Роль детской школьной организации
в развитии социальной адаптации,
конструктивного общения и творческого развития обучающихся:
опыт, проблемы, перспектива.
Максимова Марина Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ Гимназия №1 г. Балаково Саратовской области
Задачи школьной организации
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
Все массовые мероприятия направлены на творческое развитие детей. В процессе общего дела появляются единые интересы. Общее дело - мудрый воспитатель. Школьные мероприятия делают ребят мудрее, красивее, развивают их способности, воспитывают лучшие качества.
День гимназиста - первое серьезное мероприятие в жизни первоклассника. Воспитание любви к учебному заведению, где ты учишься, воспитание чувства гордости за звание гимназист. Первоклассник становится членом "Союза друзей". Предварительная серьезная подготовка сплачивает коллектив, привлекаются родители учеников. Дети знакомятся с Уставом Гимназии, с правилами поведения. Учат Гимн гимназии на уроках музыки. Символом нашей гимназии является Мудрая сова, которая ведет все гимназические мероприятия. В торжественной обстановке каждому первокласснику директором и Мудрой совой вручается визитная карточка, что не только волнительно, но и ребенок испытывает чувство гордости от сознания, что он школьник.
Для развития творческой и физически здоровой личности в нашей гимназии разработан и апробирован проект комплексной экологизированной игры «Страна ЛаДа». «Страна Лада» представляет собой экологизированную игру гимназистов начальной школы продолжительностью в 4 года.
Легенда игры. Волшебной страной Любви и Добра правит фея Лада. Жители страны строят свои города, удивительные и непохожие друг на друга. Кто из нас не мечтал очутиться в мире своих фантазий, мечты, волшебных снов детства. Этой страны нет на карте. Но она существует в нашем воображении. Гимназисты сами строят в ней города, украшают красивыми парками. В этой стране живут в согласии люди и звери, растения и птицы. И каждый день происходит множество чудес.
В качестве «города» выступает участок социальной среды ближайшего окружения – класс. Игра носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически организованную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелена на решение ряда педагогических задач.
Цель: стимулирование высокого уровня мотивации, интереса и эмоциональной включенности в школьную действительность.
«Детская цель игры»: построить свой город и стать его заботливыми хозяевами.
И первая задача….
Освоение учениками начальных классов школьной среды, сплочение классных коллективов.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою необходимость и потребность другого.
Действие комплексной игры «Страна ЛаДа» разворачивается в условном государстве, где классные коллективы – это города, а обучающиеся – их жители. Каждый город имеет все необходимые атрибуты государственности: название, государственный герб, флаг, гимн, структуру государственных органов власти и т.д. Города страны ЛаДа: Первоцветы, Радуга, Изумрудный, Индиго, Город Друзей, Чудная страна, Зеленый город, Звездный город и др.
Первый указ от хозяйки волшебной страны получают мэры городов. И начинается волшебное путешествие по стране Любви, Добра, Здоровья и Творчества!
Знакомьтесь! Город Изумрудный, его эмблема и герб.
Мои ученики - жители страны ЛаДа, были разделены по группам с учетом интересов, кто с кем дружит. Были команды: (поручения меняются через 1, а по желанию 2 недели) "Штурм", помощники учителя во время учебной деятельности, "Храброе сердце" -спортивные мероприятия, физминутки, отдых на переменах,
"Служба порядка"- уборка класса, порядок на рабочих местах, контроль за кулером и стаканчиками для воды, хранение инвентаря, чистота кабинета, внешний вид учеников, дежурство по классу, что тоже есть участие в общественном самоуправлении класса,
"Экологическая служба" - проветривание помещения, уход за комнатными растениями, оформление стенда, посвященного природе.
Команды возглавляют министры, которые избираются путем голосования на 1 год. Каждый министр отвечает за свое дело, за свое направление. У детей формируются организаторские способности.
Зачитан Указ о проведении Дня зарядки. Жители страны Любви и Добра надели спортивную форму и показали свою силу, ловкость, умелость, а ещё свои творческие способности. На Главном стадионе страны Лада «Здоровье» творческие находки демонстрировали жители городов, где зрители увидели замечательные комплексы весёлых физкультминуток. А в конкурсе «Звучат на стадионе песни» отлично подняли настроение всем участникам и гостям праздника! Оригинальные варианты комплекса упражнений весёлых зарядок и физкультминуток ребята использовали в дальнейшем на уроках. (Одним из полюбившихся мероприятий является День зарядки.)
Каждый город от Феи страны ЛаДа получает задание:
1 этап: (1 класс) открыть город, придумать название, герб, гимн, установить законы, по которым будут жить горожане. Слайд. Герб г. Изумрудный
2 этап: принять участие в Празднике Здоровья, конкурсе «Веселая физминутка».
3 этап: принять участие в театральном фестивале, выпустить афишу.
4 этап: принять участие в конкурсе «Эко-мода».
В "Страна Лада" умные, добрые и талантливые жители! Вместе они творят чудеса, воплощают мечты, создают красоту!
Приобщение к школьным традициям играет большую роль в становлении коллектива. Их можно назвать традициями микроклимата: они помогают создать атмосферу доброжелательного отношения к людям, заботы и помощи окружающим, общей радости и общих проблем. Праздники в начальной школе отличаются тщательной подготовкой с привлечением родителей, всегда интересны и познавательны. Участвуя в празднике, ребёнок имеет возможность проявить свой талант, способности, преодолеть комплексы, получить положительные эмоции, найти друзей. Примером таких школьных традиций являются следующие мероприятия:
Линейка, посвященная Дню Знаний
День гимназиста
Фестиваль семейного творчества
Новогодний праздник
Масленица
Итоговый праздник
Создание ситуации успеха
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е. создать ситуацию успеха. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.
На каждом этапе игры вручаются грамоты, дипломы, благодарности самым лучшим и активным ученикам.
Страна ЛаДа учит работать в команде. Помогает определить лидеров. Праздники и мероприятия способствуют формированию в детях ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности, способствуют сближению детей.
"Служба порядка", - "Служба экологии", - уход за комнатными растениями,
Направления воспитательной работы: Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное воспитание
Экологическое воспитание
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание
Социальное воспитание
Работа с семьей
И когда приходит время расставаться, я вижу, что мои ученики стали самостоятельнее, имеют своё мнение, проявляют активность. В такие моменты понимаешь, как важно не только учить, но и воспитывать детей. Посеянные семена обязательно дадут хорошие всходы. Для ребят не будет проблемой влиться в большой коллектив старшеклассников, стать продолжателями школьных традиций.