Рефлексия методом «Три + один»
Николаенко Н.В.,
председатель ПЦК преподавателей
физико-математических дисциплин,
преподаватель
«Величайшие события в мире – это те, которые происходят в мозгу у человека»
Оскар Уайльд
В последние годы обязательным этапом урока по ФГОС является рефлексия. Наверно многие из нас несколько лет назад часто видели на уроках этот этап в форме изображения смайликов, или, когда преподаватель спрашивает обучающихся: «Понравился им урок?», а в ответ слышали «Да!». Итак, что же такое рефлексия и зачем она нужна на уроке? В словарях дается следующее определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. На уроке рефлексия помогает студенту не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся. Рефлексия неразрывно связана с целеполаганием (что оцениваю? как оцениваю? какие перспективы в работе?). При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся. Для чего нужна рефлексия? Если студент понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одногруппников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для студента, так и для преподавателя.
На различных этапах урока рефлексия существует в различных формах и приемах.
Рефлексия может осуществляться в устной (фронтальные или индивидуальные опросы) или письменной форме. Преподаватель может реализовывать методы рефлексии эмоционального настроения, рефлексии деятельности, рефлексии содержания материала.
Одним из методов проведения рефлексии может быть «три+один».
Студентам предлагается назвать три наиболее успешных момента своей работы на уроке и один, который бы они улучшили. Обучающиеся рассказывают о своих успехах на уроке, например, они смогли правильно собрать лабораторную установку, у них получился эксперимент, смогли выполнить правильно задание и т.д. Одновременно с этим обучающиеся проводят самоанализ по своей деятельности на уроке, все ли они смогли сделать, все ли получилось.
Этот метод можно использовать, как в фронтальной форме, так и в групповой.
На уроках чаще используется групповая форма. Если на уроке обучающиеся разделены на группы, то один представитель от каждой группы озвучивает мнение своего коллектива. Эта форма хороша тем, что студенты оценивают свое взаимодействие в малой группе, а так же затрачивается небольшое время на уроке.
При фронтальной форме каждый студент дает свой ответ, но, к сожалению, при этом затрачивается большое количество времени. Но, тем не менее, мы должны двигаться от групповых форм к индивидуальным, чтобы мы слышали мнение каждого обучающегося о его деятельности на уроке.
Круг использования различных форм и средств рефлексии, конечно, неисчерпаем. Организовывая рефлексию на своем уроке, педагог обеспечивает условия для создания целевого пространства (выбор ценностных ориентаций, утверждение собственной позиции). С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает преподавателю контролировать группу, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то, новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.
Список источников:
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Минск: Высшая школа, 2003.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – Минск: Высшая школа, 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.