СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В статье "Роль индивидуальной и дифферецированной работы на уроках русского языка и литературы - путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя" представлен теоретический материал и примеры из опыта работы на уроках русского языка и литературы с обучающимися 6 и 11 классов.
Роль индивидуальной и дифференцированной работы –
путь к развитию творческого потенциала ученика и учителя.
Пожалуй, самой серьезной “болезнью” современной школы является ориентировка на “среднего” ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Такая позиция определяет инструктивность обучения: учитель не требует от ученика инициативности, творчества, самостоятельного поиска выполнения учебной задачи, а удовлетворяется добросовестным выполнением его указаний.
При таком построении процесса обучения ученик рассматривается как “объект” деятельности, то есть учитель старается подравнять учеников под “средние” показатели, сделать их одинаковыми. В этом случае ему “мешает” как отставание ребенка, так и “забегание” его вперед, полностью игнорируется темп обучения школьника, его способности и интересы. В результате ребенок не стремится высказывать свои сомнения или мнения, спорить, искать доказательства, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Одним из путей решения этой задачи является дифференциация обучения, рассматривающая как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса. Дифференциация обучения определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу “больше – меньше”, а по принципу “труднее – легче”.
Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательного, творческого потенциала учащихся, формирования умений исследовательской деятельности, на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Тенденции мирового развития предъявляют новые требования к учебному процессу. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, умения, навыки.
Учеными разработаны педагогические технологии, которые направлены на достижение данной цели. Большинство из них стремится приблизить процесс обучения к личности учащихся. Действительно, дифференциация обучения – важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса и творческого потенциала учащихся. Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести “центр тяжести” педагогического процесса на личность учащихся, на развитие его творческих качеств. Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему.
Учителя работы, изучив труды педагогов-новаторов, обмениваясь опытом, учителя убедились в том, что только путем активного сочетания различных форм работы можно достичь положительных результатов:
работа в парах, группах, индивидуальная работа с учащимися. Это позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся. Создать условия для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Прививает любовь к жизни, людям, своему делу на основе творчества и саморазвития.
При этом надо учитывать интересы и возрастные особенности учащихся.
Развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
В работе с одаренными детьми можно использовать материал повышенной сложности: задания на группировку терминов, сопоставление, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование результатов.
Формирование умений работы с информацией. Учителю нужно добиваться того, чтобы ребенок осознал значимость приобретенных знаний, умений, навыков, сумел применить их в жизни. Такой подход предполагает постоянное обращение к своему “я”, анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции.
Индивидуальные черты характера, тип мышления, особенности памяти. Учет познавательных способностей и склонностей учащихся, позволяет наметить для каждого ученика свою траекторию изучения материала. Разработка систем творческих, индивидуальных карточек-заданий.
Введение игровых приемов на уроке создает эмоциональный настрой, появляется заинтересованность ученика в усвоении учебного материала.
Важную помощь в индивидуализации и дифференциации учебного процесса, оказывают результаты психодиагностики. Различные тесты, разноуровневые задания, тренинги позволяют выявить способности и творческий потенциал ученика.
В современных условиях появилось много учебников, оформились программы, изданы тетради и атласы, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовывать полноценное и разнообразное обучение, развивает творческий потенциал ученика.
Формы творческой деятельности.
Одной из форм творческой деятельности является написание рефератов. Предполагается следующая структура работы:
1. Актуальность темы.
2. Вводная часть (новые, современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения на проблему в науке).
3. Основная часть (определение проблемы, критический обзор источников).
4. Заключение (основные выводы, результаты и личная значимость проделанной работы, перспективы продолжения работы над темой).
При защите школьного реферата используется дифференцированный подход. Каждый ученик может выбрать модель защиты реферата: классическую, индивидуальную, или творческую. Критерии успешной защиты реферата – умение ясно выражать свои мысли в устной форме, четко отвечать на вопросы по теме исследования, делать заключения. Вовлечение учащихся в этот творческий вид деятельности способствует связи обучения с жизнью.
Другая форма творческой деятельности – это творческий проект.
Учащиеся рассматривают разные способы работы с информацией, поиска, анализа, систематизации. Несомненно, в процессе работы, они приобретают навыки интеллектуального труда. Учатся сравнивать высказывания, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы. Работа над проектом активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли аргументированно, расширяет кругозор, формирует историческое мировоззрение, развивает творческий потенциал учащихся.
Структура исследовательского проекта:
1. Наличие проблемы
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Поиск и обработка информации по проблеме
4. Результат работы
5. Презентация продукта и его социальной значимости.
Ролевые игры.
Например: писатель, историк, литературный критик, читатель и др.
Развитие творческого потенциала учащихся в изучении литературы в современной школе состоит в том, чтобы развивать обучающихся способности к самостоятельному добыванию литературоведческих знаний и исследованию научных фактов; умений использовать полученные знания на практике; творческих способностей.
Художественное произведение - это материализованный творческий процесс, в основе которого лежит перевоплощение, творческая свобода и процесс восприятия. Для того чтобы постигнуть художественный образ и освоить его, необходимо с ним сжиться, попытаться взглянуть на мир глазами автора. А для этого необходимо развивать творческие способности.
Система целенаправленных творческих заданий позволяет не только развивать уже проявившиеся читательские способности, но и формировать их у людей, не владеющих навыками «диалога с текстом», вовлекать этих людей в «процесс сотворчества».
В настоящее время в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры встали проблемы защиты и сохранения русского языка, всемерной поддержки и развития чтения как инструмента повышения интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности россиян.
Родной язык и написанная на нем классическая литература являются духовной основой культуры русского народа, ведь, по словам К. Ушинского, именно «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина».
· в массовых изданиях идет экспансия низкопробной литературы;
· бездуховность общества выражается в небрежном, неуважительном отношении к родному языку и литературе;
· с начала 90-х годов происходит утрата традиций чтения, разрушение сложившейся годами коммуникативной культуры людей;
· в современной школе (на фоне сокращения в учебном плане количества часов на изучение словесности) происходит «отчуждение» языка от ребенка, угасание детского интереса к родному языку и литературе вследствие изучения «сухой» теории и свода правил.
Одна из первостепенных задач обучения учащихся в современной школе - это подбор образовательных технологий, методов, которые позволили бы учащимся научиться самостоятельно и творчески учиться и встраивать полученное в процессе обучения в свою жизнедеятельность.
Современный этап развития школьного образования отличается нестабильностью — появляются новые требования к качеству обучения. Поэтому в новых стандартах второго поколения приоритетными становятся формирование надпредметных компетенций и метапредметных результатов образовательной деятельности.
Решение этой практической задачи связано с развитием творческого потенциала учащихся при изучении литературы.
Цель: Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала ученика на уроках литературы
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
формировать навыки вариативного мышления;
учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы
способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
формировать у учащихся умения управлять творческими процессами
Развивающие:
развивать познавательную активность;
содействовать творческому развитию каждого ученика;
развивать творческое воображение;
развивать нестандартность мышления;
стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
развивать критичность и самостоятельность мышления
Воспитательные:
способствовать воспитанию социально – активной личности
создавать благоприятную атмосферу обучения и общения, вызывающих положительные эмоции.
Методы исследования:
Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.
База исследования:
Наличие компьютерного класса, мультимедиа программ
Ожидаемые результаты:
Непосредственный результат – сформированное творческое умение работать с информацией любого типа (учебником, текстом, иллюстрацией, Интернетом и т.д.).
Среднесрочный результат – умение ориентироваться в растущем объеме информации и находить нужное, умение творчески осмысливать, использовать полученную информацию творчески.
Долгосрочный результат – совершенствование творческого мышления, повышение творческого потенциала выпускника.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и творческих способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.
Решение этой практической задачи связано с развитием творческого потенциала учащихся при изучении литературы.
Творческое изучение литературы как предмета призвано решать одну из основных задач нашей сегодняшней школы – обеспечение условий для формирования разносторонне развитой творческой личности.
Творчество – неотъемлемая часть жизни, и источник творчества следует искать в природе самой жизни.
Творчество человека – многогранно, а творчество природы несравнимо шире человеческого, как в формах, так и в проявлениях. Эти два вида творчества обособлены друг от друга и довольно специфичны, хотя сущность их одна и та же. Это можно обнаружить в аналогиях между живыми организмами и средствами техники.
Все проявления творчества нас завораживают своей красотой и совершенством. «Нечто» нам может показаться расточительным или чрезмерным, но если нам удастся до конца проанализировать это «нечто», то в итоге мы останавливаемся перед простым и единственно целесообразным. Обнаруживается не только глубокая эстетичность, но и законченная функциональность. Это и есть общие для любого творчества критерии восприятия.
Но как не ошибиться в своем творчестве?
Суть педагогической технологии применительно к развитию личности состоит в создании ситуаций, которые обеспечивают востребованность личностных проявлений человека.
Основная цель создания психолого-педагогических условий развития творческого потенциала – признание самоценности личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей. Поэтому можно выделить следующие психолого-педагогические условия.
Так как процесс развития творческих способностей учащихся проходит поэтапно – от преимущественно теоретической подготовки до его реализации, то в процессе развития творчества можно выделить три этапа:
адаптационный этап развития творческого потенциала; (5 – 7 классы)
этап индивидуальной творческой работы; (8 – 9 классы)
этап совершенствования творческого потенциала. (10 – 11 классы)
На первом (адаптационном) этапе решаются следующие задачи: возбуждение интереса к творческой деятельности, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности, обучение навыкам работы с литературным текстом, развитие навыков организации творческой деятельности. Последовательность решения творческих задач на этом этапе строится так, чтобы побудить человека к действию, мобилизовать внутреннюю энергию его мыслей и действий. Психолого-педагогические словия первого этапа:
-целенаправленное развитие творческого потенциала ученика должно быть в числе первостепенных задач всего учебного процесса для подготовки к будущей профессиональной деятельности;
-выработка установки на развитие творческого потенциала в учебной и внеучебной деятельности;
- -развитие мотивации на всех видах уроков для того, чтобы ученики осознали важность развития творческого потенциала в учебной деятельности;
-создание проблемной ситуации, которая вызывает потребность в новой информации, определяет цели деятельности человека, побуждает его к рефлексии, т.е. выполняет роль «пускового механизма» творческого исследования;
-для создания благоприятной творческой атмосферы нужно поощрять независимость и самостоятельность, что способствует формированию «раскрепощенного полета мысли»;
-учитель передает свой творческий потенциал ученикам, творческий познавательный процесс диалогичен.
Дидактические условия первого этапа – их основная цель: создание таких условий, в которых ученик может почувствовать, ощутить потребность в развитии творческого потенциала.
активизация творческого потенциала с помощью исследовательского подхода к проведению занятий, введение тем, связанных с новыми перспективами литературы как школьного предмета, передовым опытом;
изложение материала с использованием приемов исследования, что стимулирует самостоятельность мышления;
применение на практических занятиях проблемных методов обучения, что вырабатывает и закрепляет практические навыки самостоятельной работы, развивает творческую самостоятельность, укрепляет интерес к предмету;
использование методов, создающих условия для творческой активности (дискуссий, творческих игр и т.п.) – всё это позволяет выработать навыки научной интерпретации, развивает умения применять на практике такие методы научного познания, как сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование;
упрощение процедуры непрерывного контроля знаний;
своевременное диагностирование уровня развития творческого потенциала и тенденций его развития
Целью этапа индивидуальной творческой работы можно назвать получение опыта исследовательской деятельности. На этом этапе идет разработка замысла творческой деятельности, его обоснование, ведется поиск способа воплощения замысла. Совершенствуются интеллектуальные способности личности - интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические.
Психолого-педагогические условия:
учебно-исследовательская работа вызывает, стимулирует интерес к познанию;
идет преемственность в совершенствовании знаний, умений, навыков исследовательской деятельности, а значит, и развивает творческий потенциал;
дифференцированный учет интеллектуальных интересов учеников, их личностных особенностей;
влияние учителя в форме творческого сотрудничества уже уменьшается, на первый план начинают выходить личностные особенности ученика.
Дидактические условия:
наличие творческой деятельности (выполнение индивидуального задания творческого характера, нестандартное выполнение учебного задания, использование знаний с новой точкой зрения и т.п.;
создание индивидуального пути развития личности;
увеличение доли рефлексивных творческих форм работы с целью повысить инициативность и активность ученика.
Таким образом, на втором этапе ученики уже вовлекаются в творческий поиск. Ребята выполняют задания, развивающие творческие умения. Выполнение исследовательских работ дает возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить «выработку» своего (личностного) знания, собственного мнения, концепции мира (мировоззрения), своего стиля творческой деятельности.
Совершенно очевидно, что целенаправленное формирование познавательных интересов резко повышает число учеников с высоким уровнем развития творческого потенциала. Это связано с тем, что ребята были включены в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулятором познавательного интереса, но и развивает потребность выявить проблему, разрешить возникшее противоречие.
Творческий потенциал личности невозможно развивать, не привлекая учеников к внеучебной исследовательской деятельности, обычно имеющей общественно значимый характер. Поэтому на третьем этапе у учеников пробуждается интерес к практической деятельности с выходом вовне, они овладевают умениями, позволяющими творчески подходить к предстоящей работе по профессии.
Основная цель третьего этапа (этапа совершенствования развития творческого потенциала) состоит в развитии самостоятельности, нестандартного мышления, формировании элементарных исследовательских умений, в привлечении к активному творчеству, имеющему уже общественно значимый характер, участию в различных литературных объединениях. На этом этапе ученики в соответствии со своими интересами и склонностями сами определяют цели, содержание и методику своей работы, т.е. занимаются уже исследовательско - творческой деятельностью постоянно.
Психолого-педагогические условия третьего этапа:
совершенствование форм научно-исследовательской работы;
развитие научных интересов, широкое творческое общение;
создание литературных обществ, кружков, салонов с целью развития умений самостоятельно и последовательно излагать и отстаивать свою научную позицию, выступать с докладами и сообщениями по полученным результатам своих исследований, а это очень ценно для развития творческого потенциала.
Дидактические условия:
результаты творческо-исследовательской деятельности находят выражение в рефератах, сочинениях и других работах;
в процессе выполнения творческих работ учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, изучением и анализом литературы. Выполнение письменных работ развивает творческие умения при определении целей и задач своей работы.
Для выполнения данных условий используется система средств, обеспечивающая углубление знаний, осознание их практического и социального значения. Создаются ситуации, стимулирующие инициативу и смелость в принятии творческих решений, критичность мышления, творческий потенциал.
Всё это позволяет выделить ряд достоинств такой технологии обучения: индивидуальный подход к итогам работы каждого ученика; возможность дифференцированной оценки всех видов работ; учет систематической и последовательной работы; контроль над усвояемостью материала; актуализация творческого потенциала в процессе обучения.
Полученные данные в процессе работы по данному направлению позволяют сделать следующий вывод: у ребят развиваются первоначальные навыки исследовательско-творческой деятельности, формируется позитивное отношение к ней, повышается уровень развития творческих умений и навыков, усиливается творческая активность ученика
Методика, изучая живое общение учителя и учеников, вдумываясь в достижения других наук (литературоведения, педагогики, психологии, философии, социологии, эстетики), стремится определить основные тенденции практической работы в школе, направить ее в русло, необходимое современному развитию нашего общества. И практика осваивает эти идеи, воплощенные в конкретные системы уроков, заданий, приемов. Конечно, настоящий учитель всегда пересоздает добытое наукой, чтобы лично присоединиться к тем истинам, которые он несет в класс. Дети не принимают от учителя чужого, взятого напрокат, не пережитого им самим мнения. Отношения литературоведения, методики и школьной практики достаточно сложны. Литературоведческий анализ выявляет историческую проблематику произведения и его художественное своеобразие в литературном процессе. Методика изучает читательские реакции учеников определенного возраста и поколения, выясняет, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, каковы основные пути усвоения этого содержания. Учитель опирается на работу литературоведа и методиста, но у него своя творческая задача: как сблизить с писателем этих конкретных его учеников, как «ударить им в сердце», как вырастить из них читателя. Разумеется, порой методист или учитель решает не только свои, но и литературоведческие задачи, но в принципе это не отменяет «разделения труда». Методический и учительский подход к анализу художественного произведения тесно связаны, но различаются как стратегия и тактика педагогического процесса, как деятельность актера и режиссера. Когда речь идет о том, эффективно ли мы используем огромное духовное богатство культуры, достаточно ли органично связываем в сознании учеников искусство прошлого и нашу современность, нельзя не обратиться к живой практике школы.
Образовательная технология развития творческого потенциала учащихся выглядит следующим образом:
система
стратегий методов приёмов
направленных на развитие творческого потенциала у учащихся.
Все приемы обоснованы с точки зрения психологии человека:
Модель урока.
|
|
|
|
Далее идет сам процесс творчества.
Стадия рефлексии предусматривает суммирование и систематизацию полученного результата. Автор вырабатывает собственное отношение к изучаемому материалу. Анализ личных творческих итогов составляет главную
Важно научить работать учеников с различными видами информации (текстами учебника, с документами, с иллюстративным материалом и т. д.). Приемы работы с текстовым и иллюстративным материалом:
Объяснительное и комментированное чтение текста.
Ответы на вопросы по тексту.
Беседа по тексту.
Подбор доказательств к уже сформулированному выводу.
Сопоставление двух текстов.
Работа над формулировками, выводами.
Метод развития творческого потенциала можно использовать во всех типах уроков: комбинированном, вводном, изучении нового материала, обобщения, урок – контроля, урок совершенствования знаний, уроке применения знаний, и в таких формах урока как урок-лаборатория, семинар, практикум (выполнение творческих заданий, написание творческих работ, защита проектов, нетрадиционные уроки), урок – конференция. Формы организации учебной деятельности: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные.
Формы межгруппового общения:
совместно-индивидуальная;
совместно-последовательная;
совместно-взаимодействующая
Уже при анализе форм групповой работы , мы видим, что её характеризуют следующие черты:
- деятельностная черта - процесс познания предполагает вовлечение учащегося в активную творческую деятельность;
- интерактивность - активное взаимодействие обучающего и учителя;
- рефлексивный аспект – постоянное размышление ученика о субъективном опыте, его анализ и самостоятельная постановка цели.
- выход учащегося на индивидуальную образовательную траекторию с последующим самоопределением.
В качестве примера рассмотрим урок «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» в 6 классе
Урок «Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова» в 6 классе
Этот урок был необычен тем, что всем учащимся было предложено готовить его самостоятельно, по группам. Таким образом, помимо основной цели урока: обобщить знания о жизни и творчестве поэта, знания по теории литературы. Мною были поставлены задачи: развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, углубление навыков выразительного чтения. Группами готовились следующие задания: выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова и готовность ответить на любой вопрос по теории литературы и по жизни и творчеству поэта; жюри должны были подготовить самостоятельно задания и вопросы для конкурсантов; художники – организовать выставку иллюстраций к произведениям.
Цели урока:
Образовательная: создание условий для усвоения учащимися литературных фактов жизни и творчества Лермонтова.
Познавательная: развитие способности выделять главное и второстепенное, ранжировать информацию по значимости, самостоятельно формировать запрос на необходимую информацию;
Развивающая: развитие творческого мышления.
Воспитывающие: воспитание активной жизненной позиции, ответственности за получаемые знания, креативость, формирование коммуникативных и творческих навыков.
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ
Участники: пять учащихся-конкурсантов
Ведущий: двое учащихся (поочередно)
Жюри: пять учащихся.
1 КОНКУРС "Глубокий и могучий дух! Чудная натура!”
Так о М. Ю. Лермонтове отзывается В. Г. Белинский. Мы внимательно изучили его жизненный путь – такой короткий, но такой яркий. Условия этого конкурса: конкурсантам предлагается поочередно отвечать на два вопроса о жизни и творчестве поэта. За каждый правильный ответ конкурсант получает один балл.
I. Вопросы о жизни поэта
Годы жизни поэта (1814-1841)Где прошло его детство? (Село Тарханы) С кем рос Миша Лермонтов? (С бабушкой Е. А. Арсентьевой)
Во сколько лет он поступил учиться и куда? (В 13 лет в московский пансион) Во сколько лет он начал писать стихи? (В 14 лет)
II. Вопросы о творчестве поэта
О чем эти строки поэта? “Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть” (Поэт с отцом жили отдельно из-за бабушки) В чем выражалась ранняя гениальность поэта? (Способности к математике, рисованию, литературе, музыке, языкам) Почему он переезжает в Петербург? (Уход из университета, поступление в школу подпрапорщиков) За что его ссылают на Кавказ и в каком году? (Стихотворение “На смерть поэта” 1837г.) С чем связана его вторая ссылка на Кавказ? (Дуэль 1840г.)
2 КОНКУРС “Конкурс чтецов”
Выразительное чтение конкурсантами выбранных стихотворений. Оценивается конкурс по пятибалльной системе.
3 КОНКУРС “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?”
В этих строках о парусе и надежда, и грусть, нет определенности. Так же, как и в жизни поэта. Следующий конкурс посвящен мотивам лирики Лермонтова, а так же попробуйте определить микротемы и основную тему стихов.
Образец:
|
|
И свежий лес шумит при звуке ветерка И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка
|
|
| |
| |
|
Вывод: все темы данной строфы рисуют мир природы.
Участники работают каждый со своей строфой. В это время учащиеся прослушивают романсы на стихи Лермонтова, а жюри подводит итоги первых двух конкурсов.
4 КОНКУРС посвящен знанию теории литературы
Конкурсантам предлагается по одному вопросу и по двум заданиям.
Предлагаемые конкурсантам вопросы (2-4 балла):
Какие произведения называются лирическими?
Дайте определение понятия “инверсия” (её роль).
Дайте определение понятия “антитеза” (её роль).
Что такое “троп”?
Дайте определение “метафоры” (её роль в тексте).
И учащимся предлагаются задания, заранее подготовленные таблицы.
Задание 1. Определить литературные приемы, используемые М. Ю. Лермонтовым для создания настроения (2-5 баллов).
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Определите стихотворный размер и схему рифмовки.
|
|
|
|
|
|
5 КОНКУРС. “Наш словарь” (2-4 балла)
В поэзии мы попадаем в удивительный и многообразный мир слов. Но часто, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значение этих слов. Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых слов, встречающихся в выбранных вами стихах.
Первый конкурсант: “Парус” – слово “мятежный”.
Второй конкурсант: “Тучи” – “цепью жемчужною”.
Третий конкурсант: “На севере диком…” – “риза”.
Четвертый конкурсант: “Утес” – слово “лазурь”.
Пятый конкурсант: “Листок” – слово “странник”.
6 КОНКУРС. “Творческий”
Мы сегодня совершили еще одно путешествие в загадочный и завораживающий мир поэзии. Мы знаем, что лирические произведения создаются с помощью многообразных художественных приемов. В этом конкурсе вам предлагается проявить свои творческие способности. Используя яркие образные выражения, написать небольшие зарисовки на тему: “Зимнее утро”. При этом нельзя использовать шаблонные эпитеты: “яркое солнце”, “белый снег”, “голубое небо”. Конкурс оценивается от 2 до 5 баллов. Дерзайте!
“Когда я выглянула в окно, я увидела серебристое, белоснежное покрывало. Оно одело всю землю сверкающим полотном. Небо излучало фантастический лазурный свет. По нему бежали белые барашки-облака. Резким порывом ветра их отнесло в сторону гор.”
“Я вышла на улицу. Небо было чистое-чистое. Солнце светило мне в глаза и ослепляло. Лужицы покрылись тоненьким хрустальным ледком. Деревья утопали под белоснежной шапкой снега. Это было чудесное утро!”
“Когда мы вышли на улицу, светило ослепительное солнце. По бирюзовому небу плыли пушистые кораблики облаков. Везде: на деревьях, кустах, дорогах лежало белоснежное пуховое покрывало. С неба падали белые хлопья. Ветки деревьев казались хрустальными. Лед в лужах был до того прозрачен, что через него было видно воду”.
“Просыпаюсь я, встаю,
Вижу солнце и зарю,
И, как будто наяву, вижу сон я про зиму.
И, как будто, пух летит
На заснувшие деревья,
Белоснежные шапчонки замороженных осин.
Это все мое, родное!
Если ты захочешь это все увидеть,
Выгляни в окно!!!”
Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. В продолжение всего урока работает жюри по специально разработанной ими схеме (см. таблицу в конце текста).
Поздравляем победителя конкурса, набравшего максимальное количество баллов. А поощрительными медалями награждаются конкурсанты, набравшие большее количество баллов в том или ином конкурсе: “лучший чтец”, “знаток теории литературы”, “юный лирик».
В конце урока подводятся итоги урока, каждый ученик оценивает свою работу, как он работал на уроке, что уяснил для себя и что создал сам. И выясняется, что почти каждый ученик был на уроке и поэтом, и актером, и литературоведом, и актёром.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения: -по образовательным целям; -по уровням выполнения заданий; -по времени обучения, времени выполнения заданий; -по содержанию обучения; -по последовательности учебного материала; -по структуре учебного материала; -по подходам к обучению; -по видам учебной деятельности; -по способам применения заданий; -по оценке деятельности. Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее относительно однородные группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам. . Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:
1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
2. Наличие совокупности методов и приемов.
3. Проектирование и организация.
4. Наличие комфортных условий.
Технология дифференцированного обучения – это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся. Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников:
1.Отношение ученика и класса к учебе.
2.Направленность познавательного процесса.
3.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся.
4Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся. 5.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности.
Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся. Дифференцированное обучение помогает сделать образовательный процесс более эффективным, потому что исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается уровень мотивации. Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать. 4. Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении. Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1.Все ученики выполняют общее для всех задание;
2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность. Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса. Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий. Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.
Например, после изучения приставок ПРИ-, ПРЕ- проверила усвоение материала следующим образом: о значении приставки ПРИ- предложила рассказать слабому ученику, о значении приставки ПРЕ- задала вопрос ученику, посредственно занимающемуся, об особых случаях написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- вызвала рассказать сильного ученика. Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала. Здесь важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые. При подведении итога урока прошу сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить. Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным. 3.Дифференцированный подход при закреплении изученного. Тщательно продумываю задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие. Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки
Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении. Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой. Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем: 1.Все ученики выполняют общее для всех задание; 2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий.
. Виды дифференцированной помощи:
- Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
- Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
- Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
- Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
- Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
- Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений. - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке. -Указание правила, на которое опирается задание.
- Указание алгоритма выполнения задания.
- Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
- Объяснение хода выполнения подобного
Например, урок русского языка в 6 классе.
Тема: « Фразеологизмы»
. Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: 1. Познакомить с понятием «фразеологизм», учить отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся
4. Воспитывать культуру речи.
Оборудование: Доска, фразеологические словари русского языка, компьютерная презентация
Сообщение темы урока. (Новая тема объясняется всем)
- Прочитайте вслух предложения, записанные на доске.
Костя на субботнике работал плохо.
Костя на субботнике работал спустя рукава.
Маша, когда мама полола грядки, бездельничала.
Маша, когда мама полола грядки, била баклуши –
Одинаковы ли по значению предложения, записанные на доске? (Одинаковы) –
Какими словами они различаются? (Спустя рукава, била баклуши)
- Что теряется при замене названных вами слов? (теряется эмоциональная выразительность высказывания) –
Таким образом, в русском языке есть сочетания слов, которые по значению равны одному слову. Часто это значение не имеет ничего общего со значением слов, входящих в такое сочетание. Например, «бил баклуши» обозначает «бездельничал»: этого значения не имеет ни глагол БИЛ, ни устаревшее слово баклуши. Первоначально значение этого выражения – «раскалывать основной чурбан на баклуши (чурки) для изготовления ложек и других мелких изделий.» - Приведенные мною сочетания слов, равные по значению одному слову, называются фразеологизмами.
3.Изучение нового. - Откройте учебник на странице 46. Прочитайте, что называется фразеологизмом. (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.)
(Первого спрашиваю сильного ученика, затем задаю этот же вопрос слабому)
Далее при работе учащиеся делятся на 2 группы. Более сильные обучающиеся должны найти толкование 2-3 фразеологизмов и выписать их в тетради , более слабая часть работае над выполнение упражнения После самостоятельной работы учащиеся делятся друг с другом своими наработками.
- Прочитайте определение фразеологизмов про себя. - Вслух. (Фразеологический оборот (фразеологизм) — это устойчивое сочетание слов, имеющее целостное значение. Это целостное значение не выводится из значений слов, входящих во фразеологизм. Например, фразеологизм белая ворона имеет значение «человек, резко выделяющийся среди других людей, не похожий на них». Это значение вытекает не из слов белая и ворона, а из образа (наглядного представления) о птице, редко встречающейся среди обычных ворон, поэтому мы усматриваем сходство белой вороны с человеком, не похожим на окружающих. Фразеологический оборот не делится по смыслу на отдельные слова и поэтому является одним членом предложения. Фразеологические обороты обладают большими изобразительно-выразительными возможностями. Они служат для повышения выразительности речи. Многие из них относятся к разговорному стилю (намылить голову, важная шишка, филькина грамота и т. д.), многие употребляются в торжественной речи (вавилонское столпотворение, беречь как зеницу ока и т. д.). - Вы познакомились с двумя определениями фразеологизмов. Скажите, где определение более полное? (на странице словаря ) - Почему? (В нём подробнее рассказывается о фразеологизме, даётся больше примеров). _
Что вы прочитали в учебнике, чего не было в словаре
Индивидуальные задания сделали ребята , указав происхождение фразеологизмов, а другие нарисовали фразеологизмы, предложив одноклассникам угадать, что нарисовано, определить лексическое значение фразеологизмов. . Следовательно, основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». .
Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным например:
1. Совместная постановка цели, задач урока 2 Весь класс
2.Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа). 3 1,2,3 группы Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).
4 Весь класс Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение
5;1,2,3 группы Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).
6 1,2,3 группы Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.
7 Весь класс Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.
. 8 Весь класс Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)
9 1,2,3 группы Дифференцированное домашнее задание.
. На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
Работа на уроке русского языка при подготовке к ЕГЕ в 11 классе.
Вспомним основные типы односоставных предложений и их признаки.
Назовите основные типы односоставных предложений (Номинативные (назывные), определённо – личные, неопределённо - личные, безличные.) –
Какие односоставные предложения называются назывными? (Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в назывном предложении нет сказуемого. )
Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.)
2 группа - Прочитайте примеры назывных предложений, данные в статье программы. (Большая площадь в городе. В центре освещенный участок. Вот скамейка). 1 группа - Приведите свои примеры назывных предложений. - Какие односоставные предложения называются определённо – личными? (Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.)
2 группа - Прочитайте примеры определённо – личных предложений, данные в статье прграммы. (Хожу в театры, смотрю спектакли. Сидишь в зале и переживаешь за героев.)
1 группа - Приведите свои примеры определённо-личных предложений. - Какие односоставные предложения называются неопределённо – личными? (Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен говорящему, поэтому подлежащее в них отсутствует)
2 группа - Прочитайте примеры неопределённо – личных предложений, данные в статье программы. ( В дверь постучали. Здесь делают прививки от гриппа?)
1 группа - Приведите свои примеры определённо-личных предложений. -Какие предложения называются безличными? (Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля. По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым — словом категории состояния. Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. В настоящем времени сказуемым может являться слово нет. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола. Сказуемое — слово категории состояния образует в безличном предложении составное сказуемое.)
2 группа - Прочитайте примеры безличных предложений, данные в компьютерной программе. (На улице вечереет. Ногу свело. «Сидеть!» – скомандовал проводник Караю. Детям надо отдохнуть.)
1 группа - Приведите свои примеры безличных предложений.
4. Выполнение тренировочного упражнения. - Теперь потренируемся в определении типов односоставных предложений.
Учащиеся 2 группы не закрывают учебники (таблицу), чтобы обращаться к ней, если возникнут трудности при выполнении задания.
Учащиеся 1 группы работают без таблицы. Обратимся к карточке №1. На ней записаны односоставные предложения. Вы должны определить тип каждого предложения сначала вслух устно, а затем записать его на свободной строчке рядом. (Учащиеся отвечают друг за другом) КАРТОЧКА №1 1. Всё грущу о шинели. (Ю. Друнина) опр. - личн. 2. Десять суток нам дают для отдыха. (С. Наровчатов) неопр. –личн. 3. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. (А. Яшин) опр.- личн. 4. Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л. Татьяничева) неопр. –личн. 5. Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт. (М. Агилер) назывн. 6.Тянет холодом зимних дней. (А. Сурков) безличн. 7. Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. (М. Агилер) назывн. 8. Ивот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. (О. Берггольц) безличн.
Выполнение тестирования. - Проверим, как вы вспомнили тему «Односоставные предложения». Выполним тест. Из четырёх ответов вам нужно выбрать один и пометить крестиком в клеточке, соответствующей номеру и варианту ответа. Работу выполняем как на ЕГЭ Чёрными гелиевыми ручками. Положите пред собой карточку №2»( Учащиеся 2 группы могут 2 раза обратиться к помощи таблицы.)
КАРТОЧКА №2 1. Найдите среди данных предложений односоставные. А. Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. Г. Тротуары заливают асфальтом. 2. Какое из данных утверждений является верным? Односоставные предложения – это… А. Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного слова. Б. Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух слов. В. Предложения, которые употребляются только в разговорной речи. Г. Неполные предложения. 3. Найдите безличное предложение. А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Г. Газеты приносят утром. 4. Какое из предложений определённо – личное? А. Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк. Б. Потемнело вдруг. В. Что там говорят по радио? Г. Искали нужную книгу на этих полках уже третий час. 5. Укажите назывное предложение. А. страшись, о рать иноплеменных. Б. Ведут к нему коня. В. Постепенно темнело. Г. Тёмные аллеи. 6. Какое из предложений неопредёлённо – личное? А. Люблю грозу в начале мая. Б. Уже совсем стемнело. В. В дверь постучались. Г. В избе жарко натоплено. 7. Определите тип предложения. В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. А. двусоставное Б. определённо – личное В. неопределённо – личное Г. безличное БЛАНК ОТВЕТА К КАРТОЧКЕ №2 1 2 3 4 5 6 7 А Б В Г - Проверим выполнение теста. На доске я открываю ключ к тесту. Возьмите красную ручку, зачеркните неверные ответы, если они есть.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок. (3человека) - У кого 1 ошибка? (2человек) - Две? (2 человека) - Три? (1 человек) С тестом вы справились. 6. Работа с бланками ответов ЕГЭ. - Положите перед собой бланки ответов ЕГЭ. Обратите внимание, что с одним и тем же бланком мы будем работать несколько уроков, выполняя разные типы заданий. Сегодня нас интересует часть ответов на задания типа В, задание под номером В4. Вы уже знакомы с правилами заполнения бланков ответов ЕГЭ. Напомните мне привила заполнения части В. (Ответ записываем цифрами или печатными буквами. Один знак в одной клеточке.
Исправить ответ можно, используя поле «Замена ошибочных ответов на задания типа В», в котором двузначным числом указать номер ответа, а затем вписать сам ответ