Развитие познавательных интересов учащихся
через экскурсионную работу
Фролова Е.Г.,
учитель истории и МХК, классный руководитель
МБОУ гимназии № 8,
г. Дубна, Московская область
В условиях существенных перемен в области политики, экономики и социальной жизни важную роль играет духовное развитие подрастающего поколения, что предполагает сохранение и развитие культурного наследия нашего народа. Среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено « развитие личности, формирование гуманитарных ценностей, толерантности, воспитания патриота и гражданина».
Одной из основ гуманитаризации образования служит принцип культуросообразности образовательных систем и технологий, который предполагает «максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение».
Исходя из всего сказанного, главным в деле воспитания я считаю воспитание человека культуры. Разделяя точку зрения профессора Е. В. Бондаревской, что ядром личности человека культуры является субъективность, в своей работе исхожу из того, что основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.
Моя основная задача – создание культурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов самореализации в культуре. Культура – цель, а не средство. Все, что совершается в этой жизни, имеет целью развитие человеческой культуры. Во всяком культурном кладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому особенно ценное. И помочь каждому ребенку увидеть это, понять и принять – моя задача.
Эту основную задачу, я реализую как учитель истории и МХК и как классный руководитель. Став классным руководителем, я поставила перед собой 3 главные задачи:
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей самореализацию каждого ребенка.
Воспитание познавательных и других позитивных интересов у школьников.
Формирование эмоционального начала, способности испытывать удивление, восхищение, радость от увиденного, а также сочувствие, сопереживание, доброту.
Вот такими пришли ребята ко мне в 5 классе. Класс был скомплектован на базе двух классов, поэтому предстояла большая воспитательная работа по формированию классного коллектива. В реализации этих задач одним из
главных направлений моей работы стала организация экскурсий, так как я считаю, что проблемы образования и воспитания, ограничиваясь только уроками, решить нельзя. А экскурсионная работа, системно организованная и сориентированная на программный материал учебных курсов, позволяет эффективно решать эти проблемы. Вместе с тем экскурсионная работа позволяет широко использовать современные педагогические технологии, такие как частно-методические воспитательные технологии И.П. Иванова, А.И. Шемшуриной, локальные воспитательные технологии Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюкова. В нашем классе ведется летопись, куда ребята записывают свои впечатления о тех событиях, которые с нами происходят. В классе выбран летописец, который отвечает за ведение этой работы, но и другие ребята вносят свой вклад в ее создание. Бывает сразу несколько репортажей об одном и том же событии. Ребята пишут о многообразных чувствах, испытанных ими. Это чувство радости, удивления, вдохновения, удовольствия. Чем богаче и сложнее воспринимает окружающий мир ребенок, тем ярче его индивидуальность. Конечно, самые яркие впечатления оставляют поездки.
Все экскурсии я бы условно разделила на 2 категории: предметные и мировоззренческие.
Предметные экскурсии
Учебно-воспитательные задачи заключаются в формировании:
Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных традиций) и в том, что жизнь – высшая ценность бытия.
Социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.
О
бразовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Задачи реализуются по следующим направлениям:
Историческое направление:
За 5 лет учебы мы с ребятами побывали в разных музеях и городах. Традиционным стало посещение Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Интересной была поездка в Музей искусств народов Востока, Дмитровский Кремль, Московский Кремль и Оружейную палату, Сергиев Посад, Углич, Псков.
Искусствоведческое направление:
Т
ак как в классе 3 года велся особый предмет МХК то большое внимание, я уделяла изучению искусства. Традиционными стали поездки в Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Мы прослушали лекции на темы: «Средневековая культура», « Зарубежное искусство (от Возрождения до XVII века)», «Импрессионизм», «Иконопись», «Русская портретная живопись XVIII века», «Русское искусство XIX века», «Основные направления зарубежной живописи XX века».
Общеобразовательное направление:
Стремимся расширять свой кругозор и по другим предметам. Познавательным было посещение Политехнического музея. Мы узнали об истории фотографии, посетили зал голографии, узнали много интересного в зале игровой физики. Очень запоминающимся было посещение Палеонтологического музея.
Мировоззренческие экскурсии.
Учебно-воспитательные задачи заключаются в формировании у ребенка:
1. Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
2. Экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.
3. Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых «простых норм нравственности», а также высших социально-нравственных качеств.
4. Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.
Э
ти задачи реализуются по следующим направлениям:
Краеведческое направление.
Начинали мы экскурсионную работу с посещения музея нашей школы и городского краеведческого музея. Но где бы мы ни были, мы старались познакомиться с историей этого края. Это и Талдом, Кимры, Дмитров, г. Мышкин (музей быта).
Профориентационное направление.
Интересной была поездка в Конаково на фаянсовый завод и рыбное хозяйство. А в Кимрах на экскурсии «В гостях у сапожника» ребята не только узнали о сапожном ремесле и подержали в руках старинные сапожные инструменты, но и, разделившись на 2 команды: покупателей и продавцов, устроили торги. Эмоций было море. Очень запоминающимся было посещение Дома ремесел в городе Мышкин, где нам показали процесс изготовления различных изделий от начала до конца. Мы увидели работу кузнеца, токаря и гончара.
Гражданско-правовое направление.
О
чень познавательным было посещение Дубненского УВД, где нам рассказали, как снимают отпечатки пальцев и составляют фоторобот преступника. А в питомнике показали работу служебных собак: поиск взрывчатых и наркотических веществ, задержание преступника.
Экологическое направление.
В Талдомском заповеднике «Журавлиная родина» нам повезло увидеть, как журавли готовятся к отлету. Мы наблюдали, как они сбиваются в стаю, и, выстроившись в клин, отправляются в теплые края.
Художественно-эстетическое направление.
Т
ак как самая дорогостоящая часть поездки это оплата автобуса, да и ехать в Москву ради одного часа в музее очень неэкономично, я стремлюсь сочетать экскурсионную работу с посещением театров. Мы посетили МХАТ им. Горького, театр им. Моссовета, дельфинарий, цирк, Кимрский театр. А еще мы открыли для себя удивительный театр, театр теней, маленький, по-домашнему уютный, в нем не бывает много зрителей. И когда мы приехали целым классом, к нам отнеслись, как к дорогим гостям. Для нас организовали экскурсию по театру, а в антракте провели за кулисы и показали, как работают куклы. Было очень интересно.
Проанализировав свою работу, я бы выделила следующие технологические принципы, они составляют основу моей концепции воспитательной работы.
Основные принципы экскурсионной работы:
1. Принцип развития – нацеленность всех компонентов и средств педагогической деятельности на процессы развитие и саморазвитие личности.
Для меня любая поездка не развлечение, а средство воспитания, способ создания условий для самореализации ребенка в получении знаний, в общении со сверстниками, в приобретении различных навыков. Например, когда мы учились в 5 классе, был объявлен субботник по уборке территории. Класс, наиболее отличившийся, награждался бесплатной поездкой в Москву на автобусе. Наши ребята приняли активное участие в этом мероприятии. Был даже составлен график участия в уборках. Мы старались изо всех сил, и наградой стала поездка в Палеонтологический музей. Она произвела такое большое впечатление, что в нашей летописи появилось 3 репортажа об этом событии.
В
ыдержка из летописи
«…Все началось с генеральных уборок, которые проводились в нашей школе. Безусловно есть лидеры…Но работали все. Трудно было с инвентарем со временем. Елена Геннадьевна несколько раз повторяла фразу: «Хотим ли мы бороться за бесплатный автобус?» И мы его выиграли…»
2. Принцип системности – развитие творческой личности в целостном интегрированном педагогическом процессе.
В
икторина по Древней Греции
Прежде чем ехать в музей, мы изучаем материал на уроках истории и МХК. Во время экскурсии ребята учатся слушать с блокнотом, записывая интересные факты, которые хотели бы запомнить. После экскурсии они составляют 3-5 вопросов с ответами. Это обеспечивает более внимательное прослушивание лекции, а при составлении вопросов ребята учатся четко и конкретно задавать вопрос. В дальнейшем я использую эти вопросы на обобщающих уроках и внеклассных мероприятиях, которые провожу в виде викторин, аукционов, умников и умниц, КВНов. Таким образом, ребята четырежды прорабатывают данный материал, обеспечивая более прочное его усвоение.
Аукцион по теме «Зарубежное искусство XX века»


3. Принцип нравственности (взаимоуважения) – формирование адекватного поведения в общественных местах.
Я
В дороге время не теряем
заранее даю ребятам задание придумать себе на время поездки самое тихое занятие. В автобусе устраиваются тихие игры, практикуем игры в молчанку, тихий час. Ведь наша задача приехать на экскурсию бодрыми и полными сил, так как нам предстоит работа (урок) в музее. Я обращаю внимание ребят на то, как они стоят у экспонатов или витрин во время экскурсии, использую прием «широкого полукруга», тем самым стараюсь приучить их заботиться не только о себе, но и о тех, кто находится рядом. У нас в классе был мальчик очень маленького роста. Я не раз наблюдала, как ребята, замечая, что ему плохо видно, старались пропустить его вперед. И так было не только по отношению к этому ребенку.
4. Принцип устойчивых связей (гарантии интереса).
Успешность экскурсии во многом зависит от экскурсовода. Если это человек эмоциональный, умеет удержать внимание ребят, втянуть их в общую работу – значит, вам повезло. Я стараюсь устанавливать личные контакты в тех музеях, где мы часто бываем. Поэтому в Третьяковской галерее и Пушкинском музее у нас есть «свои» экскурсоводы. Я заранее звоню и оговариваю с экскурсоводом все вопросы, поэтому знаю, к кому везу детей и что ожидать от экскурсии.

5. Принцип экономии финансов предполагает создание благоприятных условий для поездок детей из малообеспеченных семей.
Я
Мы у Дельфинария
уже говорила, что поездка по нынешним временам дорогостоящее удовольствие, и я стремлюсь не только использовать возможности поездки по максимуму, соединяя посещение музея и театра, но и в целях удешевления поездки я не обращаюсь в турбюро, а стремлюсь организовать все своими силами. Это трудоемкий процесс. Без помощи родителей я бы со всем этим не справилась. Нужно «состыковать» музей и театр, рассчитать время и расстояние, выкупить билеты, оформить заказ на автобус.
6. Принцип участия родителей. Координация усилий всех взрослых, влияющих на становление личности каждого ребенка.
Р
одители не только ездят с нами в поездки в качестве гостей, но и берут на себя решение некоторых вопросов, предлагают свои маршруты, и даже организовывают некоторые поездки. Совместные поездки родителей со своими детьми позволяют им увидеть своих детей с другой стороны и во многом способствуют разрешению проблем «отцов и детей». Я иногда специально приглашаю некоторых пап в поездки. Как правило, поездки планируются в семьях. В некоторых родители дарят поездки своим детям в качестве подарков ко Дню рождения или на Новый год. Таким образом, приятно отметить, что родители понимают значимость экскурсионной работы и поддерживают меня во всем.
7. Принцип ответственности – развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом через порученное дело.
Во время поездки я перекладываю часть ответственности на плечи детей, даже если с нами едут родители. Делю ребят на группы и назначаю ответственных на время поездки, во время передвижения назначаю возглавляющего колонну и замыкающего. Перед сменой направления мы останавливаемся, и ответственные проверяют наличие всех на месте. Таким образом, мы вовремя замечаем возникающие проблемы и никого не потеряли. Особенно это важно, когда с нами едут ребята из другого класса, да еще, если младше по возрасту. Кто-то из них отвечает за свою группу, кто-то из учеников моего класса - за всех младших. Когда ребенок отвечает не только за себя, а за кого-то еще, это значительно повышает его статус, формирует чувство ответственности.
8. Принцип рефлексии – создание благоприятной среды и комфортного психологического климата в классе.
Мы анализируем любое событие. У нас привычка делиться впечатлениями. Я обязательно отмечаю все положительное, что было замечено: активную работу в музее, собранность, дисциплинированность, а главное, хорошие поступки по отношению друг к другу. Когда ребята были маленькие, я сама организовывала это с помощью игрушки, которую пускали по кругу. И каждый рассказывал о своих чувствах и переживаниях во время поездки. А теперь они сами с удовольствием делятся впечатлениями. Таким образом, осуществляя рефлексию, мы способствуем формированию адекватной самооценки и комфортного психологического климата в классе.
Выдержки из летописи
«…Ты просто не веришь, что здесь когда-то жили люди другого времени…Пианино, шкафы…хранят верность хозяину. Мы увидели мундиры, скульптуры, жилище мастера-сапожника. Но тут оно особенное – настоящее…»
«…Мы обязательно вернемся в Кимры, потому что мгновенья там – это миг, который должен повторяться чаще…»
«…В цехах завода мы увидели рабочих. Их труд очень тяжелый…Как хочется, чтобы руководство завода смогло бы облегчить труд рабочих, сделав их труд более автоматизированным, а условия труда более подходящими. Ведь на Конаковском заводе работают настоящие мастера своего дела…»
«…Викторина прошла интересно и весело. Победила команда Светы, но команда Димы выступила не хуже, просто им не повезло. Мы считаем, что победила дружба, как всегда…»
9. Принцип погружения в эпоху – возможность рассмотрения темы с различных сторон позволяет создать более полный образ эпохи, страны и почувствовать себя в ней.
К
Писец собирает налоги
огда материал по данной теме изучен полностью, проводится КВН по принципу коллективного творческого дела. Методика разработана И.П. Ивановым. Это большое мероприятие, которое проводится после уроков. Дети делятся на команды, выбирают капитанов, придумывают эмблему, девиз, готовят домашнее задание (сценки), делают декорации и костюмы, репетируют, для этого им приходится собираться не только в стенах школы, но и у кого-нибудь дома. Подключаются родители. Так, когда мы проводили КВН по Древнему Египту, нужно было придумать сценки из жизни древних египтян, и огромную помощь в этом оказали родители.
1
0. Принцип творчества – развитие образного мышления в процессе приобщения к художественно-эстетическим ценностям.
Т
Одиссей угощает Циклопа вином
ворческая деятельность тесно связана с эмоциональным развитием ребенка, с его познавательной деятельностью, речью, игрой. Способность искать, фантазировать, принимать решение - все это пригодится в будущем, даже если по роду своей профессиональной деятельности человек не будет связан с искусством. Поездки в музеи и театры не прошли для нас даром. Мы и сами старались поставить театрализованные представления. Так, например, при проведении КВНа по теме «Древняя Греция» мы поставили отрывок из поэмы Гомера
«Одиссея».
11. Принцип «роста» – возможность открывать по мере взросления все новые и новые стороны культурного богатства.
Традиционными стали поездки в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, но, посещая один и тот же музей с разной целью, я всегда оставляю свободное время, чтобы ребята могли пройтись по всем залам. Возвращение в любимый музей позволяет школьнику, с одной стороны, увидеть себя во времени, почувствовать изменение своего «Я», а с другой стороны - понять насколько неисчерпаемы и безграничны возможности нашего познания. Меня радует, что ребята из класса используют любую возможность, чтобы поехать в поездку: с другим классом, с другим учителем, с родителями. Они испытывают потребность: делиться полученными знаниями, эмоциями, впечатлениями.
Выдержка из летописи
«…Недавно в нашем городе проходила выставка восковых фигур из Санкт-Петербурга. Я посещала ее два года назад, когда ездила к бабушке. Честно говоря, тогда выставка мне не понравилась. Но сейчас все было другим. Мадам Тюссо и Гарри Поттер, Мерелин Монро и Розенбаум были как настоящие. Казалось, что они вот-вот спросят меня о чем-нибудь…»
1
2. Принцип социальной значимости – организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
Так, например, после поездки в Псков была проведена для старшеклассников беседа по материалам экскурсий с показом фотографий. Каждый ученик рассказывал о том историческом месте, которое ему больше понравилось или запомнилось.
А
некоторые мои ученики на протяжении нескольких лет принимают участие в работе школьного музея. Они не только помогают собирать и оформлять материал по истории нашей школы, но и самостоятельно проводят экскурсии для учеников. Особенно хочу отметить, что в рамках празднования 50-летия города ребятами была проведена большая работа. Ее итогом стала книга о первой учительнице ребят из нашего класса – Поляковой Валентине Георгиевне.
Директор одной из Московских школ, В.П. Караковский, считает, что основу содержания воспитания определяют общечеловеческие ценности: Земля – общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир, Человек.
Я задумалась, а каково отношение ребят моего класса к этим ценностям.
Проведенное мной исследование выявило, что у большинства учащихся в классе сформировано положительное отношение к основным общечеловеческим ценностям. А, проанализировав диаграмму, выяснила, что отрицательные результаты как раз дают те дети, которые очень редко ездят с нами в поездки.
Отношение к общечеловеческим ценностям

Полученный исследовательский материал и выявленные тенденции дают возможность убедиться в том, что в процессе экскурсионной работы создаются условия для интеллектуального, психического и личностного развития учащихся
Я считаю, что, постигая культурные ценности окружающего мира, школьники убеждаются в неисчерпаемых возможностях творческой деятельности человека, в многообразии природного мира. Таким образом, можно сделать вывод, что экскурсионная работа органично связана с образовательной программой школы, она является культуросообразной и природосообразной. Это соответствует задачам гармоничного развития школьников.
Литература:
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. –Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.
Корикова Г.М., Кальметьева В.Х., Аминов А.М. Программы этнокультурного воспитания.// «Классный руководитель» №5, 2003.
Спепаненко Л.Н. Методика определения уровня воспитанности учащихся гимназии №1 г. Белгорода.// «Классный руководитель» №6, 2003.