и в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы». Она указывает и на формирование в общеобразовательных учреждениях интеллектуально развитого гражданина. В «Концепции развития образования РК до 2015 года», в Государственном общеобязательном стандарте образования, в программе по математике для 1 - 4 классов одной из задач, стоящих перед образованием, является воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, интереса к учению, любви к своей Родине [3, 4,5,6].
Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Проблема введения исторического материала на уроках математики в начальных классах на сегодняшний день актуальна. Так как учителя 21 века все меньше применяют на своих уроках элементы истории математики. Они больше стараются рассказать и объяснить детям новый материал и закрепить старый. Педагоги забывают о том, что детям начальных классов очень интересны занимательные истории. Введение исторического материала на уроках математики в начальных классах необходимо. Ведь история математики выступает средством активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной педагогической науке Казахстана исследованию проблемы развития познавательного интереса учащихся посвящены исследования (работы) ученых Варенициной Э.И., Калмановой Д.М., Тажигуловой Б.М [7, 8,]. Они исследовали развитие познавательного интереса школьников средствами сказок, электронных учебников и межпредметных дидактических игр. Ученые Дарханов Н.А., Бектеньярова А.Р., Альмухамбеков Г.Е. освещают вопросы формирования интереса в аспекте развития познавательной деятельности школьников.
Как показывает практический опыт, исторический материал при проведении уроков математики почти не используется и более чем у половины учащихся 3 класса преобладает развлекательный - самый низкий уровень развития познавательного интереса, согласно результатам анкетирования 40 учащихся 3 класса, 10 учителей общеобразовательных школ г. Петропавловска.
С
целью развития познавательного интереса учащихся на основе исторического материала мы разработали следующие задания:
1. Казахский народ имеет богатую историю. Мавзолей Ходжи Ахмета Йассауи можно назвать чудом Казахстана. Он был построен по приказу великого завоевателя эмира Тимура на месте погребения Ходжи Ахмета Йассауи. Ширина мавзолея 45 м. Длина на 15 м больше ширины, а высота в 2 раза меньше длины. Найдите высоту мавзолея.
2
. В XIХ веке за одного коня давали 10000 тенге. Свадебный головной убор саукеле украшали драгоценными камнями, жемчугом, кораллами, золотом. Самый дорогой головной убор саукеле можно купить за 1 000 тенге. За сколько коней можно было купить саукеле?
3
. Юрта – переносное жилище кочевников. Это очень удобное и практичное жилье, быстро собирается и так же быстро разбирается. Решетка юрты (кереге) обкладывается циновками, а затем поверх циновок каркас юрты покрывается войлоком. Каждое полотнище войлока имеет длину 6 м, а ширина полотнища в 2 раза меньше, чем длина. Найдите площадь и периметр двух таких полотнищ.
Использование исторического материала на уроках математики были освещены в работах Медниковой Н.А., Ефимова В.Ф., Заболотных Т.А., Михайловой А.Я. Они доказали, что включение историко-познавательных сведений в образовательное пространство младшего школьника решает следующие методологические и педагогические задачи: 1. Установление диалектической взаимосвязи между историей страны, края, человечества и историей развития математики;
2. Раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса; 3. Углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету; 4. Активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеучебной работой учащихся, и приобщение их к самостоятельному добыванию знаний.
Таким образом, использование на уроках математики упражнений, содержащих исторический материал (из истории математики, об истории нашей страны и области), с успехом могут быть использованы для развития познавательного интереса учащихся.
Литература:
1 Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». – Петропавловск, 2012. – 175 с.
2 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2013 г.).
3 Государственная программа развития образования в Республики Казахстан на 2011- 2020 годы. – Астана, 2011. – 148 с.
4 Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 // 12-летнее образование. – 2004. – С. 30 – 31.
5 Математика. Учебная программа для 1 – 4 классов общеобразовательной школы. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 22 с.
6 Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан. Начальное, основное среднее, общее образование. – ГОСО РК. – Астана, 2012. – 24 с.
7 Вареницина Э.И. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами сказок: Автореф. дис…канд. пед. наук. – Алматы, 2007. – 24 с.
8 Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2005. – 408 с.