А.В. Егорова
Воспитатель, МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан
Роль художественного творчества в духовно-нравственном становлении личности Ребенка – дошкольника.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Душа не может думать не рисуя.
Аристотель
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российского дошкольного образовательного учреждения: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции ДОУ – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, в приведенных результатах освоения образовательной программы дошкольного образования. [1]
К сожалению, современная педагогика переживает острый кризис, вызванный сугубо материалистическим, бездуховным, авторитарным подходом к воспитанию детей. Она практически не уделяет внимания тому, что любовь есть важнейшая составляющая воспитания, ибо без неё невозможно найти путь к сердцу ребенка. Сегодня лишь гуманная педагогика дает возможность одухотворить педагогический процесс. Основываясь на таких глубоких понятиях, как Любовь, Красота и Знание, она расширяет сознание педагога и учит его относиться к ребенку как к носителю божественной сущности. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.». [2]
Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка.. Для достижения поставленной цели в своей работе я используя приемы и принципы гуманной педагогики и, среди прочих, средствами художественного творчества. Именно художественное творчество является основополагающим в развитии детей дошкольного возраста. Основным видом деятельности считаю использование средств художественного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, так как это позволяет не давать детям готовые знания, а вести их к познанию через развитие чувствознания.
- Как сделать образовательный процесс наиболее интересной деятельностью для детей дошкольного возраста?
- Как сделать так, что бы материал, который я даю детям на занятиях, ими был успешно усвоен?
В нашем детском саду используется метод арт-упражнения, как итог образовательной деятельности.
Что же такое арт-упражнение?
Арт-упражнение – это упражнение основанное на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности, которые позволяют сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, которые возникают в ходе образовательной деятельности.
Вот почему итог образовательной деятельности я провожу в форме арт-упражнений, что позволяет, во-первых, вызвать эмоциональный отклик детей по теме занятия и, во-вторых, закрепить полученные знания через формирование чувствознания, что является наиболее важным именно в дошкольном детстве.
Внедренные в образовательный процесс арт-упражнения способствовали выражению понимания детьми полученных представлений и воплощению эмоционального отклика на содержание образовательной деятельности.
Помимо вышесказанного, эстетическая деятельность способствует формированию у детей эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения, а в процессе создания коллективных работ - положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной деятельности художественным творчеством воспитанники приобретают и совершенствуют опыт общения. Чем совершеннее общение, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт участника общения. Богаче становится духовный мир ребенка. [4]
Помимо прочего, использую такие формы работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам, использование литературных и музыкальных произведений, способствующих созданию образа в сознании детей. Например, при рассматривании репродукций картин к дню матери, обращаю внимание, что главное предназначение женщины – материнство. Дети вбирали и пропускали через себя образы и выражали своё отношение в своих рисунках. [5]
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Таким образом, раскрывая талант ребенка, мы способствуем его духовно-нравственному росту.
Список литературы:
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (2013г.).
Ш.А. Амонашвили. Школа жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Ш.А. Амонашвили. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Издательство: Международный центр Рерихов, 2002.
А.П. Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» / - М.: Мозайка-Синтез, 2001.
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» / - М.: Сфера, 2004.
Т.С. Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» / - М.: Педагогическое общество России, 2005